Конспект урока "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  
                  по  теме: «Склонение  имён  существительных»

1.  Ф.И.О. Оскреткова Э.И.

2.  Класс   4В

3.  Тема:   «Склонение  имён  существительных»  

4.  Тип  урока: урок  новых  знаний

5. Формы  работы  учащихся: фронтальная, индивидуальная   и  групповая

6. Необходимое    оборудование: дидактический  материал.

  Цель  урока: дать  понятие  о  склонении  имён  существительных.

Задачи:

обучающие:  

  • формировать представление  о   склонении  имён  существительных;
  • учить  распознавать  падежи  имён  существительных  по  вопросам;
  • склонять  имена  существительные;

развивающие:  

  • развивать  речь   учащихся,   умственную  деятельность (выполнять    операции  анализа,  синтеза,  способность  наблюдать,  делать  выводы,  строить  план  своего  ответа);                  

воспитательные:  

  • воспитывать  интерес  к  предмету;
  • чувство  взаимопомощи;
  • аккуратность  при  выполнении  письменных   работ.

предметные:

  • умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами,                осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;
  • первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
  • умение изменять имена существительные по падежам;

метапредметные:

  • умение формулировать цели своей деятельности;
  • умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

личностные:

  • коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

- Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте  дату и вид работы.

Запишите без ошибок.

2. Минутка чистописания. 

Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

         П . года, п . нал, п . льто, п . сок, п . суда, с.бака,  пш . ница.

- Какие же буквы будем писать?

- а, о, е.

3. Словарная работа.

Вернёмся к нашим словам. Что у них общего?

Все они словарные и являются именами существительными.

Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним и почему?

Собака – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.

Составим предложение с данным словом.

Например: Во дворе гуляет злая собака

Найдем грамматическую основу. Определим части речи.

4. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный  опрос.

- Какой раздел русского языка мы изучаем?

- Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.

- Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.

-Какие слова называются именами существительными?

- Какими бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на карточках:

    Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

(       ?) друг        

(       ?)друга

(       ?)другу

(       ?) друга

(       ?)другом

(       ?) о друге

- Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг               кого? друга

                             кого? друга            кем? другом

                             кому? другу          о ком? о друге

- Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Для чего же существительные в тексте изменяют свою форму?

-Чтобы правильно употребляться в речи.

-Такое изменение формы имени существительного называется склонением или изменением по падежам. Так какая же тема нашего урока?

«Склонение имён существительных».

-Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

-Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам ) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.

4. Изучение нового материала. 

-Слово «сосна» в упражнении 6 раз изменила свое окончание.

- В русском  языке 6 падежей и каждый имеет свое название:

1.Именительный

2.Родительный

3.Дательный

4.Винительный

5.Творительный

6.Предложный

В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать грамотно, красиво.

    Существительные разных падежей отвечают на разные вопросы. Сейчас вы послушаете стихи, в которых каждый падеж рассказывает о себе. И в этих стихах прозвучат вопросы, на которые отвечают существительные в том или ином падеже.

У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких друзей.


Именительный. Он – начинающий  падеж,
              Вопросы – КТО?  и  ЧТО?
              В  нём – мама,  папа,  слон,  манеж,
              И  школа,  и  пальто.
.
Родительный.  Вопросы:  Нет  КОГО?  ЧЕГО?
              Нет  у  меня  братишки
              И  корабля – ни  одного,
              И  Винни-Пуха-мишки...
.
Дательный.    Это  яблоко,  скажите,
              Я  отдам  КОМУ?  ЧЕМУ?
              Может,  кукле?  Или  Вите?
              … Лучше  я  себе  возьму...
.
Винительный.  Ой,  в  игрушках – кавардак!
              Не  пойму  я  сам  никак:
              Обвинить  КОГО?  и  ЧТО?
              Ленку?  Кубики?  Лото?
.
Творительный. Хочу  я  песни  сочинять.
              С  КЕМ?  С  ЧЕМ   мне  ноты  изучать?
              С  сестрёнкой?  А  писать... пером
              Или  цветным  карандашом?
.
Предложный.   Я  думаю  О  КОМ?  О  ЧЁМ?
              О  Даше,  о  глаголах.
              Верней,   я  думаю  о  том,
              Как  надоела  школа…
.
Зато  теперь  все  падежи
Я  заучил  напамять.
Друзья  попросят - "Подскажи!" -
Скажу - "Учите сами!"

5.Работа с таблицей «Склонение имен существительных»

Просклоняем слова: лиса, стол, гнездо

6. Закрепление.

- Продолжим упражняться в определении падежей имён существительных и выполним упр. 67 на с.38.

Полынья - незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

7. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему учились?

8. Домашнее задание. с.39, упр.68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .

Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...