Главные вкладки

    Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Катина Тамара Викторовна

    Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

    профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов

    «Мордовский республиканский институт образования»

    Индивидуальный проект мультимедийного урока

    слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности

    младшего школьника в современных условиях»

                                                                                                                                               Выполнила: Катина Т.В.,

                                                                                                                                                        МБОУ «Редкодубская СОШ»,

                                                                                                                                                     учитель начальных классов 

                                                                                                                                                                                                                         

    Саранск  2015 г

    Учебный предмет: русский язык

                Класс: 4

                Тема урока и номер урока в разделе: « Три склонения имён существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»  ( урок №1)

                Цель: Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

         Планируемые результаты: 

    Личностные УУД: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    Метапредметные:  

    Регулятивные УУД: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

    Коммуникативные УУД:  выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений

    Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя)

     Предметные:  Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

              Материально-техническое обеспечение: (состав используемого УМК, оборудование) 

     В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский  язык. 4 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений в  двух  частях. -  М.: Просвещение, 2014.,  УМК «Школа России»,   мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные компьютеры для учащихся.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность детей

    Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

    Обоснование целесообразнос-ти использова-ния ЭОР

    Время (в мин.)

    I. Мотивация

    (самоопределе-ние)

    к учебной деятельности

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Слушают учителя.
    Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

    1 мин.

    II. Актуализа-ция знаний.

    Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).

    Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

    о проделанной работе.

    Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

    Читают словосочетания, указывают падеж.

    4 мин

    Минутка чистописания.

    Проводит минутку чистописания.

    – Запишите буквосочетания.

    – Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Разберите его по членам предложения. Над

    словами обозначьте части речи.

    Дети прописывают буквы и слова,  сверяя с образцом.

    Деревья в голых осенних садах озябли и дрожали
    от хол
    ода.

    4 мин

    Работа над словами с непроверяемым написанием

    Работа с ЭОР

    Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

    Организует работу с ЭОР

    Запишите словарное слово в индивидуальные словарики

    – Подберите однокоренные слова к слову «аптека»

    Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

    Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

    Аптека

    Информационный ресурс.

    Карточка с текстом и картинкой.

    http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1072/d-1071948/img2.jpg

     

    Ознакомление с новым словарным словом

    3 мин

    III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

    Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

    – Прочитайте тему урока.

    – Сегодня на уроке будем учиться определять тип склонения имен существительных

    Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

     

       

    1 мин

    IV. Объяснение нового материала.

    Наблюдение над языковым материалом

    Работа с ЭОР

    Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Организует работу с ЭОР. Проверка выполнения задания идёт фронтально.

    - Склонение – изменение существительных по падежам и числам. Тип склонения имени существительного определяется по начальной форме – именительный падеж, единственное число. Существительные распределяются по трем типам склонения.

    К 1-му склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями –а, -я : зима, лиса, Илья.

    Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (слон, пол, планетарий), все существительные с окончаниями

     –о, -е (окно – средний род).

    К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (степь, совесть).

    Организует работу с ЭОР. Сравни изменение имён существительных по падежам. Что ты заметил? (Кино, пони)

    Учащиеся коллективно  

     работают с ресурсом. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия)

    Наблюдают, вписывают окончания имен существительных, сравнивают их.

    Читают и объясняют правило в стихах.

    Существительным зовусь,

    На три склонения делюсь:

    1-е склонение – с окончаньем  и  –

    Рода женского и мужского, друзья.

    2-е склонение – род мужской без окончанья,

    А средний род – ,  – плавное звучанье.

    3-е склонение – род женский с ь на конце всех слов.

    Запомни – это правило для всех учеников!

    Часть существительных не изменяются по числам и падежам. Это несклоняемые имена существительные. У этих слов нет изменяемой части слова, поэтому у них нет окончания.

    Имена существительные 1 склонения

     Практическое задание, наблюдение.

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d57cfe2-4f90-40dd-b591-356fe1739803/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_078%5D.html

    Имена существительные

    2 склонения

    Практическое задание, наблюдение.

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9474d5d3-6959-4f98-b6a9-56672084c642/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_079%5D.html

    Имена существительные 3 склонения

    Практическое задание, наблюдение.

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e50857b-93ec-4cae-b5b6-04d9779f2eda/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_080%5D.html

    Неизменяемые имена существительные

    Материал для наблюдения и запоминания

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3a89510-c567-45ce-953b-a658bd1d1d7c/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BTQ_081%5D.html

    Знакомство с первым типом склонения, изменение имен существитель-ных по падежам.

    Знакомство со вторым типом склонения, изменение имен существитель-ных по падежам.

    Знакомство с третьим типом склонения, изменение имен существитель-

    ных по падежам.

    Наблюдение за неизменяемыми сушествитель-

    ными на примере слов

    10/ 8 мин

    V.Физкультми-

    нутка

    Организует отдых детей.

    Выполняют

    физические упражнения.

    3 мин.

    VI. Первичное закрепление знаний

    Работа по учебнику (упр.154)

    Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

    – Прочитайте. Спишите, добавляя окончания имен существительных в начальной форме.

    – В чем сходство и различие данных имен существительных?

    – Укажите род имен существительных, выделите их окончания.

    – Обратите внимание, что вы записали имена существительные 1-го склонения.

    Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении.

    Списывают, добавляя окончания имен существительных в начальной форме.

     Данные существительные в начальной форме имеют окончания -а, -я. Относятся к мужскому или женскому роду.

    4 мин

    Работа

    по учебнику

    (упражне-

    ние 155)

    – Прочитайте. Докажите, что данные имена существительные относятся к 1-му склонению.

    – Спишите. Обозначьте род имен существительных, выделите окончания

    Списывают. Обозначают род имен существительных, выделяют окончания.

    Выполняют звуко-буквенный разбор слова «Илья»

    4 мин

    VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. 

    Работа

    по учебнику

    (упражне-

    ние 157).

    Работа в парах.

    Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

    – Прочитайте загадки. Спишите их и запишите отгадки.

    – Найдите в загадках имена существительные. Обсудите, как узнать, какие из них относятся

    к 1-му склонению.

    Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Работают в парах. Списывают загадки, записывают отгадки. Указывают имена существительные 1-го склонения.

    4 мин

    Игра «Найди «лишнее»

    слово».

    Проводит игру «Найдите “лишнее” слово».

    – Определите, по какому принципу собраны слова
    в группу, и найдите «лишнее» слово.

    1-я группа: улыбка, юноша, болезнь, природа.

    2-я группа: радость, болото, упрямство, окно.

    3-я группа: парта, площадь, пыль, тетрадь.

    4-я группа: в лесу, на столе, в доме, картина.

    Работают в группах. Находят «лишнее» слово.

    Рассуждают.

    2 мин

    Работа с ЭОР

    Организует работу с ЭОР, подводит итог работы.

    Распредели слова по колонкам: шимпанзе, звено, суфле, перо, шоссе, фонтан, ателье, мадам, бревно, кенгуру, жюри, облако, пальто, окно.

    Выполняют практическое задание, делят имена существительные на группы

    Несклоняемые имена существительные Практическое задание для индивидуального выполнения

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52265538-64ba-4397-addf-a46c6f20ee0f/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_084%5D.html

    Упражнение в распознавании

    склоняемых и несклоняемых слов.

    3 мин

    VII. Итог урока. Рефлексия.

    Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

    – Что особенно заинтересовало вас во время урока?

    – Что нового узнали на уроке?

    – Сколько склонений существительных в русском языке?

    – Какие существительные относятся к 1-му склонению?

    – Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

    – Какие существительные относятся к 3-му склонению?

    – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

    Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

    Читают правило о склонениях в стихах (см. с. 245)

    3 мин

    Домашнее задание.

    Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

    – Выполнить задание 126 в рабочей тетради, упражнение 156 в учебнике

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    1 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

    Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

    Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

    Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

    Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....

    Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"

    конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...

    Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"

    конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...

    «Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

    Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

    Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

    Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...