план- конспект «Три склонения имени существительного»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Таймасова Валентина Аверкиевна

План конспект составлен по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_4_kl.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Три склонения имени существительного»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных

Задачи:

  • учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
  • продолжить работу по выработке навыка склонения имен существительных, умений определять склонение, род существительных;
  • исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;
  •  путём организованной учителем поисковой работы и  использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся  без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова- помощники для определения безударных падежных окончаний существительных.

УУД, формируемые  на уроке:

  •  -личностные:  развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;
  •  -коммуникативные:  учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  •  -познавательные:  выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом  в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;
  •  -регулятивные:  учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Оборудование и технические средства обучения:

  •  Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс , учебник  -М..Просвещение, 2013.
  • Видеопроектор,  интерактивный  тренажёр  (склонение  существительных):  
  • интерактивный тренажёр для физкультминутки, слайд для проверки задания 2 группы, слайд для проведения рефлексии урока.      

  • Рабочие материалы для обучающихся: карточки с различными частями речи, памятка « Имя существительное», листы для склонения существительных, маркеры, ножницы, карточки с разноуровневыми заданиями (2 уровня) для самостоятельной работы.
  • Ключевые слова:  самостоятельно откроем новый орфографический секрет имён существительных; наблюдаем за окончаниями, устанавливаем закономерности; проверяем в учебнике правильность своих выводов, ,открываем карточку с секретом на доске, закрепляем новое знание; оцениваем свою работу  , делимся впечатлениями от урока.

Ход урока

  1. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

 Повторение изученного.

 На экране словосочетания: (2-й слайд )

Ехали (по) ш…с…е

Ели  з...ефир

Купили п…льто

Вышел (из) м…тро

Цвели (на) г..зоне

        Прочитайте эти словосочетания. Разделите их на группы по какому- либо признаку. (Работа в паре)

-Данные словосочетания можно разделить на 2 группы по составу. Словосочетания купили пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлогов, а остальные словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом.

-Как пишутся существительные с предлогами?

-Существительные с предлогами пишутся раздельно.

Также данные словосочетания можно разделит на 2 группы в зависимости от рода имеющих в них существительных. В словосочетаниях ехали по шоссе, купили пальто, вышел из метро существительные среднего рода, а остальных словосочетаниях - мужского рода: зефир, газон.

- Эти существительные можно разделить еще на 2 группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные. Существительные зефир, газон склоняемые, а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые.

- Что такое склонение?

- Изменение имен существительных по вопросам называется изменение по

падежам или склонением.

        3. Минутка чистописания.

-На минутке чистописания мы будем писать 3 буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?

- Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном пальто, который стоит в винительном падеже.

- Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая эта буква и в каком слове она находится?

- Это буква о.  Она находится в несклоняемом существительном шоссе, которое стоит в дательном падеже.

- Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое состоит в родительном падеже и   обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

- Это буква т. Она находится в слове метро  и обозначает парный глухой твердый согласный звук  /т /

- Составьте цепочку из строчных букв  а, о, т   так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.

аот  оат  аот

  1. Словарно – орфографическая работа. (работа в паре)

     На экране запись:

Банан,  иволга, барабан, лопата, игрушка,  окно, тычинка, единство, король, ананас  (3-й слайд )

        Прочитайте эти слова. Соедините первые буквы существительных. Какое слово получилось?

- Это слово библиотека.

- Что такое библиотека?

- Библиотека-это помещение для хранения книг.

- Правильно, молодцы! Слово библиотека - одна из самых древних. Оно пришло к нам из греческого языка. Библио по – гречески  «книга», текос – «хранилище». Библиотека – книгохранилище. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотека глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала, Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитых библиотек Ивана Грозного, Петра I.

Найдите слово библиотека в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?

- В слове библиотека  три непроверяемые безударные гласные: и, и, о.

- Составьте со  словом библиотека  предложение.

       

  1. Изучение нового материала.

     На экране появляется слова: страна, мать, баня, конь  море, дядя, карандаш, тетрадь, дедушка, окно, кровать

(4-й слайд )

- Прочитайте написанные на экране слова, найдите в них общее.

- Все слова – имена существительные. Все существительные в единственном числе.

- Эти слова разделите на 3 группы, используя таблицу, которую вы видите на экране.      (5-й слайд )

                 

  1. -е скл.

2 - скл.

3 – е скл.

М.р.

 

М.р.

Ж.р.

Ж.р.

Ср.р.

- Назовите существительные, которые вы отнесли вы к 1 группе.

Какие слова отнесли вы к 2 группе? Какие слова к 3 группе?

По каким признакам группировали существительные?

- По их роду и окончанию.

- Молодцы, правильно. С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 го склонения

( в каждой цифре прикрепляю слово СКЛОНЕНИЕ).

- Какие существительные относятся к 1 –му склонению?

- К  1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода

с окончаниями  -а, - я.

- К  2-му склонению какие существительные относятся?

-Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.

- Какие существительные относятся  к  3-му склонению?

- К  3-му склонению относятся существительные женского рода

с  мягким знаком на конце

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

- Чтобы определить склонение имени существительного в именительном  падеже единственного числа, надо узнать его род и выделить окончание. По роду и окончанию можно определить  склонение.

- Каким образом мы распределяем существительных по склонениям.

(7-й слайд )

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м. р. –а, -я        

ж.  р.  -а, -я

м.р ,       нулевое

ср.р     -о, -е

ж.р.,

нулевое

страна, баня,  дядя,  бабушка,   дедушка,

море, карандаш, шкаф, конь,  , окно

мать, кровать, тетрадь

Вывод. (8-й слайд )

        В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Это существительные 1 склонения

        Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и  ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения.

        В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.

Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных».

- Как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного.

- Надо поставить это существительное в именительном падеже, узнать род, выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение существительного.

- Ребята,  сейчас вместе оставим алгоритм действий при определении склонения имени существительного, чтобы легче запоминалось.

(9-10-й слайд )  

Памятка

  1. Физкультминутка ( презентация)

  1. Закрепление.  Работа с учебником
  • Сравните свои выводы с правилом учебника.
  • Выполнение упражнение 25, 26 (стр.17)

 Прочитайте задание к упражнению.

  1.  Разноуревневая самостоятельная работа

      Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

          1 уровень

  • Упражнение в определении склонения имен существительных

Определите склонение следующих существительных:  яблоко,  ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

2 уровень

  • Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных

Отец,  деревня, торжество, везение, чародей, зной.

  1. уровень
  • Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы

В..сна, р..ка, ст..ло, стр…ла;

Ст..на, св…рло, оз…ро, гн…здо;

Скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок;

В…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да;

Топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль. 

        9.  Домашнее задание.

 Подобрать и записать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.

        10. Подведение итогов. Рефлексия. (11-й слайд ) (Проверка знаний. Самооценка смайликов)

 -Что узнали нового на уроке?

- Что такое склонение?

- Какого склонения бывают имена существительные?

- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?

К 3 склонению?

Пояснительная записка

Автор: Таймасова Валентина Аверкиевна

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

УМК: «Перспектива»

Класс: 4

Тема урока: Три склонения имени существительного

Тип урока: овладение новым знанием

Формы работы учащихся: фронтально-индивидуальная работа

Автор: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс , учебник  -М..Просвещение, 2013

Количество часов в неделю: 3

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование:  конверты с разноуровневыми заданиями с пометкой  разного цвета

Техническое оборудование: мультимедийный проектор,  интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)

Цели урока:        1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...

"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...

Конспект урока "Склонения имен существительных"

Конспект урока "Склонения имн существительных"...

План-конспект урока "Склонение имен прилагательных"

Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных" с презентацией....

План-конспект урока русского языка в 4 классе VII вида по теме: «Три склонения имени существительного»

Цели: -       - обобщить знания учащихся об основных типах склонения имени существительного;-       закрепить умение различать существительн...

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...