Банк заданий по русскому языку в системе СДО
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова»
по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»
Учитель начальных классов
Ермаковской СОШ № 2
Горбунова Наталья Николаевна
Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Спишите текст. Найди в тексте слова, сходные по смыслу. Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня, город или посёлок. | Слова с одинаковой основой. Это однокоренные слова. Родился, родина, родная. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Спишите словосочетания, ставя вопросы. Измени окончания выделенных слов. Живут (где?) в река, читали (про кого?) про ёж, пилили(чем?)пила, рубили (чем?) топор… | Окончания и предлоги служат для связи слов в предложении. Живут в реке, читали про ежа, пилили пилой, рубили топором. | Логические Постановка и решение проблемы
|
3. | Напишите слова в единственном и во множественном числе. Измени и выдели окончание. Ед. число мн. ч. Городск.. улица, городск.. улицы, глубок.. озеро, глубок… озёра..
| Изменяется окончание в словах. Окончание изменяемая часть слова.
Городская улица (ед.ч), Городские улицы ( мн.ч), Глубокое озеро (ед.ч), Глубокие озёра ( мн.ч) | Логические Постановка и решение проблемы |
4. | От слов ходить, летать образуйте однокоренные слова с помощью приставок- у,до, от, под. | Однокоренные слова образуются при помощи приставок. Уходить, приходить, выходить, заходить. Прилетать, улетать, влетать. | Логические Постановка и решение проблемы |
5. | Образуйте слова, используя суффиксы –ок или –ик. Город-.., дуб-.., ветер-.. | Суффикс служит для образования новых слов. Город – городок, ветер – ветерок, дуб – дубок. | Логические Постановка и решение проблемы |
- Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Образуйте от данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов –ниц. Слова: сахар, хлеб, мыло, салат. Что обозначают эти слова? | Сахарница, хлебница, мыльница, салатница. Слова обозначают предметы. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Образовать от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия. Петь, кричать.. | Слова - запеть, закричать, заговорить, зацвести.. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Узнай слова по описанию. Корень такой же, как в слове домашний, суффикс и окончание – как в слове кустик. | Слово - домик | Логические Постановка и решение проблемы |
4. | Прочитайте. Найдите противоположные по смыслу слова. | Обрадовать- опечалить Заговорить – замолчать Замедлить - ускорить | Логические Постановка и решение проблемы |
|
|
|
|
- Структурирование знаний ( + лог. ПУУД)
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Выписать однокоренные слова. Смельчак, смелый, мелкий, осмелеть. Прудик, запруда, прутик, пруд.
| Смельчак, смелый, осмелеть. Корень – смел. Прудик, запруда, пруд. Корень – пруд.
| Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Выписать слова с приставкой «по». Запад, зашуметь, забава, забег, застолье. | Слова - зашуметь, забег, застолье. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Разобрать слова по составу. Кустики, жёлтые, травинка, грустные. | Слова - кустики, жёлтые, травинка, грустные | Логические Постановка и решение проблемы |
4. |
|
|
|
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Какие части слова входят в основу слова? | В основу слова входят все части слова кроме окончания. Часть слова без окончания называется основой. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Вспомните и расскажите, что вы знаете о частях слова. Какая часть слова самая главная? Почему? | Части слова – приставка, корень, суффикс и окончание. Корень – общая часть однокоренных слов. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Как называется изменяемая часть слова? Для чего она служит? | Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Например: кот, коту, кота, с котом.. | Логические Постановка и решение проблемы |
4. |
|
|
|
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Работа в группах. Найти лишнее слово и регументировать свой выбор. Столик, зверёк, дружок, мостик, избушка. | Лишнее слово – избушка. Во всех остальных словах нет окончания. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Работа в группах. Однокоренными словами не являются все слова одной строки: 1)горка, горный, пригорок 2)вода, водный, водоросли 3) сыр, сырость, сырный | Сыр, сырость, сырный. Слово сырость не однокоренное слово | Логические Регулятивные Коммуникативные Личностные Постановка и решение проблемы |
3. | Работа в группах. Найди лишнее понятие и объясни свой выбор. 1) суффикс 2) приставка 3) слог | Слог – это лишнее понятие т.к является незначимой частью слова, а приставка и суффикс значимые. | Логические Регулятивные Коммуникативные Личностные Постановка и решение проблемы |
4. |
|
|
|
- Знаково символические действия, включая моделирование
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД | |
1. | Составить модель слова погрузка. | По – приставка, груз – корень, к – суффикс, а – окончание. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные | |
2. | Группы учащихся составляют схемы по теме» Части речи» на листах бумаги и коллективно представляют. В схеме отражают ключевые понятия «Части слова» |
Приставка корень суффикс окончание | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные | |
3. | Работа в группах. Соотнесите понятия. понятие. Карточки со словами- приставка, корень – суффикс, окончание. И определение понятий . | Приставка – значимая часть слова, которая стоит впереди корня и служит для образования новых слов. Корень- главная часть родственных слов. Суффикс – значимая часть слов, служит для образования новых слов. Окончание – изменяемая часть слова. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные | |
4. |
|
|
|
- Рефлексия способов и условий действия, контрольная оценка процесса и результат деятельности.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Выписать только родственные слова. Сосна, сосновый, сосен, сосняк, сосной, к сосне, сосёнка. | Сосна, сосновый, сосняк, сосёнка. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Вставить пропущенные буквы. З-ленели л-са, хитроумная л-са, х-лодная з-ма, к-л-сятся хл-ба, ж-рное п-тно, ч-тал п-сьмо, б-лит сп-на. | Зеленели леса, хитроумная лиса, холодная зима, колосятся хлеба, жирное пятно, читал письмо, болит спина. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
3. | Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу приставки и суффиксы. Вдруг лес …гудел, всё ..шумело. По лесу ..б..жала ..зёмка. …летел ветер, д..рев..я ..качались. С еловых лап ..л..тели сугроб..и. | Вдруг лес загудел, всё в нём зашумело. По лесу побежала позёмка. Налетел ветер, деревья закачались. С еловых лап полетели сугробики. | Логические Регулятивные Коммуникативные Личностные
Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
4. |
|
|
|
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитай. Найди и исправь ошибки. Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запох сырости. Калючие лапы елей царапают лецо и руки. | Еловый лес сумрачный. В нём всегда запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Прочитай и назови одним словом. Лиственное дерево с белой корой, символ России. Еда утром, до обеда.
| Лиственное дерево с белой корой, символ России. – берёза Еда утром, до обеда. завтрак
| Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
3. | Выделить из текста родственные слова. Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк. | Волчиха, волк. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
4. |
|
|
|
1.9.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать и назвать родственные слова. Воробьи перелетают стайками с места на место – пред сильным ветром, воробушки летят кучкой – к сухим, погожим дням. | Воробьи, воробушки | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Прочитать. Найти слова с приставками. Жил – был в одной деревне мужик Иван. Задумал он своего брата навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван устал. Присел он под берёзой, лапти скинул и положил рядом. | Задумал, навестить, присел скинул, положил. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
3. | Прочитайте. Найдите слова с суффиксом. Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. | Маленькая, ёлочка, травинки, малютка. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
4. |
|
|
|
1.10.Определение основной и второстепенной информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Задание «Выбери главное» Подобрать к слову два слова, которые находятся в наиболее тесной связи с ним. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) | К слову сад относятся слова – садовник, растения. Садовник работает в саду с растениями. Он может работать без помощи собаки и сад не обязательно огорожен.
| Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Игра « Найди лишнее слово» Глаза, книга, картинка, печать, слово. | Лишнее слово – печать. Все слово печать – печать ставят на документах. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
3. | Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор. 1) корень 2) окончание 3) суффикс | Лишнее понятие –окончание , т.к является частью слова, которая служит для связи слов в предложении, а корень и суффикс – то же части слова, но служат для образования новых слов. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
4. |
|
|
|
1.13. Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Слово река имеет 2 гласные. Слово весна имеет 2 гласные. Слово зима имеет 2 гласные. Составьте умозаключение. | Если слова река, весна, зима имеют две гласные, значит эти слова двусложные, индуктивный метод | Логические Личностные Постановка и решение проблемы |
2. | Слово стол обозначает предмет, слово стул обозначает предмет, слово доска обозначает предмет. Составьте умозаключение. | Если слова стул, доска, стол обозначают предметы, то это имена существительные, обозначающие предметы. Индукция от частного к общему. | Логические Личностные Постановка и решение проблемы |
3. | Слово весна ж.р. И.п ед.ч с окончанием а. Слово зима ж.р.И.п. с окончанием а. То какой следует вывод? | Поскольку слова весна и зима имеют окончания а и стоят в И.п. , то слово зима тоже ед.ч, как и слово весна. Дедукция от общего к частному. | Логические Личностные Постановка и решение проблемы |
4. |
|
|
|
Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.
2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Определите слова, обозначающие части слова. Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет. | Корень, окончание, приставка, суффикс – это части слова. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные
|
2. | Выпишите слова, в которых «до» является частью корня. Достирать, дожди, дорога, досмотреть, доктор, доска, добрый. | Дожди, дорога, доктор, доска, добрый. «До»- является частью корня. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные
|
3. | Напишите слова, которые пишутся вместе. (На)певать, (у)летать, (на)берегу, (у)крыльца, (не)жный, (от)мороза, (от)крывать, (у)дома, (не)бесный. | Улетать, нежный, открывать, небесный. У – приставка, в слове улетать, нежный – не часть корня, от – приставка, в слове открывать, не – приставка в слове небесный. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные
|
4. | Соединить слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках. Глиняная, глинистая( почва, посуда). Лесной, лесистый ( край, склад. | Глиняная посуда, глинистая почва. Лесной склад, лесистый край. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные
|
|
|
|
|
2.2. Синтез как составление целого из частей.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Подчеркни слова, которые соответствуют схеме Ç^□ Хвосты, ягодка, рассада, зимний, облако, рыбка
| Ягодка, рыбка, зимний. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные
|
2. | Узнай слово по описании. Корень такой же, как в слове посадить, приставка – как в слове переход, суффикс и окончание – как в слове погрузка. | Пересадка | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные
|
3. | Какая часть слова пропущена в родственных словах? Восстановить слова. Ужин - --------ать, верить-верн -----, жёлтый – жёлт ------, пахучий - --------пах | Ужин – ужинать, корень ужин, верить – верный – окончание – ый, жёлтый – жёлтенький – суффикс еньк, пахучий – запах приставка - за | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные
|
4. | От данных слов образовать новые слова с приставками, суффиксами, окончаниями. Грусть - , ночь - , лес - , сад - . | Грусть – загрустил, грустный. Ночь – ночка, переночевал. Лес – перелесок, лесной. Сад – посадка, садик, садовник. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные
|
|
|
|
|
2.3. Выбор оснований и критерии для обобщения, сравнения, сериации объектов (по существенным признакам)
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сравни слова: изба и избушка.( по фонетике и морофологии) | В слове изба -4б, 4зв, 2слога, 2гл, 2сог. В слове избушка – 7б, 7зв, 3гл, 3сл, 4согл. Слово изба имеет корень изб, окончание а. Слово избушка – корень – изб, суффикс – ушк, оконч – а. | Личностные Познавательные регулятивные |
2. | Определите правильность или ложность сравнения. В слове кошка – 2 слога, а слово кит – муж.р. | Здесь невозможно сравнить слова т.к даются разные понятия | Личностные Познавательные регулятивные |
3. | Установи сходство и различие между словами – снеговая и снеговик | Сходство – слова родственные, имеют один корень снег. Различия – по смыслу – снеговая может быть туча – ж.р. Снеговик – м.р | Личностные Познавательные регулятивные |
4. |
|
|
|
2.4. Подведение подпонятие.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Соедините части слова с понятиями Части слова – сад, ник, реч, к,а, мал, еньк, ий, дед, ушк, а, при, гор, ок. | Корень – сад, мал, дед, гор. Суффиксы – ник, к, ушк. Приставка – при. Окончание – ий, а. Слова – садовник, речка, маленький, дедушка, пригорок. | Личностные Познавательные регулятивные |
2. | Запишите название групп
|
| Личностные Познавательные регулятивные |
3. | Установите соответствия между элементами
| Суффикс – часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов. Глагол – часть речи, отвечает на вопрос что делать? И обозначает действия предметов. Существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? | Личностные Познавательные регулятивные |
4. |
|
|
|
2.5. Выделение следствий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Что понимаете под заданием разобрать слово по составу? | Нужно определить в слове корень, окончание, и если есть определить приставку и суффикс. | Логические Познавательные Постановка и решение проблемы |
2. | Что понимаете под заданием найти родственные слова в слове родина? | Под заданием найти родственные слова, нужно подобрать слова сходные со смыслом родина, выделить корень род. Н-р: родина, родной, родимый.. | Логические Познавательные Постановка и решение проблемы |
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
2.6.Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. |
Составить пары – причина – следствие. Приставка- часть слова, которая стоит впереди корня и служит для образования новых слов. | Причина – стоит впереди корня и служит для образования новых слов. Следствие – часть слова. | Логические Познавательные Постановка и решение проблемы |
2. | Составить пары –причина – следствие. Корень – общая часть родственных слов. | Причина – общая часть. Следствие – родственные слова. | Логические Постановка и решение проблемы познавательные |
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
2.7. Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Все существительные изменяются по падежам. Слово школа – существительное. Какой сделаете вывод? | Если все существительные изменяются по падежам, а слово школа является именем существительным, следовательно школа изменяется по падежам. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Слово конь имеет нулевое окончание , ед ч, м.р. И.п. Слово день то же ед.ч, И.п. То какой сделаете вывод? | Если слова конь и день- м.р. И.п следовательно они имеют нулевое окончание т.к конь имеет нулевое окончание. Индукция от частного к общему. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Как доказать, что при помощи приставки образуются новые слова? | Возьмём слово ход. Подберём к этому слову приставки, по, до, у. Получаем слова – поход, доход, уход. Вывод – при помощи приставки образуются новые слова. | Логические Постановка и решение проблемы |
4. |
|
|
|
2.8.Анализ истинности утверждений, доказательство.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Известно, что слово является именем существительным. Какими признаками должно обладать это слово? | Если слово является именем существительным, то оно отвечает на вопрос кто? Или что?, обозначает предмет, изменяется по числам, родам, падежам. Индукция( от частного к общему) | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Как доказать, что суффикс образовывает новые слова? | Если к слову цвет подберём приставки – ик, и ок, то получатся новые слова – цветик и цветок. Делаем вывод, что при помощи суффикса образовываются новые слова. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Как доказать, что слово цветник имеет корень – цвет. | Подберём к слову цветник родственные слова – цветок, цветы, цветочки. Все эти слова имеют общее значение, связанное со словом цвет. Значит делаем вывод, что в слове цветник корень цвет. | Логические Постановка и решение проблемы |
4. |
|
|
|
Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Что значит разобрать слово по составу?
| Разобрать слово по составу это значит выделить в нём корень, определить приставку, суффикс и окончание. | Логические Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные |
2. | Придумать слова, которые состоят из корня, корня и окончания, корня суффикса, приставки и корня. | Дом, дым, дома, дела, мостик, садик, полёт, перелёт. | Логические Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные |
3. | Являются ли родственными слова река и реки, гора и горы? | Эти слова не родственные. Родственные слова имеют суффикс и приставку. | Логические Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные |
4. | Раскрыть содержание понятия. Суффикс – это значимая часть слова, которая.. А) стоит после суффикса Б) стоит перед корнем и служит для образования новых слов В) стоит перед корнем и служит для образования новых слов | Суффикс – это значимая часть слова, которая..
Б) стоит перед корнем и служит для образования новых слов
| Логические Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные |
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bank_zadaniy_po_russkomu_yazyku_v_sisteme_sdo.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова»
по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»
Учитель начальных классов
Ермаковской СОШ № 2
Горбунова Наталья Николаевна
Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Спишите текст. Найди в тексте слова, сходные по смыслу. Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня, город или посёлок. | Слова с одинаковой основой. Это однокоренные слова. Родился, родина, родная. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Спишите словосочетания, ставя вопросы. Измени окончания выделенных слов. Живут (где?) в река, читали (про кого?) про ёж, пилили(чем?)пила, рубили (чем?) топор… | Окончания и предлоги служат для связи слов в предложении. Живут в реке, читали про ежа, пилили пилой, рубили топором. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Напишите слова в единственном и во множественном числе. Измени и выдели окончание. Ед. число мн. ч. Городск.. улица, городск.. улицы, глубок.. озеро, глубок… озёра.. | Изменяется окончание в словах. Окончание изменяемая часть слова. Городская улица (ед.ч), Городские улицы ( мн.ч), Глубокое озеро (ед.ч), Глубокие озёра ( мн.ч) | Логические Постановка и решение проблемы |
4. | От слов ходить, летать образуйте однокоренные слова с помощью приставок- у,до, от, под. | Однокоренные слова образуются при помощи приставок. Уходить, приходить, выходить, заходить. Прилетать, улетать, влетать. | Логические Постановка и решение проблемы |
5. | Образуйте слова, используя суффиксы –ок или –ик. Город-.., дуб-.., ветер-.. | Суффикс служит для образования новых слов. Город – городок, ветер – ветерок, дуб – дубок. | Логические Постановка и решение проблемы |
- Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Образуйте от данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов –ниц. Слова: сахар, хлеб, мыло, салат. Что обозначают эти слова? | Сахарница, хлебница, мыльница, салатница. Слова обозначают предметы. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Образовать от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия. Петь, кричать.. | Слова - запеть, закричать, заговорить, зацвести.. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Узнай слова по описанию. Корень такой же, как в слове домашний, суффикс и окончание – как в слове кустик. | Слово - домик | Логические Постановка и решение проблемы |
4. | Прочитайте. Найдите противоположные по смыслу слова. | Обрадовать- опечалить Заговорить – замолчать Замедлить - ускорить | Логические Постановка и решение проблемы |
- Структурирование знаний ( + лог. ПУУД)
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Выписать однокоренные слова. Смельчак, смелый, мелкий, осмелеть. Прудик, запруда, прутик, пруд. | Смельчак, смелый, осмелеть. Корень – смел. Прудик, запруда, пруд. Корень – пруд. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Выписать слова с приставкой «по». Запад, зашуметь, забава, забег, застолье. | Слова - зашуметь, забег, застолье. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Разобрать слова по составу. Кустики, жёлтые, травинка, грустные. | Слова - кустики, жёлтые, травинка, грустные | Логические Постановка и решение проблемы |
4. |
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Какие части слова входят в основу слова? | В основу слова входят все части слова кроме окончания. Часть слова без окончания называется основой. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Вспомните и расскажите, что вы знаете о частях слова. Какая часть слова самая главная? Почему? | Части слова – приставка, корень, суффикс и окончание. Корень – общая часть однокоренных слов. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Как называется изменяемая часть слова? Для чего она служит? | Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Например: кот, коту, кота, с котом.. | Логические Постановка и решение проблемы |
4. |
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Работа в группах. Найти лишнее слово и регументировать свой выбор. Столик, зверёк, дружок, мостик, избушка. | Лишнее слово – избушка. Во всех остальных словах нет окончания. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Работа в группах. Однокоренными словами не являются все слова одной строки: 1)горка, горный, пригорок 2)вода, водный, водоросли 3) сыр, сырость, сырный | Сыр, сырость, сырный. Слово сырость не однокоренное слово | Логические Регулятивные Коммуникативные Личностные Постановка и решение проблемы |
3. | Работа в группах. Найди лишнее понятие и объясни свой выбор. 1) суффикс 2) приставка 3) слог | Слог – это лишнее понятие т.к является незначимой частью слова, а приставка и суффикс значимые. | Логические Регулятивные Коммуникативные Личностные Постановка и решение проблемы |
4. |
- Знаково символические действия, включая моделирование
- Рефлексия способов и условий действия, контрольная оценка процесса и результат деятельности.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Выписать только родственные слова. Сосна, сосновый, сосен, сосняк, сосной, к сосне, сосёнка. | Сосна, сосновый, сосняк, сосёнка. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Вставить пропущенные буквы. З-ленели л-са, хитроумная л-са, х-лодная з-ма, к-л-сятся хл-ба, ж-рное п-тно, ч-тал п-сьмо, б-лит сп-на. | Зеленели леса, хитроумная лиса, холодная зима, колосятся хлеба, жирное пятно, читал письмо, болит спина. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
3. | Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу приставки и суффиксы. Вдруг лес …гудел, всё ..шумело. По лесу ..б..жала ..зёмка. …летел ветер, д..рев..я ..качались. С еловых лап ..л..тели сугроб..и. | Вдруг лес загудел, всё в нём зашумело. По лесу побежала позёмка. Налетел ветер, деревья закачались. С еловых лап полетели сугробики. | Логические Регулятивные Коммуникативные Личностные Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
4. |
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитай. Найди и исправь ошибки. Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запох сырости. Калючие лапы елей царапают лецо и руки. | Еловый лес сумрачный. В нём всегда запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Прочитай и назови одним словом. Лиственное дерево с белой корой, символ России. Еда утром, до обеда. | Лиственное дерево с белой корой, символ России. – берёза Еда утром, до обеда. завтрак | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
3. | Выделить из текста родственные слова. Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк. | Волчиха, волк. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
4. |
1.9.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать и назвать родственные слова. Воробьи перелетают стайками с места на место – пред сильным ветром, воробушки летят кучкой – к сухим, погожим дням. | Воробьи, воробушки | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Прочитать. Найти слова с приставками. Жил – был в одной деревне мужик Иван. Задумал он своего брата навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван устал. Присел он под берёзой, лапти скинул и положил рядом. | Задумал, навестить, присел скинул, положил. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
3. | Прочитайте. Найдите слова с суффиксом. Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. | Маленькая, ёлочка, травинки, малютка. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
4. |
1.10.Определение основной и второстепенной информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Задание «Выбери главное» Подобрать к слову два слова, которые находятся в наиболее тесной связи с ним. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) | К слову сад относятся слова – садовник, растения. Садовник работает в саду с растениями. Он может работать без помощи собаки и сад не обязательно огорожен. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
2. | Игра « Найди лишнее слово» Глаза, книга, картинка, печать, слово. | Лишнее слово – печать. Все слово печать – печать ставят на документах. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
3. | Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор. 1) корень 2) окончание 3) суффикс | Лишнее понятие –окончание , т.к является частью слова, которая служит для связи слов в предложении, а корень и суффикс – то же части слова, но служат для образования новых слов. | Логические Регулятивные Коммуникативные личностные |
4. |
1.13. Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Слово река имеет 2 гласные. Слово весна имеет 2 гласные. Слово зима имеет 2 гласные. Составьте умозаключение. | Если слова река, весна, зима имеют две гласные, значит эти слова двусложные, индуктивный метод | Логические Личностные Постановка и решение проблемы |
2. | Слово стол обозначает предмет, слово стул обозначает предмет, слово доска обозначает предмет. Составьте умозаключение. | Если слова стул, доска, стол обозначают предметы, то это имена существительные, обозначающие предметы. Индукция от частного к общему. | Логические Личностные Постановка и решение проблемы |
3. | Слово весна ж.р. И.п ед.ч с окончанием а. Слово зима ж.р.И.п. с окончанием а. То какой следует вывод? | Поскольку слова весна и зима имеют окончания а и стоят в И.п. , то слово зима тоже ед.ч, как и слово весна. Дедукция от общего к частному. | Логические Личностные Постановка и решение проблемы |
4. |
Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.
2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Определите слова, обозначающие части слова. Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет. | Корень, окончание, приставка, суффикс – это части слова. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные |
2. | Выпишите слова, в которых «до» является частью корня. Достирать, дожди, дорога, досмотреть, доктор, доска, добрый. | Дожди, дорога, доктор, доска, добрый. «До»- является частью корня. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные |
3. | Напишите слова, которые пишутся вместе. (На)певать, (у)летать, (на)берегу, (у)крыльца, (не)жный, (от)мороза, (от)крывать, (у)дома, (не)бесный. | Улетать, нежный, открывать, небесный. У – приставка, в слове улетать, нежный – не часть корня, от – приставка, в слове открывать, не – приставка в слове небесный. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные |
4. | Соединить слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках. Глиняная, глинистая( почва, посуда). Лесной, лесистый ( край, склад. | Глиняная посуда, глинистая почва. Лесной склад, лесистый край. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные |
2.2. Синтез как составление целого из частей.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ∩^□ Хвосты, ягодка, рассада, зимний, облако, рыбка | Ягодка, рыбка, зимний. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные |
2. | Узнай слово по описании. Корень такой же, как в слове посадить, приставка – как в слове переход, суффикс и окончание – как в слове погрузка. | Пересадка | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные |
3. | Какая часть слова пропущена в родственных словах? Восстановить слова. Ужин - --------ать, верить-верн -----, жёлтый – жёлт ------, пахучий - --------пах | Ужин – ужинать, корень ужин, верить – верный – окончание – ый, жёлтый – жёлтенький – суффикс еньк, пахучий – запах приставка - за | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные |
4. | От данных слов образовать новые слова с приставками, суффиксами, окончаниями. Грусть - , ночь - , лес - , сад - . | Грусть – загрустил, грустный. Ночь – ночка, переночевал. Лес – перелесок, лесной. Сад – посадка, садик, садовник. | Личностные Познавательные Коммуникативные регулятивные |
2.3. Выбор оснований и критерии для обобщения, сравнения, сериации объектов (по существенным признакам)
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сравни слова: изба и избушка.( по фонетике и морофологии) | В слове изба -4б, 4зв, 2слога, 2гл, 2сог. В слове избушка – 7б, 7зв, 3гл, 3сл, 4согл. Слово изба имеет корень изб, окончание а. Слово избушка – корень – изб, суффикс – ушк, оконч – а. | Личностные Познавательные регулятивные |
2. | Определите правильность или ложность сравнения. В слове кошка – 2 слога, а слово кит – муж.р. | Здесь невозможно сравнить слова т.к даются разные понятия | Личностные Познавательные регулятивные |
3. | Установи сходство и различие между словами – снеговая и снеговик | Сходство – слова родственные, имеют один корень снег. Различия – по смыслу – снеговая может быть туча – ж.р. Снеговик – м.р | Личностные Познавательные регулятивные |
4. |
2.4. Подведение подпонятие.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Соедините части слова с понятиями Части слова – сад, ник, реч, к,а, мал, еньк, ий, дед, ушк, а, при, гор, ок. | Корень – сад, мал, дед, гор. Суффиксы – ник, к, ушк. Приставка – при. Окончание – ий, а. Слова – садовник, речка, маленький, дедушка, пригорок. | Личностные Познавательные регулятивные |
2. | Запишите название групп
|
| Личностные Познавательные регулятивные |
3. | Установите соответствия между элементами
| Суффикс – часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов. Глагол – часть речи, отвечает на вопрос что делать? И обозначает действия предметов. Существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? | Личностные Познавательные регулятивные |
4. |
2.5. Выделение следствий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Что понимаете под заданием разобрать слово по составу? | Нужно определить в слове корень, окончание, и если есть определить приставку и суффикс. | Логические Познавательные Постановка и решение проблемы |
2. | Что понимаете под заданием найти родственные слова в слове родина? | Под заданием найти родственные слова, нужно подобрать слова сходные со смыслом родина, выделить корень род. Н-р: родина, родной, родимый.. | Логические Познавательные Постановка и решение проблемы |
3. | |||
4. |
2.6.Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Составить пары – причина – следствие. Приставка- часть слова, которая стоит впереди корня и служит для образования новых слов. | Причина – стоит впереди корня и служит для образования новых слов. Следствие – часть слова. | Логические Познавательные Постановка и решение проблемы |
2. | Составить пары –причина – следствие. Корень – общая часть родственных слов. | Причина – общая часть. Следствие – родственные слова. | Логические Постановка и решение проблемы познавательные |
3. | |||
4. |
2.7. Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Все существительные изменяются по падежам. Слово школа – существительное. Какой сделаете вывод? | Если все существительные изменяются по падежам, а слово школа является именем существительным, следовательно школа изменяется по падежам. | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Слово конь имеет нулевое окончание , ед ч, м.р. И.п. Слово день то же ед.ч, И.п. То какой сделаете вывод? | Если слова конь и день- м.р. И.п следовательно они имеют нулевое окончание т.к конь имеет нулевое окончание. Индукция от частного к общему. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Как доказать, что при помощи приставки образуются новые слова? | Возьмём слово ход. Подберём к этому слову приставки, по, до, у. Получаем слова – поход, доход, уход. Вывод – при помощи приставки образуются новые слова. | Логические Постановка и решение проблемы |
4. |
2.8.Анализ истинности утверждений, доказательство.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Известно, что слово является именем существительным. Какими признаками должно обладать это слово? | Если слово является именем существительным, то оно отвечает на вопрос кто? Или что?, обозначает предмет, изменяется по числам, родам, падежам. Индукция( от частного к общему) | Логические Постановка и решение проблемы |
2. | Как доказать, что суффикс образовывает новые слова? | Если к слову цвет подберём приставки – ик, и ок, то получатся новые слова – цветик и цветок. Делаем вывод, что при помощи суффикса образовываются новые слова. | Логические Постановка и решение проблемы |
3. | Как доказать, что слово цветник имеет корень – цвет. | Подберём к слову цветник родственные слова – цветок, цветы, цветочки. Все эти слова имеют общее значение, связанное со словом цвет. Значит делаем вывод, что в слове цветник корень цвет. | Логические Постановка и решение проблемы |
4. |
Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Что значит разобрать слово по составу? | Разобрать слово по составу это значит выделить в нём корень, определить приставку, суффикс и окончание. | Логические Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные |
2. | Придумать слова, которые состоят из корня, корня и окончания, корня суффикса, приставки и корня. | Дом, дым, дома, дела, мостик, садик, полёт, перелёт. | Логические Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные |
3. | Являются ли родственными слова река и реки, гора и горы? | Эти слова не родственные. Родственные слова имеют суффикс и приставку. | Логические Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные |
4. | Раскрыть содержание понятия. Суффикс – это значимая часть слова, которая.. А) стоит после суффикса Б) стоит перед корнем и служит для образования новых слов В) стоит перед корнем и служит для образования новых слов | Суффикс – это значимая часть слова, которая.. Б) стоит перед корнем и служит для образования новых слов | Логические Личностные Регулятивные Познавательные коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк игр по русскому языку
Предложены игры, которые помогут повысить познавательную активность учащихся, интерес к предмету....
Банк данных. Орфограммы русского языка
Карточки с заданиями по основным орфограммам русского языка: правописание Ь и Ъ после шипящих согласных, разделительные Ь и Ъ, правописание частицы НЕ с глаголами, суффиксы -ек, -ик...
Банк заданий по русскому языку ВПР
Задание 16...
банк заданий по окружающему миру в системе СДО
развивающие задания в системе СДО...
Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».
В данном материале представлены различные задания закрепление знаний по теме «Приставки, предлоги, суффиксы» в рамках ФГОС НОО....
Система заданий по русскому языку в системе СДО
Система заданий по русскому языку к теме «Имя существительное»по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальны...
Банк заданий по русскому языку для подготовки к ВПР, 2 класс
Банк заданий их 7 разделов для подготовки к ВПР по русскому языку, 2 класс...