План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Ятманова Нина Петровна

 

Цели урока:        1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.

2.Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, связную речь.

3.Воспитывать самостоятельность,  чувство дружбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Род имён существительных30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Род имен существительных   3 класс ( по учебнику  Т.Г.Рамзаевой)

Цели урока:        1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.

2.Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, связную речь.

3.Воспитывать самостоятельность,  чувство дружбы.

I.Организационный момент, сообщение целей урока

– Закрыли глаза, сели удобно. Представьте себе, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение.

(под музыку)

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- Давайте все вместе произнесем слово «весна». Какие картины возникли перед глазами? Какие звуки вы слышите? (Весна – это свет, радость, счастье, любовь, ручьи, цветы, капель, сосульки, пение птиц, зелень трав.)

- Сейчас месяц март. А март – первый месяц весны. По каким признакам мы можем определить, что наступила весна? (Дни становятся длиннее, солнце светит ярче, тепло, капают капели.) Но зима не хочет отдавать свои права Весне. То светит яркое солнце, то снег идет, то дождь, потом опять морозы. И наша задача сегодня на уроке: освободить Весну из крепких оков Зимы. Но для этого нам нужны новые знания. А за знаниями мы отправимся к Мудрой сове. Она нам будет помогать и наблюдать за нами.

-Все готовы помочь Весне? (Да)

II.Повторение.

- Давайте вспомним, что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы отвечают?

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? и что? (примеры)

III.Работа по теме урока.

- Чей пенал? (мой пенал). Запишите: «Пенал мой». Подчеркните слово мой. Какой он? (Он красивый)Подчеркните слово он.

- назовите имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой. (стол, дом) мой…, мой….

Это имена существительные мужского рода

-Чья ручка? (Моя ручка). –Она какая? (Она красивая)

( аналогично) Это имена существительные женского рода.

-Чье мыло? (мое мыло) – Оно какое? (оно душистое)

( аналогично) Это имена существительные среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода.

Тема нашего урока «Род имен существительных». Как же появился род у слов – существительных? Давайте послушаем сказку, которую нам расскажет Мудрая сова.( Слушание записи)

«Из этой истории вы узнаете, как у слов – существительных род  появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

   И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден.»

   А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром они принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

  Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали сто и стул, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопределенными, пусть останутся среднего рода.)

   Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, еще предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.»

2.Вывод:       итак (на доске)

         Род мужской, конечно, мой:

         Мой сад, мой брат, стул мой.

         Женский род, помню я,    

То, про что скажу,-моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род-оно моё:

Моё окно, село моё.

-Сколько родов у имён существительных? (3 рода, м., ж., ср.)

3.Работа над правилом стр.152

-Как определяем род имен существительных? (Как узнать род имени существительного?)

IV.Физкультминутка для пальцев.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки (раскрыть пальчики)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет (шевелить пальчиками)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальцы сжаты в кулак)

Тихо засыпают,

Головой качают (вращение кистями рук)

V. Чистописание.

Школа     дом      окно

Мы многое знаем о роде имён существительных

VI.Закрепление изученного

1.Упражнение 404 (устно) – давайте попробуем определить род имен существительных по учебнику (стр.152 Лебедь)

VII.Физкультминутка

2.Самостоятельная работа (карточки)

   (разноуровневые задания условные знаки на доске)

№1 Напиши три существительные, обозначающие растения, три- обозначающие птиц, три- обозначающие домашних животных. Определите род имён существительных.

№2 Запишите существительные. Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

№3 Запишите слова, определите род.

Берёза, дерево, птица, молоко, мороз, небо, птица, скворец, ручей, платье.

3.Игра «Четвертый лишний»

Март, апрель, февраль, май (зимний месяц)

Береза, клен, ель, дуб (Хвойное растение)

Синица, дятел, кукушка, сорока (м.р. улетают на юг)

Астра, подснежник, колокольчик, гвоздика

-Почему подснежник так назвали? От какого слова оно произошло? (снег) Разберем по составу: подснежник. (читают стихотворение о подснежнике)

                  Подснежник.

В саду, где березки столпились гурьбой

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва, потянулся из всех своих сил,

Потом улыбнулся и тихо спросил:

«Я вижу, природа светла и чиста.

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

4.Работа в парах. Запишите 3 предложения о подснежниках: повествовательное, вопросительное, побудительное.

1.На лесной поляне расцвел подснежник.

2.Почему ты сорвал так много подснежников?

3.Сережа, не рви подснежники.

5.Игра «Букет цветов».

-Ребята, вы любите цветы? А давайте, соберем букет. Мы должны собрать два букета цветов. Как же мы будем составлять букеты? В один букет соберём  цветы, которые  женского рода, а в другой -мужского: астра, роза, гвоздика, лилия, фиалка; мак, тюльпан, ирис, подснежник, колокольчик, нарцисс ( рисунки цветов).

6.Групповая работа. Составление текста по картине. (записывают в черновиках)

7.Запишите предложения. Подчеркните главные члены, укажите части речи.

Яркий (прилаг.) луч (сущ.) солнца (сущ.) осветил (глаг) верхушку (сущ.) клена (сущ.).

8.Игра на внимание

- если вы услышите имя существительное , сделаете хлопок.

Бег, ярко, прекрасный, облако, стук, радость, смех, ящерица, стучит, ночной, ночь.

VIII.Домашнее задание. Упражнение 406 – озаглавить, списать, найти имена существительные, подчеркнуть. (2 группа-1 группа) указать род.

IX.Обобщение урока.

-Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь: (низко)

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь (близко)

Скажу я слово «потерял»

И скажешь ты (нашел)

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты (герой)

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай (конец)

-Вот и подходит к концу наш урок. Что нового узнали сегодня на уроке?

-Сколько родов у имен существительных? Какие роды? Как определяем род имен существительных?

-Ребята, как вы думаете, хорошо работали мы сегодня на уроке? Хватает ли у нас знаний , чтобы освободить Весну из-под власти Зимы?

Мудрая сова: «Довольна вами, все старались, хорошо работали».

(входит Весна)

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи

Вылезайте муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь,

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

-Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что вы хорошо работали на уроке и освободили меня. С собой я принесла первые весенние цветы – подснежники. И хочу я подарить их вам.

(песня Веснянка)

-Спасибо. Ну мне пора. У меня очень много работы. Недаром говорят:

 «Весенний день – год кормит». До свидания. Будьте хорошими учениками, учитесь только на «4» и «5».

-До свидания.

X.Конец урока. Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Словоизменение имен прилагательных

Русский язык    4 класс Словоизменение имен прилагательных. План-конспект урока с использованием ЭОР...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока "Склонение имен прилагательных"

Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных" с презентацией....

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...