Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК по русскому языку 4 класс «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

                     ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного

 Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных.

1.   Языковая разминка.

Запиши полные имена, обозначь склонение имен существительных.

Сережа (1-е скл.) - Сергей (2 –скл.), Ваня, Люба, Коля, Петя, Саша, Миша, Наташа, Валя, Володя, Таня.

-Можете назвать свои имена (2,3 примера)

- Что называется склонением имен существительных?

2. Словарная работа.

Запиши существительные в именительном падеже единственного числа. Вставь пропущенные буквы. Окончание подчеркивай, а в скобках укажи склонение.

Вор…бьи, гор…да, д..ревни,  з…воды, с…поги, комн…ты, каб…неты, к…нструкт…ры,к…нцерты,г...зеты, ябл….ки, яг…ды, м..г…зины, п..м…доры.

Перечислите все признаки, которые вы знаете у имён существительных. Называют признаки в свободном порядке. Учитель их записывает на доске (можно «разбросать»).

– А теперь попробуем их собрать. Как их можно сгруппировать?

– В каком порядке их можно выстроить? Что для этого нужно знать?

Формулирование проблемы.

 Назовите тему урока, на котором мы будем «выстраивать» признаки в определённом порядке.

Записывается тема урока:

Морфологический разбор имени существительного.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

– Какова последовательность в расположении признаков при морфологическом разборе имени существительного?

– Что значит постоянные признаки? А непостоянные?

– Какие признаки относятся к постоянным? К непостоянным?

Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы, объясните смысл. Запишите, подчеркните существительные. Морфологический разбор ( на чужбине) на доске.

 учитель анализируют образец разбора, затем 2–3 имени существительных разбирают коллективно, остальные слова самостоятельно с дальнейшей проверкой – проговариванием вслух.

На чужбине и калач не в радость. Товарищ за товарища в огонь бросается. Ошибку можно исправить, ложь – никогда. Как ни долга ночь, а рассвет будет.

Ответь, у существительных какого склонения после шипящих пишется мягкий знак.

Работа по карточке.

Спиши текст. Составь схемы предложений. Выполни разбор имен существительных как части речи по образцу, данному в учебнике.

Самостоятельная работа. Выборочная проверка учителем.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Проснулась земля. Вспорхнул жаворонок  и вылетел из гнезда. Весело запрыгал зайчик и побежал добывать себе травку на завтрак.

Самостоятельная работа. Выборочная проверка учителем.

Итог урока.

– При характеристике имени существительного в тексте какие признаки мы указываем сначала, а какие потом? (Падеж, число – непостоянные.) Почему? (Потому что слово в тексте изменяется, стоит в какой-то форме; эти признаки можно определить сразу, а постоянные признаки – по начальной форме.)

– А при выполнении морфологического разбора как располагаются признаки?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "

Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...

Презентация Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён с

Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...