Использование дидактической игры при обучении орфографии
занимательные факты по русскому языку (3 класс) на тему

       Обучение орфографии в начальной школе является одной из важных задач современного образования. На каждом уроке русского языка перед учителем встают вопросы :

как помочь школьнику грамотно писать? как сформировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения учащихся правилам правописания?

Обучение орфографии осуществляется наилучшим образом при использовании дидактических игр, направленных на усвоение орфографических правил, алгоритмов их применения, способов проверки орфограмм, а также на развитие орфографической зоркости.

       Дидактическая игра - это средство обучения , поэтому она может быть использована при изучении любого программного материала . Игра позволяет развивать способность самоопределяться в окружающей жизни, включаться в учебные виды деятельности. Реализация учебной самостоятельности и умений учиться будут  эффективны через игры и игровые приемы. Игра обеспечивает нужным количеством повторений на разном материале. Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету.Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения  находить орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного. Орфографическая зоркость развивается в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих восприятие и запоминание орфограмм. Орфографический навык формируется при условии знаний правил, усвоения алгоритма его применения.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые игры  , которые я использую при обучении орфографии в 3 классе:

«  Нужный орешек »

Помоги  белочкам  взять нужные орешки – слова( одна белочка собирает слова -  орешки с безударной гласной а в корне,  другая – с о или я-е). Объясни правописание слов.

Используемые слова:  дожди,  стволы, доброта, скворцы, гора, тропинка, волна, сторожка, полевые, конюшня, стоял, ряды, тяжелый, вытянулся, лесная, плясать, бежим.

« Посади рыбку в аквариум »

Два аквариума, на одном табличка  - сн-, - зн -, на другом  - стн -, - здн -. Рыбки – слова необходимо поместить в нужный аквариум.

Используемые слова:  звездный, грустный, капустный, праздник, опасный, прекрасный, чудесный, ужасный, свистнул, поздно, интересный, полезный, грозный.

« Колесо приставок »

Изображено колесо, на нем по кругу записаны приставки. Пользуясь « колесом

приставок », ученики образуют возможные слова, которые вставляются в центр круга.

Например:  бежал – побежал, перебежал, убежал, сбежал, выбежал.

« Лучший грибник »

Две корзины, в одну складываются грибы – слова, в которые вставлена буква о, а в другую- буква а. В какой корзине слов больше? Объясните правописание слов.

Используемые слова:  п..года, т..пор, к..мпьютер, тр..мвай, ..втобус,  тр..ллейбус, р..кета, в..кзал, м..лина, ш..фер,п..мидор, ..гурец, т..релка, х..роший.

« Лучший капитан»

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки – слова и почему?

Используемые слова:  с..нева, веч..р, в..шневый, встр..пенулся, ш..лестел, прибл..жался, обл..гчение.

« Поставь цветы – слова в вазу »

Поставь цветы – слова в вазы. В одной вазе – слова с ь, в другой – без мягкого знака. В какой вазе больше цветов – слов? Объясни правописание.

Используемые слова:  помощ.., ландыш.., печ.., душ.., пейзаж.., карандаш.., молодеж.., лож.., брош.., силач.., чертеж.., скрипач.., товарищ.. .

« Лучший нападающий»

Изображение трех ворот, на которых  написаны родовые окончания имен прилагательных:  1) – ый, - ий;  2) – ая, - яя;  3) – ое, -ее.

Мячи – словосочетания необходимо забить в нужные ворота ( окончания имен прилагательных пропущены ).

Используемые словосочетания:  вкусн..  яблоко, кожан..  мяч, весенн..  солнце, сладк..  пирог, домашн..  работа, аккуратн..  девочка,  син..  платье, утренн..  заря.

« Угадай слово»

Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск..мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий -   ….. ( завод).

Здра..ствуй, д..кабрь, курор.. -  …ка ( ветка).

Ги..кий, т..щил, ле..кий, пл..тил, мор… -  ….. ( багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка, вет..р -  ……ль ( водитель).

Сер.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий -  ….. ( поезд).

« Бал во дворце»

-  Сегодня в сказочном дворце « Состав слова» состоится бал, в котором  примут участие все части слова. Они мечтают попасть на бал, мы с вами должны помочь им осуществить эту заветную мечту.

Отгадайте, кто нуждается в нашей помощи.

  1. Я главная часть слова, без меня нет слова.Но чтобы меня узнать, надо родственные слова подобрать. ( Корень)
  2. После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу. ( Суффикс)

  1. Я к  корню приставлена и навсегда у него оставлена.

Значение слова меняю я, но без корня – никуда.

Нельзя нас с корнем разделять и ничего между нами вставлять. ( Приставка)

  1. Я изменяемая часть, с другим словом держу связь.

Если бы не я, была бы сущая ерунда.

Я люблю слова конец.

Вот ведь какая вещь: я регулярую всю речь. ( Окончание)

-  Теперь выполним задания, предложенные будущими участниками бала.

1. Выберите слова с приставками: принцесса, приплыл, догорал, дорогой, ореховый, оберегает, подружился, пользовался.

2. Назовите 8 слов с суффиксом – ист.

( Хоккеист, шахматист, футболист, фигурист, баскетболист, волейболист, гандболист, биатлонист.)

3. Угадайте слово: а) корень такой же, как в слове дарить, приставка – как в слове побежал, суффикс – как в слове дружок ( подарок);  б) корень такой же, как в слове садовник, приставка – как в слове покраснел, суффикс – как в слове скользкий, окончание – как в слове рыбалка ( посадка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР в процессе обучения орфографии на уроках русского языка

Урочное применение ЭОР при обучении грамоте,на уроках чтения и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд ...

Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация

Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Использование дидактической игры при обучении орфографии

В этой статье я затрагиваю одну из важных задач современного образования- обучение орфографии. С помощью некоторых дидактических игр я покажу как можно сформировать орфографическую зоркость. Эти игры ...

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....

Статья на тему: "Особенности использования дидактической игры как средства обучения математике школьников с умственной отсталостью"

Дидактические игры являются одним из наиболее эффективных средств стимуляции познавательного интереса. Правильная организация процесса обучения младших школьников с недоразвитием интеллекта способству...