Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему

Анна Фефелова

В данном материале представлены различные задания закрепление знаний по теме «Приставки, предлоги, суффиксы» в рамках ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fefelova_a.s._bank_zadaniy.docx131.33 КБ

Предварительный просмотр:

КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Аттестационная работа

по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами

Способа диалектического обучения»

Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».

                                                    Выполнил(а)

учитель начальных классов

                                                                          Ермаковской СОШ № 2

                                                           Фефелова А.С.


Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Тема урока: Приставки и предлоги.

Сформулируйте такой вопрос-суждения, который станет целью нашего урока?

Чем объяснить, что приставки часто путают с предлогами?

Каким образом приставки отличаются от предлогов?

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Подведение под понятия.

Построение логической цепи рассуждений.

Доказательство.

2.

Тема урока: Суффиксы.

Сформулируйте вопрос – понятие.

Что такое суффиксы?

Что называется суффиксом?

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Подведение под понятия.

Построение логической цепи рассуждений.

Доказательство.

3.

Тема урока: Суффиксы.

Сформулируйте вопрос – суждение.

Каким образом суффиксы отличаются от других частей слова.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Подведение под понятия.

Построение логической цепи рассуждений.

Доказательство.

  1. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Найти и выписать слова с предлогами.

Утром на траве роса. По узкой тропинке дети бегут к реке. Тихо бьет о берег волна.

На траве, по узкой, к реке, о берег.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Синтез как составление целого из частей.

Подведение под понятие.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

2.

Найти предложение, в котором есть одинаковый предлог и приставка.

В саду вкопали скамейку.

Мальчик смотрел с улицы в окно.

В саду вкопали скамейку.

3.

Прочитать предложения. Выписать слова с приставками, которые обозначают начало действия.

Дети запели песню. Мальчик написал письмо. В лесу закричала кукушка.

На улице пошёл дождь.

Запели, закричала, пошёл.

  1. Структурирование знаний.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Восстановить пропущенные звенья в логической схеме.

Значимые части слова

……                            суффиксы

выход    …..              старик     …..

Значимые части слова

приставки                   суффиксы

выход    переход    старик   ветерок

Умение структурировать

знания в устной и письменной форме.

2.

Указать слово, которое соответствует схеме:

Вынес, шубка, клетка.

Шубка.

Построение логической цепочки рассуждений.

3.

Из перечисленных признаков назвать те, которые принадлежат понятию «суффикс»:

  1. Стоит в начале слова перед корнем.
  2. Стоит  в слове после корня.
  3. Пишется раздельно.
  4. Служит для образования новых слов.
  1. Стоит  в слове после корня.

  1. Служит для образования новых слов.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

  1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Составьте и запишите предложение, используя словосочетание: (по)шёл (за)водой.

Папа с ведром пошел за водой.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

2.

Используя слова дошёл, пришёл, составить два словосочетания.

Дошёл до школы.

Пришёл со школы.

3.

Устно составить слова, используя суффикс –ок-.

Гриб, дуб, ветер, кот.

Грибок, дубок, ветерок, коток.

  1. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Списать предложения, раскрывая скобки. Выделить приставки. Предлоги подчеркнуть.

(На)ступила (на)стоящая зима.

(На)стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные картины.

Дорога (с)вернула (в)лес.

(С)крыши (с)бросили снег.

Наступила настоящая зима.

На стёклах мороз нарисовал прекрасные картины.

Дорога свернула в лес.

С крыши сбросили снег.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Установление причинно - следственных связей, представление цепочки объекта явлений.

 Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием.

2.

Подобрать и записать в каждое предложение подходящие по смыслу слова с приставками. Приставки выделить.

Ученик _________ тетрадь на стол.

Спортсмен ________ к финишу.

Команда ______ турнир.

Машина _____ в объезд.

Корабль ______ на горизонте.

Ученик положил тетрадь на стол.

Спортсмен прибежал к финишу.

Команда выиграла турнир.

Машина поехала в объезд.

Корабль показался на горизонте.

3.

Подчеркнуть все предлоги.

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки – прыг за печь,

Потом на лавку и в окошко с лавки:

Умчался в лес, где распевали славки.

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки – прыг за печь,

Потом на лавку и в окошко с лавки:

Умчался в лес, где распевали славки.

  1. Знаково-символические действия включая моделирование.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Разобрать слова по составу.

Местный, радостный, звездный, тростник, поздний.

 

Местный, радостный, звездный,  тростник, поздний.    

Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием.

2.

К схеме подобрать слова.

Дудочка, ягодка, свисток, стройка.

Умение структурировать знания.

3.

Указать слово, которое соответствует схеме:

Вынес, шубка, клетка.

К остальным словам сделать схему.

 Шубка.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.)

  1. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Списать без скобок. Сравнить с образцом.

(с)лез (с)коня

(до)ехал (до)рощи

(за)шёл (за)дерево

(под)лез (под)куст

Слез с коня

доехал до рощи

зашёл за дерево

подлез под куст

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.)

Подведение под понятие.

2.

Расставить пропущенные приставки «по», «за», чтобы показать, что действие началось. Обсудите в группе.

Вдруг _дул ветер. _сверкали молнии. _гремел гром. _бежали волны.

. Вдруг подул ветер. Засверкали молнии. Загремел гром. Побежали волны.

3.

Выписать слова с суффиксами.

Лыжник, школа, тигренок, сова, заводской, водитель, большой.

Лыжник, тигренок, заводской, водитель.

  1. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Прочитать. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Разобрать по составу выделенные слова.

Сахар делают из сах_рной свёклы. В жарких странах его получ_ют из сах_рного тростника. На Кубе большие площади заняты сах_рным тростником.

Сахар делают из сахарной свёклы. В жарких странах его получают из сахарного тростника. На Кубе большие площади заняты сахарным тростником.

сахарной     жарких  

Поз.УУД. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Ком.УУД

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ)

2.

Прочитай однокоренные слова. Какие части слова служат для образования новых слов?

              СИЛЬНЫЙ

сила

             СИЛАЧ

Составить предложение с одним из слов.

Сила, сильный, силач.

В Африке живет сильный слон.

3.

Списать предложения, раскрывая скобки. Выделить приставки. Предлоги подчеркнуть.

(На)ступила (на)стоящая зима.

(На)стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные картины.

Дорога (с)вернула (в)лес.

(С)крыши (с)бросили снег.

Наступила настоящая зима.

На стёклах мороз нарисовал прекрасные картины.

Дорога свернула в лес.

С крыши сбросили снег.

  1. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Прослушать. Выписать только слова с приставками.

Собрать, сосна, сонный, сосулька, сошел, содрогнулся.

Нарыть, настенный, наряд, надежда, набег.

Собрать, сошел, содрогнулся.

Нарыть, настенный, набег.

Рег.УУД. Применять установленные правила в планировании способа решения.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог)

2.

К прослушанным словам написать антонимы.

Закрыл, подплыть, подойти, разлюбить, выписать, развернуть, принести.

Открыл, отплыть, отойти, полюбить, записать, свернуть, отнести.

3.

Из прослушанного стихотворения выписать предлоги.

Собрались ребята,

Взялись  за лопаты:

Посадили кустик.

Кустик корни пустит,

И  из каждой почки

Выглянут листочки.

За, из.

  1. Определение основной и второстепенной информации.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

К данным словам написать антонимы.

Закрыл, подплыть, подойти, разлюбить, выписать, развернуть, принести.

Открыл, отплыть, отойти, полюбить, записать, свернуть, отнести.

Подведение под понятие (лог.)

Построение логической цепочки рассуждений (лог)

Выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов.

2.

Написать правильно предлоги и приставки.

С        Юра  _толкнул чашку _буфета.                                          

Под    Малыш  _равнял свой кустик  _  все остальные.

На      Ребята   _сыпали корм  _новую кормушку.

Юра столкнул чашку с буфета.

Малыш подравнял свой кустик под все остальные.

Ребята насыпали корм на новую кормушку.

3.

Подобрать и записать в каждое предложение подходящие по смыслу слова с приставками. Приставки выделить.

Ученик _________ тетрадь на стол.

Спортсмен ________ к финишу.

Команда ______ турнир.

Машина _____ в объезд.

Корабль ______ на горизонте.

Ученик положил тетрадь на стол.

Спортсмен прибежал к финишу.

Команда выиграла турнир.

Машина поехала в объезд.

Корабль показался на горизонте.

Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.

2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Расскажи о приставке по плану.

  1. Что это такое?
  2. Где стоит в слове?
  3. Для чего служит в нашем языке?

Приставка – часть слова, которая стоит в начале слова перед корнем и служит для образования новых слов.

Подведение под понятие (лог.)

Построение логической цепочки рассуждений (лог)

Выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов.

2.

Из понятий, указанных под буквами А, Б,В, выпишите только одно которое находится  в том же отношении, что и в паре исходных понятий.

Стоит перед корнем – приставка.

Стоит после корня - …

А) предлог

Б) суффикс

В) окончание

Стоит после корня - суффикс

3.

Найти лишнее понятие. Объяснить свой выбор.

А) предлог

Б) приставка

В) суффикс

Лишнее понятие: предлог, т.к. не является частью слова, а приставка и суффикс – это часть слова.

2.2. Синтез как составление целого из частей.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Дополнить недостающие элементы.

А) пере, под, вы ….

Б) к, от, из …

В) ник, ок, ик, ..

при

с

ск

Свободное произвольное построение высказываний (ОУУ)

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ)

2.

Расставить пропущенные приставки «по», «за», чтобы показать, что действие началось. Обсудите в группе.

Вдруг _дул ветер. _сверкали молнии. _гремел гром. _бежали волны.

Вдруг подул ветер. Засверкали молнии. Загремел гром. Побежали волны.

3.

Подобрать и записать в каждое предложение подходящие по смыслу слова с приставками. Приставки выделить.

Ученик _________ тетрадь на стол.

Спортсмен ________ к финишу.

Команда ______ турнир.

Машина _____ в объезд.

Корабль ______ на горизонте.

Ученик положил тетрадь на стол.

Спортсмен прибежал к финишу.

Команда выиграла турнир.

Машина поехала в объезд.

Корабль показался на горизонте.

2.3. Выбор оснований и критериев для обобщения, сравнения, сериации, классификации объектов.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Обобщите понятие, указав ближайшее родовое понятие.

А) пере, под, вы ….

Б) к, от, из …

В) ник, ок, ик, ..

А) приставки

Б) предлоги

В) суффиксы

Выделение существенных признаков (лог)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ)

Построение логической цепочки рассуждений (лог)

2.

Назовите отличительные признаки понятий

*приставка

*суффикс

Приставка пишется перед конем.

Суффикс пишется после корня.

3.

Сравни между собой предлог и приставку. Чем похожи, чем отличаются. Вывод сделай с помощью карточки №3.

По сравнению с приставкой, которая пишется со словом слитно, предлог – пишется отдельно.

В отличие от предлога приставка служит для образования новых слов.

2.4.Поведение под понятие.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

По данным признакам отгадать, о каком понятии идет речь.

  1. Стоит после корня.
  2. Служит для образования новых слов.

Суффикс.

Выделение существенных признаков (лог)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ)

Построение логической цепочки рассуждений (лог)

Выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов.

2.

Найти лишнее понятие. Объяснить свой выбор.

А) предлог

Б) приставка

В) суффикс

Лишнее понятие: предлог, т.к. не является частью слова, а приставка и суффикс – это часть слова.

3.

Запиши название группы частей слова.

-иц-, -оньк-, -ик-, -щик-

-иц-, -оньк-, -ик-, -щик- - суффиксы.

2.5.Выведение следствий.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

По данным посылкам сформулировать вывод умозаключения.

Часть слова, которая стоит в начале слова перед корнем, называется приставкой.

 В слове «поехал»  «по» стоит в начале слова перед корнем

……………

Часть слова, которая стоит в начале слова перед корнем, называется приставкой.

 В слове «поехал»  «по» стоит в начале слова перед корнем

«По» - приставка.

Подведение под понятие (лог.)

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.)

2.

Ответить на вопрос-суждения в виде умозаключения.

Как доказать, что в слове «пришел» «при» является приставкой?

Часть слова, которая стоит в начале слова перед корнем, называется приставкой.

 В слове «пришел»  «при» стоит в начале слова перед корнем

«При» - приставка.

3.

Восстановить пропущенную посылку в умозаключении.

Все предлоги со словами пишутся отдельно

…………

«К»- предлог

«К» со словами пишется отдельно

2.6.Установление причины следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

В каком-то слове есть приставка «вы». Предположите, что будет следствием, если эту приставку заменить на другую.

Изменится лексическое значение слова.

Построение логической цепи рассуждений,  умение строить осознанное речевое высказывание

2.

Если «по» является предлогом. Предположите, что будет следствием этого.

«по» будет писаться раздельно.

3.

Если в слове есть суффискс –оньк-          ( -еньк-), что будет следствием этого.

Слово имеет уменьшительно-ласкательное значение.

4.

Если два слова имеют один корень, но разные приставки. Предположите, что будет следствием этого.

Слова являются антонимами.

2.7.Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Закончите умозаключение по аналогии.

Если приставки пишутся слитно, то… 

Если приставки пишутся слитно, то предлоги раздельно.

Построение логической цепи рассуждений,  умение строить осознанное речевое высказывание

2.

Сформулировать вывод в умозаключение по аналогии свойств.

Приставка – часть слова, служит для образования новых слов

Суффикс – часть слова

Приставка – часть слова, служит для образования новых слов

Суффикс – часть слова

Суффикс – служит для образования новых слов

Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов (лог)

2.8.Анализ истинности.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Истинное или ложное утверждение.

В слове (вы)ход, «вы» является предлогом.

Это утверждение ложное, т.к. «вы» приставка.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.)

2.

 Подумайте над вопросом.

Каким образом предлоги отличаются от приставок?

Предлоги со словами пишутся отдельно, приставки слитно.

Умение структурировать

знания в устной и письменной форме.

(ОУУ)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

2.9.Выдвижение гипотез и их обоснование.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Если слово имеет суффикс -щик-…

Если слово имеет суффикс –щик-, то он указывает на принадлежность к профессии.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

2.

Предположите, зачем нужны суффиксы?

Суффиксы придают словам разные оттенки. Одни придают ласковое значение, другие – отрицательность, указывают на принадлежность к профессиям и т.д. Без суффиксов речь была бы бедной, невыразительной.

Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Прочитать. Найти противоречие.

Юра (с)толкнул чашку (с) буфета.

В данном предложении противоречие – написание буквы «с». Водном случае она выступает в роли приставки, в другом – предлогом.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

2.

Продолжи формулировку противоречия.

Приставки «по», «за» пишутся слитно, несмотря на это …

Приставки «по», «за» пишутся слитно, несмотря на это придают словам разное лексическое значение.

3.

Продолжить формулировку противоречия.

Предлоги могут состоять не только из одной буквы, но

Предлоги могут состоять не только из одной буквы, но также из двух, трех букв, хотя и пишутся раздельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"

Используемые  современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...

Презентация к уроку русского языка по теме "Приставки и суффиксы"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Приставки и суффиксы".УМК "Перспектива"...

Урок русского языка по теме "Приставки и предлоги"

Вводный урок перед темой "Приставки"...

Карточки по русскому языку по теме "Приставка и суффикс" для 2 класса

Карточки можно использовать для индивидуальной работы с детьми и в целях контроля знаний по предмету....

Конспект урока русского языка на тему: «Приставки и предлоги», 3 класс, УМК "ПНШ" + презентация

Цели деятельности учителя: повторение изученного о приставках и предлогах; развитие умения употреблять и различать приставки и предлоги; развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихс...

Презентация к уроку русского языка по теме «Приставки и предлоги»

Презентация к уроку русского языка по теме «Приставки и предлоги»...

Технологическая карта урока русского языка на тему : «Приставка и суффикс как значимые части слова»

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах.Задачи:Образовательная:-закрепить умения подбирать корень в слове;-за...