Банк игр по русскому языку
статья по русскому языку на тему

Тляубаева Зульфия Галеевна

Предложены игры, которые помогут повысить познавательную активность учащихся, интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры по русскому языку73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

         Целенаправленное использование дидактических игр по русскому языку способствует не только развитию у детей интереса к изучению русского языка, расширению их лингвистического кругозора, культуры русской речи учащихся, созданию речевой среды.

Педагоги говорят о возможности использования в качестве дидактических игр многих учебных заданий и упражнений. Этому способствует привлечение интересного, яркого материала упражнения, непривычная формулировка познавательной задачи, включение новых приемов и способов работы, элементов соревнования, сотрудничества, игры, поощрение инициативы и творчества ребенка.

     Все игры помогают:

  • Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас учащихся в пределах тем, близких жизненному опыту учащихся;
  • Формировать навыки правильного литературного произношения новых слов и их форм;
  • Развивать и совершенствовать умение строить монологическую и диалогическую речь (умение говорить).

                                     

                                     

Банк игр по русскому языку.

Игры.

  1. «Поезд отправляется».

Прочитайте загадки. Отгадки «посадите» на нужный поезд.

-В лесу живет, кур крадет.

- Иголки лежали ,лежали, да в траву и побежали.

 - Один льет, другой пьет, третий растет.

2. «Какое слово последнее?»

- Родились у нас котята,

   Их по счету ровно…(пять)

- Солнце греет целый…(день)

   от жары я прячусь в…(тень)

 - Апрель, апрель,

   На дворе звонит…(капель)

-  Сонный мишка лег в…(кровать)

   Только слон не хочет…(cпать)

     3. «Лишнее слово»

Сравни слово в каждом столбике и найди лишнее слово:

заяц                   голова                 юла

медведь             нос                      кубик

лев                      рука                    мяч

4. «Сло-го-ви-цы»

Перед вами слоговица.

Постарайся ухитриться:

Слоговицу разгадать.

    И слова (всё-всё) назвать.

В слоговице каждая цифра обозначает какой - нибудь слог. Из этих

слогов и состоят слова в загадках:

1-2-3 - зимой дороги расчищает (Буль-до-зер

3-4-во влажный почве прорастает (зер-но)

2-5-4-игра для взрослых и детей (до-ми-но)

5-4-4-6-один из грозных кораблей  ( ми-но-но-сец)

5. «Доскажите словечко»

Кто живет у нас на крыше,

А в чулане живут ( мыши ).

Не поедет без бензина

Ни автобус , ни (машина).

По полям бегут ручьи

На дорогах ( лужи).

       Таким образом, игра должна приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряжённо мыслить. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение.              


                                                        


                           

Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: ширма, набор звучащих предметов- колокольчик, барабан, погремушка.

1. По звуку угадай предмет.

Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучащий предмет, называют его.

  1. Угадай звук.

Педагог произносит звук «про себя», чётко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший звук первым становится ведущим и игра продолжается.

                                                 

  1. Сигнальщики.

Оборудование: цветные карточки- сигналы.

Педагог рассказывает детям о том, какие функции выполняют на кораблях сигнальщики, как сложна и важна их работа. Далее предлагает детям на некоторое время стать  сигнальщиками и испытать себя. Для этого необходимо внимательно слушать произносимые педагогом звуки, слоги, слова и просигналить- поднять руку или цветную карточку- только тогда, когда прозвучит заданный звук.

  1. У кого хороший слух?

Оборудование: предметные картинки.

Педагог, показывая картинку, называет его. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии заданный звук.

Вариант. Педагог молча показывает картинку, дети проговаривают её название про себя и хлопают в ладоши, если в её названии есть заданный звук.

  1. Найди свой квадрат.

Оборудование: мел.

Проводится вне класса- в коридоре, на игровой площадке. Перед началом игры педагог вместе с детьми мелом проводит на полу несколько квадратов. В них, -объясняет он, будут прятаться имена детей. В 1 квадрате находятся те имена, в которых есть, звук К. Кто из детей сможет войти в этот квадрат? ( Дети, в именах которых слышен заданный звук, входят в квадрат и остаются в нём.) Во 2 квадрате – имена, в которых слышится звук Н; в 3 –звук А и т.д.

  1. Какой звук чаще всего слышим?

Педагог сначала подбирает несколько стихотворных отрывков, в которых часто повторяется один и тот же звук, например:

                     Белый снег, белый мел,                               Про пёстрых птиц поёт петух,

                     Белый заяц  тоже бел.                                  Про перья пышные, про пух.

              Скажи потише: «Шесть мышат»,-              Щёткой чищу я щенка,

              И сразу мыши зашуршат.                              Щекочу ему бока.

             Кот копеек накопил,                                       Жутко жуку

             Кошке козочку купил.                                    Жить на суку.

  1. Кто в домике живёт?

 Оборудование: набор пред. картинок, домик с окошками и кармашком для их вкладывания.

Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки и назвать изображённых на них животных. Далее он рассказывает и, что в домике могут жить только те животные, в названии которых есть звук С .Детям необходимо найти таких животных на картинках и поселить их в домик. Ответ поощряется фишкой.

  1. Загадки Петрушки.

  Педагог читает письмо, которое дети получили от Петрушки: «Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь  я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды- нынче урожай очень хороший. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук Р (рыжики, сыроежки, боровики), звук С (сыроежки, маслята, лисички)..Ягоды (костяника, черника, земляника).

  1. Чья команда победит?

Педагог помогает детям разделиться на 2 команды. Каждая команда подбирает себе название: одно начинается с глухого согласного звука, другое- со звонкого. За правильный ответ  -1 балл. Можно за время.

                                           

  1. Найди картинке её домик.

Оборудование: предметные картинки, 2 картонных домика с кармашками для них и с кружками на одном домике- красного, на другом- синего цвета.

У педагога на столе стопкой изображением вниз лежат картинки. Игроки по одному подходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, выделяют первый звук, определяют, гласный или согласный, после чего кладут картинку в её домик ( с синем или красным). Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может проводиться как соревнование.

Примерные картинки: утка, ослик, кот, санки, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

             

Игры, способствующие совершенствованию слухового

восприятия, развитию навыков слогового анализа и синтеза.

  1. Слог-шаг.

Ведущий даёт каждому игроку задание: «Сделай 2 шага вперёд»!, «Сделай 3 шага вперёд»!, Сделай  шаг вперёд»!

Игрок должен вспомнить слово , в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать и чётко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовал один произнесённый слог.

Жетон вручается игроку, правильно «прошагавшему» слово.

  1. Путаница.

Оборудование: наборы слогов.

Создаётся игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. У него получилось, например,: ба- ры, ба-со- ка, ро-во- на...

Детям предлагается исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов. Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных результатов.

  1. Сортировка слов.

Оборудование: у каждого ученика – карточки с трёхсложными словами и схемы указатели ударения.

Детям  предлагается разложить карточки с написанными на них словами на 3 группы (с ударением на слоге): 1,2,3. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит все свои карточки.

      Игры, способствующие закреплению зрительного образа букв и алфавита, развитию навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

  1. Поможем зверям.

Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.

Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились.  Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав алфавит.

Материал: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, ёж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.

  1. Буквенная эстафета.

Класс делится на несколько групп, по 4 человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. 1 ученик группы записывает букву и дописывает ещё одну потом передаёт лист товарищу, тот дописывает ещё одну букву. В результате должно получиться слово.

Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.

Игры, способствующие формированию знаний

 о частях речи и их признаках.

  1. Кто? Что?

Оборудование: предметные картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов; карточки с вопросами: «Кто?» и «Что?».

1 вариант:

классная доска делится на 2 части. На одной из них педагог прикрепляет карточку с вопросом:»кто?», на другой-« что?».Дети выходят по одному к доске, берут со стола учителя картинку, называют изображённый на ней предмет и ставят к слову вопрос.

  2 вариант.

   Педагог показывает картинку, дети поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображённый предмет.

  1. Ванька- встанька.

 Педагог называет собственные и нарицательные имена существительные. Дети встают, если слово пишется с большой буквы, и садятся, если слово надо писать с маленькой буквы.

  1. 5 ответов на одну букву.

Оборудование: плакат или запись на доске.

Перед началом игры рабочее поле доски делится на части по числу команд. Представители каждой команды одновременно в соответствии с заданием записывают слова на доске. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее других закончила выполнение задания.

М                                                       К

                   

Имя мальчика.                          Имя девочки.

Название города.                      Название деревни.

Название растения.                  Название инструмента.

Фамилия писателя.                  Название учебной вещи.

                                                   Кличка животного.

Название цветка.                      Найди ошибку.

Педагог произносит ряд слов, обозначающих названия предметов, и допускает одну «ошибку». Дети должны определить, какое слово лишнее в названном ряду и почему. Правильно выполнивший задание игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Материал:

Кукла, дом, море, вышла, ученик.

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

Девочка, мел, больше, карандаш, лягушка.

   Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

   Бежит, книга, окно, веретено, слон.

  1. Один- много.

 Оборудование: мяч.

Перед началом игры игроки образуют круг. Ведущий бросает мяч кому- либо из детей и называет один предмет. Ученик, поймав мяч, должен ответить словом, обозначающим много таких предметов.

  1. Скажи наоборот.

          Оборудование: мяч.

Педагог объясняет детям правила игры: Я произнесу слово и брошу кому- нибудь из вас мяч. Тот должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению.

Материал:

Мир-война, шум- тишина, утро- вечер, день-ночь, холод- жара, радость-грусть, слабость-сила, чистота- грязь, горе- счастье, труд- безделье, ложь-правда, потеря- находка, враг- друг.

 

  1. Кто внимательнее?

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки с условными обозначениями :Ж (женский род), М (мужской род), С (средний род).

Перед началом игры класс делится на 3 команды. Игроки каждой команды внимательно выслушивают названное учителем слово и, определив его род, поднимают карточку с символом.

 

  1. Кто скорее?

Оборудование: карточки со словами- существительными 1, 2, 3 склонения.

Педагог между 3 учениками поровну делит набор карточек со словами. Ученики, просмотрев свои карточки, определяют, сущ-е какого склонения они будут собирать. Далее начинают меняться с ненужными словами.

                       Имена прилагательные.

  1. Молчанка.

Оборудование: у педагога- карточки со словами, обозначающими признаки предметов, у учеников- карточки с вопросами: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Педагог показывает детям карточку со словом- признаком, ученики молча читают её и поднимают карточку с соответствующим вопросом. Например: «Глубокая- «Какая?».

  1. Образуйте прилагательное.

В этой игре один ученик называет имя существительное, а  другой должен быстро образовать от него имя прилагательное: хлеб- хлебный... Как только один затрудняется, меняются местами и называют  наоборот.

                         Глагол.

  1. Кто что делает?

Оборудование: у учителя- набор предметных картинок; у каждого ребёнка- карточки со словами- действиями.

Педагог выставляет картинки на наборном полотне. Дети выкладывают карточки с названиями действий перед собой на столе в той последовательности, в какой на доске расположены картинки. Первые 5 учеников поощряются.

Материал: повар, учитель, врач, столяр, маляр, токарь, пианист, часовщик; варит, лечит, учит, строгает, играет, красит ....

  1. Кто больше подберёт  слов?

Ученики делятся на 2 команды. Педагог называет глагол в неопределённой форме. Каждая команда к предложенным глаголам подбирает однокоренные глаголы с приставками: лететь- прилететь, залететь, улететь....

Игры, способствующие формированию знаний о составе предложения.

  1. Угадай знак.

Оборудование: у каждого ученика- по 3 карточки со знаками «.», «!», «?».

Педагог произносит предложение, дети поднимают карточку со знаком, который они поставили бы в конце предложения при его записи в тетради.

  1. Подвижные слова.

  Оборудование: карточки со словами деформированного предложения.

Класс делится на3-4 группы по4 человека в каждой. Все получают по карточке со словом, которую должны держать в правой руке.

По команде ученики каждой группы встают в шеренгу так, чтобы получилось предложение.

  1. Кто последний?

Оборудование: сюжетные картинки.

Педагог показывает классу картинку и составляет короткое предложение из 2 слов. Затем предлагает дополнить (распространить) его, каждый раз удлиняя на одно слово.

Игры.

  1. «Поезд отправляется».

Прочитайте загадки. Отгадки «посадите» на нужный поезд.

-В лесу живет, кур крадет.

- Иголки лежали ,лежали, да в траву и побежали.

 - Один льет, другой пьет, третий растет.

2. «Какое слово последнее?»

- Родились у нас котята,

   Их по счету ровно…(пять)

- Солнце греет целый…(день)

   от жары я прячусь в…(тень)

 - Апрель, апрель,

   На дворе звонит…(капель)

-  Сонный мишка лег в…(кровать)

   Только слон не хочет…(cпать)

     3. «Лишнее слово»

Сравни слово в каждом столбике и найди лишнее слово:

заяц                   голова                 юла

медведь             нос                      кубик

лев                      рука                    мяч

4. «Сло-го-ви-цы»

Перед вами слоговица.

Постарайся ухитриться:

Слоговицу разгадать.

    И слова (всё-всё) назвать.

В слоговице каждая цифра обозначает какой - нибудь слог. Из этих

слогов и состоят слова в загадках:

1-2-3 - зимой дороги расчищает (Буль-до-зер)

3-4-во влажный почве прорастает (зер-но)

2-5-4-игра для взрослых и детей (до-ми-но)

5-4-4-6-один из грозных кораблей  ( ми-но-но-сец)

5. «Доскажите словечко»

Кто живет у нас на крыше,

А в чулане живут ( мыши ).

Не поедет без бензина

Ни автобус , ни (машина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк игр и упражнений по русскому языку

Тема "Безударные гласные в корне слова" одна из самых трудных. Эти упражнения и игры помогут ученикам лучше усвоить материал по теме....

Банк данных. Орфограммы русского языка

Карточки с заданиями по основным орфограммам русского языка: правописание Ь и Ъ после шипящих согласных, разделительные Ь и Ъ, правописание частицы НЕ с глаголами, суффиксы -ек, -ик...

Банк контрольно-измерительных материалов по русскому языку: 1 класс, УМК "Школа XXI века"

В помощь учителям 1 классов подборка КИМов по  русскому языку на конец года....

Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».

В данном материале представлены различные задания закрепление знаний по теме «Приставки, предлоги, суффиксы» в рамках ФГОС НОО....

Банк заданий по русскому языку в системе СДО

Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова&raq...

Банк заданий по русскому языку для подготовки к ВПР, 2 класс

Банк заданий их 7 разделов для подготовки к ВПР по русскому языку, 2 класс...