Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Курс «Обучения грамоте» является начальным этапом овладения навыком чтения и изучения русского языка в   1 классе. Учебный предмет «Обучение грамоте» реализует познавательную и социокультурную цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ СОШ № 161

по обучению грамоте

1 класс

Пояснительная записка

Во время обучения грамоте школьники учатся читать и писать  - овладевают новыми для них видами речевой деятельности. Они обучаются чтению слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов (от чтения по слогам до осмысленного чтения), усваивают русскую графику, прежде всего приемы письма рукописными буквами, делают первые шаги в овладении орфографией. Это создает предпосылки для успешного усвоения системных знаний  по русскому языку. Его орфоэпических и орфографических норм. Освоение техники чтения и понимание содержания прочитанного позволяют формировать  у учащихся интерес к книге, любовь к чтению, воспитывать читательскую культуру. В период обучения грамоте учащиеся совершенствуют такие коммуникативные умения, как слушание и говорение, усваивают элементарные нормы речевого этикета.

Цели и задачи курса

Курс «Обучения грамоте» является начальным этапом овладения навыком чтения и изучения русского языка в   1 классе. Учебный предмет «Обучение грамоте» реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательной целью обучения грамоте является открытие детьми неоднозначного отношения между звуками и буквами в слове и овладение действиями чтения и письма, опирающимися  на позиционный  принцип русской графики.

Социокультурная цель включает формирование коммуникативных компетенций первоклассников, культуру речевого поведения, развитие устной и письменной речи.

Для достижения обозначенных целей должны быть решены следующие практические задачи:

- развитие речи и культуры речевого поведения, мышления и воображения учащихся;

- овладение умениями участвовать в диалоге, создавать небольшие монологические высказывания;

-  ознакомление с основными единицами языка и их функцией в речи;

- овладение способами звукового анализа слов;

- овладение механизмом слогового чтения  с опорой  на букву гласного звука и с постепенным переходом к чтению фонетическими словами, а затем – к беглому смысловому чтению;

-  овладение действием письма в соответствии со слоговым принципом русской графики, формирование орфографической зоркости;

- овладение каллиграфическими навыками;

- формирование интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально- ценностного и бережного отношения к нему;

- обеспечение начального литературно-эстетического  развития учащихся;

- создание условий для перехода от игровых форм сотрудничества на уроке.

Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане

Согласно базисному учебному плану начального общего образования всего на изучение курса «Обучение грамоте»  отводится 207 ч учебного времени (из них 115 ч на обучение русскому языку и 92 ч на обучение навыку чтения).

Основные содержательные линии

В курсе обучения грамоте выделяются следующие содержательные линии:

- овладение чтением и письмом как видами речевой деятельности;

- овладение основами лингвистических знаний по фонетике и орфоэпии, лексике, грамматике (предложение);

- овладение русской графикой (способами обозначения мягкости-твердости согласных звуков и способами обозначения звука Й);

- овладение началами орфографии (заглавная буква, гласные после шипящих, орфограммы чк, чн, чт,щн) и пунктуации (знаки препинания в конце предложений);

- развитие речи.

В программе   предусмотрена целенаправленная работа по развитию у первоклассников общепредметных учебных компетенций:  интеллектуальных (умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы); познавательных (учебно-познавательных мотивов, а также умений принимать, удерживать задачи в учебной деятельности и успешно решать их под руководством учителя; организационных (умений и навыков учебного сотрудничества в коллективно распределенной деятельностми).

Программа предусматривает также овладение учащимися основными универсальными учебными действиями, в том числе действиями контроля и оценки.

Структура курса

Обучение грамоте делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный.

Каждый из трех периодов имеет свою специфику. В добукварный  (добуквенный, подготовительный) период происходит развитие устной речи первоклассников, формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи. Подготовка руки к письму.

В букварном ( буквенном) периоде учащиеся овладевают способами обозначения разных по своим характеристикам звуков буквами в соответствии с нормами  русской графики.  

Послебукварный (послебуквенный) период предназначен для совершенствования умения читать и писать, для развития устной речи учащихся, умения производить элементарные аналитико-синтетические операции с языковыми единицами разных уровней.

Планируемые образовательные результаты обучения грамоте

Личностные:

- осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям; следование принятым нормам поведения в школе;

- осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и  учителям, дружелюбие;

 установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены); умение следовать инструкции.

Метапредметные:

- умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем и одноклассниками результата своей работы;

- умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также  с результатами работ одноклассников (в паре);

- умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей  и схем изучаемых объектов.

Предметные:

- осознание  номинативной функции слова и коммуникативной роли предложения;

- осознание смыслоразличительной роли звуков;

- различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих;

- овладение способом вычленения звуков в словах и определение  их последовательности;

- умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;

- овладение способом деления слова на слоги, определения ударного слога;

- умение различать звуки и буквы;

- правильное называние букв алфавита и знание их основных звуковых значений;

- умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их;

- овладение нормами русской графики;

- овладение основным правилом переноса слов с одной строки на другую – по слогам;

- овладение обобщенным понятием об орфограмме;

- умение писать заглавную букву в именах и фамилиях людей;

- применение правил правописания  жи, ши, ча, ща, чу, щу, а также чк, чн, чт, щн;

- умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку;

- употребление в речи слов речевого этикета;

- овладение способом различения слов-названий и служебных слов;

- умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;

- умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;

- составление трех – пяти предложений на определенную тему (устно).

Содержание курса

Фонетика

        Речевые и неречевые звуки. Звуки речи. Установление последовательности и количества звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Осознание единства звукового состава слова и его лексического значения.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих; условное обозначение фонематических характеристик звуков на схеме.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением.

Графика

     

  Переход от графической модели слова к обозначению звуков в слове знаками упрощенной фонетической транскрипции.

Различение звука и буквы – буква как знак звука.

Знакомство с русским алфавитом как определенной последовательностью букв.

Чтение

Формирование навыка слогового чтения с ориентацией на букву гласного звука. Плавное чтение по слогам отдельных слов, а также слов в составе словосочетаний и небольших предложений. Переход от слогового чтения к чтению целыми словами со скоростью, соответствующей  индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов.

Интонирование предложений в соответствии со знаками препинания: точки, запятой, вопросительного и восклицательного знаков. Соблюдение пауз, которые отделяют одно предложение от другого. Чтение диалогов по ролям.

Отработка навыков правильного произношения гласных и согласных звуков, произношение слов с правильным ударением во время чтения целыми словами и смысловыми единицами. Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и списывании.

Письмо  

Усвоение гигиенических навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев и мелкой моторики руки: рисование, штриховка, создание рисунков, орнаментов, бордюров. Формирование умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Письмо основных элементов строчных и прописных рукописных букв, их размещение на рабочей строке тетради.

Формирование навыков каллиграфического письма. Анализ графического образа рукописных букв (строчных и прописных), сопоставление их структурных элементов, письмо строчных ипрописных букв и их соединений (верхнее, среднее, нижнее – отрывное и безотрывное). Списывание слогов, слов, предложений  с рукописного и печатного текста по специальным правилам. Запись простейших предложений с предварительным их моделированием. Письмо под диктовку слов, словосочетаний и предложений, в которых произношение слов не расходится с написанием.  

Слово и предложение

Начальное представление о слове и предложении. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Выделение слова из речевого потока. Слова-названия и слова-помощники (служебные слова).

Составление предложений по картинке. Составление предложений из заданных слов. Определение количества слов в предложении. Составление графических моделей предложений.

Орфография

Формирование обобщенного понятия  об орфограмме как месте в буквенной записи слова, которое однозначно не определяется произношением.

Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами:

- большая буква в начале предложения, в именах собственных;

- интервалы между служебными и самостоятельными словами;

- перенос слов со строки на строку по слогам;

- знаки препинания в конце предложения.

Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

-буквы гласных после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу);

- буквосочетания чк, чн, чт, щн;

- буквы ь и ъ – разделительные знаки.    

   

Основные особенности программы

1. Увеличенный объем речевой и фонетической работы, которая готовит учеников к курсу русского языка: формированию ряда речевых, фонетико-графических и орфографических умений.

2. Особая система введения букв, позволяющая раскрыть слоговой принцип русской графики и на его основе формировать осознанные действия чтения и письма.

3. Одновременное, а не параллельное обучение чтению и письму.

4. Создание условий для перехода от игровых форм деятельности к учебным, а значит,  для формирования у учащихся умения учиться.

5. Создание условий для использования различных форм сотрудничества на уроке.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...