Технологическая карта по русскому языку для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Класс: 2 класс

УМК " Планета Знаний"

Предмет: русский язык

Тема урока: Однокоренные слова

   Цель:  знакомство с понятиями «однокоренные» (родственные) слова, «корень».

Задачи:

Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания - формирование  умения находить родственные слова, выделять в них корень

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

         

Технологическая карта урока

по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Класс: 2 класс

УМК " Планета Знаний"

Предмет: русский язык

Тема урока: Однокоренные слова

   Цель:  знакомство с понятиями «однокоренные» (родственные) слова, «корень».

Задачи: 

Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания - формирование  умения находить родственные слова, выделять в них корень

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты
Предметные:

научатся: находить родственные слова, выделять общую часть – корень;

получат возможность научиться: выполнять морфемный анализ слова.

Метапредметные:
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные  осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

Тип урока: «открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер,  учебная презентация, учебник «Русский язык. 2 класс, 1 часть» Желтовская Л. Я., Калинина О. Б.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Риски

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).

2. Чистописание.

3. Постановка целей урока.

4. Физкультминутка

5. Первичное восприятие и закрепление нового материала.

6. Встраивание нового материала в систему знаний.

7. Работа по карточкам. Взаимопроверка.

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности

10.Домашнее задание

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Посмотрите все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Ребята посмотрите все у вас готово к уроку?

Давайте все вместе  прочитаем стихотворение.

На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

– Что мы сейчас повторили?

 

– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?

 

        Сегодня я предлагаю вам отправиться в «В Страну Грамматика ». Но сначала  подготовим  ваши руки.

  1. Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Для того чтобы мы смогли  начать наш урок, я попрошу вас  заполнить  билеты. Откройте тетради и запишите дату:

А перед этим произнесем заклинание для ручки.

«21 ноября» и «Классная работа».

Перед вами лежат конверты со словами, вам нужно составить пословицу.

Конверт. Игра «Пословица рассыпалась».

Мудрым никто не родился, а научился. Как вы понимаете эту пословицу? Ваша главная задача –это хорошо учиться и все у вас получится.

Давайте теперь  красиво напишем эту пословицу в тетрадях.

Следите за высотой и наклоном букв.

– Девизом нашего урока будут слова…        

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту.

А что такое корень?

Сколько значений имеет слово «корень»?

Откуда мы можем узнать значения слов?

А что такое корень слова?

Как обозначается корень в словах?

Послушайте сказку.

- Жил-был корень . Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

-- Хотите сами стать такими садовниками?

  Игра  «Вырасти  дерево»  

(  На   доске   плакат  с  нарисованным   деревом )

-  Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?

-  Давайте с вами сами посадим дерево , с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово и записывать его в тетради.

- Работник,  занимающийся  уходом  за  садом  (садовник)

- Специалист,  разводящий  сад  (садовод)

- Место,  на   котором   посажены  растения,  а  также   сами  посаженые   растения  (посадка)

- Выкопав   растение,  посадить  его  в   другое    место   (пересадить)

- Небольшой   садик,  цветник   перед   домом   (палисадник)

-  Цветок растущий   в  саду  (садовый)

-  Закапывать  корнями  в  землю   или   сеять   для   выращивания  (посадить)

- Молодые   растения,  выращенные  специально   для  пересадки  в  другое место

(рассада).

Давайте теперь обозначим корень в этих словах. А как вы думаете. Как можно назвать все эти слова? (однокоренные).

Как вы думаете, как называется тема нашего урока?

А чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Сформулируем цели нашего урока:

 - знать, какие слова называются однокоренными

- уметь подбирать однокоренные слова слова.

 Давайте попробуем сформулировать правило, что такое однокоренные слова?

Вывод  :  Слова,   которые   имеют один   и   тот  же   корень   и   одинаковое   значение,   называются   однокоренными.

-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 80).

- Прочитайте про себя, вслух.

-Правильно вы сформулировали правило? (да)

-Молодцы, ребята!

Вы, наверное устали? Давайте отдохнем.

Откройте учебник на стр. 81, найдите упр.4. Прочитай задание. Нужно собрать в «семейки» однокоренные слова, записать их, обозначить корень.

А теперь поиграем в игру  «Засели домик».

Одновременно в два домика приехали  «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?

На доске:      лис-                мор-              вод-

                   Лиса              морской            вода

                    Лист              моряк               водичка

                 Лисонька          мороз              водный

                     Лисий            морячок           водитель

А теперь задание для каждого отдельно «Какое слово лишнее?». Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Найдите  однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, теплый, жаркий.

  • А сейчас мы подошли к лесной речке.
  • Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:     «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
  • Это однокоренные слова? Найдите в них корень?

 4.Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

  • Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
  • Почему гости не сразу приметили чужака?
  • Не поможете ли вы ему найти родственников?

   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

  • Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

 

Какие  мы цели ставили в начале урока?

- знать, какие слова называются однокоренными

- уметь подбирать родственные слова.

Мы достигли целей нашего урока?

Оцените свою работу.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Проговаривают стихотворение.

Читают стихотворение

Правила поведения на уроке.

– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.

Заклинание:

-Ручка! Мы с тобой друзья!

Нам писать на «3» нельзя.

Постараемся опять

И напишем все на «5».

В парах собирают пословицу

Человек же не рождается всезнающим, всеумеющим. Постепенно с годами накапливает свой жизненный опыт.

Мудрость приходит с годами.

Мудрым никто не родился, а научился.

Записывают пословицу

– …знаешь – говори, не знаешь – слушай.

(Корень)

Из толкового словаря

дугой

Отгадывают слова, пишут в тетрадь, выделяют корень слова.

Однокоренные слова.

Слова,   которые   имеют один   и   тот  же   корень   и   одинаковое   значение,   называются   однокоренными.

Выполняют упражнение 4

Дети по очереди выходят к доске и рядом со словом ставят «+» - если верно, «-»  - если неверно, «?» - если затрудняется.

Ребята обмениваются тетрадями в парах. Проводят проверку работы. Ставят оценку друг другу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс

Представлена технологическая карта урока русского языка в 4-ом классе 1-я четверть. Тема "Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки". Система Занкова...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Технологическая карта урока русского языка в1 классе по программе "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка в 1  классе по программе"Перспектива"Тема урока"Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...