Родственные слова и формы слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гиниятуллина Гульнур Нурисламовна

Открытый урок по русскому языку для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologich_karta_russkiy_2_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Оргмомент

Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку.

Проверяет готовность к уроку. Создает положительный эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и уважительного отношения друг другу.

2.Чистописание. Введение в игровую ситуацию. Постановка проблемы.

Включаются  в игровую ситуацию. Отгадывают загадку. Называют первый звук слова-отгадки, дают ему характеристику, обозначают буквой на письме. Обсуждают правила посадки при письме, положение тетради и т.д. Прописывают в тетрадях соединения.

Вводит учащихся в игровую ситуацию. Создает проблемную ситуацию. Загадывает загадку. Организует чистописание.

Ребята, утром почтальон принес письмо из зимнего леса, но мы не можем его открыть, пока не отгадаем загадку.

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные

А  возьмешь вода в руке? (снежинки)

-какой первый звук в слове снежинки? Дайте ему характеристику. Какой буквой обозначим звук на письме?

Чистописание Сс  со  су  С сса си Сс

Умение давать характеристику звуку. Каллиграфически правильно записывать букву с и соединения  с ней.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций.(Регулятивные УУД) 

3. Словарная работа. Постановка проблемы.

Слушают учителя. Вставляют пропущенные буквы в словарных словах. Проверяют друг друга.

Вспоминают правила поведения в лесу.

Читаем письмо из зимнего леса, предлагая учащимся отправиться в путешествие. Организует словарную работу, взаимопроверку. Создает проблемную ситуацию, предлагает вспомнить правила поведения в лесу, без знания которых нельзя отправиться в путь.

Письмо из зимнего леса.

Дорогие ребята! Приглашаем Вас к нам в гости, в путешествие по зимнему лесу.

Ваши друзья:

За.ц, м.дведь, л.сица, с.рока.

Запишите названия животных, пригласивших нас в лес, вставляя пропущенные буквы.

Проверьте друг друга.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Знать словарные слова

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД)

4.Постановка проблемы. Определение цели урока.

Высказывают свои предположения, Совместно с учителем формулируют тему урока, определяют цель. Выполняют задания, вспоминают правила,  подбирают однокоренные слова.

Создает проблемную ситуацию. Помогает определить цель урока, повторяет наиболее правильную и точную формулировку.

Предлагает определить, какой частью речи являются слова, определить их род, опираясь на изученное правило, подобрать к данным словам однокоренные слова.

Отправляемся в путешествие.

Звучит тревожная музыка

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть

Ветер резвый уснул

На пути.

Ни проехать в лесу

Ни пройти.

Ребята, что же делать? Метель замела дорогу. Чтобы ее расчистить, надо выполнить задание.

-Прочитайте слова.. и скажите,тему сегодняшнего урока?Вспомните   правило (назовите  два признака родственных слов. )

Ёж, ежонок и ежиха.

Слон, слонёнок и слониха.

Лис, лисёнок и лисица.

Гусь, гусёнок, гусеница 

   Какова наша главная задача?

Молодцы!

А теперь такое задание , справитесь ли?

как определить род слов которые обозначают  название предмета?.

Зима

Снег

Солнце

Подберите к этим словам родствеенные.  

Знать признаки род. Слов,части речи, уметь определять род имен существительных. Называть однокоренные слова.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов. Воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи(Познавательные УУД)

Осуществлять взаимоконтроль (Регулятивные УУД)

5.Самостоятельное применение знаний.

6.Работа по учебнику

Устно, слушая стихотворение, представляют и рисуют картину зимнего леса. Читают текст, объясняют значение слова иней. Анализируют слова с пропущенными буквами, делают вывод на какие правила пропущены буквы в словах. Под руководством учителя проговаривают алгоритм выполнения задания. Списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Проверяют сами себя, сравнивая с образцом, объясняют причину ошибок. Под руководством учителя учатся оценивать свою работу, исправлять ошибки простым карандашом. Выполняют задание учителя: находят имена существительные, определяют их род. Индивидуально, кто справится с основным заданием раньше, выполняют дополнительное задание. 

Работа  по учебнику.  

Упр.    – развивается умение находить из текста  однокоренных слов . Выполняется по заданиям.

Читает стихотворение, предлагает закрыть глаза и представить картину зимнего леса. Обращает внимание на картину, которую нарисовал сам. Предлагает прочитать текст, проанализировать слова с пропущенными буквами, сделать вывод об орфограммах. Дает задание списать текст, вставляя пропущенные буквы. Организует самостоятельную проверку, помогает объяснить причину ошибки, учит оценивать свою работу.

Организует индивидуальную работу с успевающими, предлагая им выполнить дополнительное задание.

Вот мы и попали в зимний лес.

Здравствуй лес, здравствуй лес,

Полный сказок и чудес,

С соснами и елями, с бурыми медведями.

-Закройте глаза. Что вы себе представляете?

Я тоже нарисовала себе картину.

Русская з.има! Всюду снежный к.вер.( коврик)Д.ревья (дерево)покрыты инеем. Со.нце (солнышко) ро.ко (робеть) заглянуло в лес.

-Что такое иней?

-На какие орфограммы пропущены буквы в словах?

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Самопроверка.

Найдите в тексте имена существительные, определите род.(Дополнительное задание: разобрать последнее предложение по членам предложения)

Словарная работа по словарю (198 стр.) - иней

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, делать выводы. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других. Воспринимать текс с учетом поставленной учебной задачи(Коммуникативные УУД)

Осуществлять самоконтроль: анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причину(Регулятивные УУД)

Осуществлять самоконтроль: анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причину(Регулятивные УУД)

6.Физикультминутка.

Проговаривая слова стихотворения, выполняют действия

Организует физкультминутку

Путь-дорога нелегка

И замерзли мы слегка.

Руки мы сейчас согреем

Все на свете мы сумеем.

7.Самостоятельное применение знаний. Постановка проблемы.

Работают в группах. Под руководством учителя планируют, контролируют и корректируют свою деятельность. Отвечают на вопросы.

Создает проблемную ситуацию. Организует работу в группах. Задает вопросы.

Ребята, посмотрите, пока мы с вами грелись, отдыхали, кто-то пробежал мимо нас и остались следы. Мы с вами можем узнать, чьи это следы, выполнив следующее задание. Работать будем в группах.

-Распределите слова в три столбика по родам.

Ж.р.      М.р.     Ср.р.

Бег, лопата, соль, енот, окно, лебедь, игра, лицо, крот, сорока, арбуз, кольцо, аллея.

Молодцы!

Уметь определять род имен существительных.

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Выявлять особенности объектов в результате наблюдения. Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам. Классифицировать объекты(Познавательные УУД)

Доносить свою позицию до других. Учиться выполнять различные роли в группе (Коммуникативные УУД)

Применять правила делового сотрудничества(Личностные УУД)

 

8. *Дополнительное  задание.

Называют известные зимние игры. Придумывают слова, которые обозначают предмет или явление по времени, предшествующее данному. Определяют род имен существительных.

Предлагает поиграть, вспомнить известные зимние игры. Организует игру «снежки»(учитель называет какое-нибудь слово, а дети родственное  слово,, )

Жители леса предлагают вам немножко поиграть. Какие зимние игры вы знаете? Мы поиграем в снежки. Я кидаю вам снежок со словом, вы мне обратно снежок словом, которое обозначает родственное слово, предшествующее данному. Например: снежок –снежинка, вечер-вечерний

Корова-коровник

Рыба- рыбный

Осень- осенний

Вода- водяной

Газета- газетный

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других.(Коммуникативные УУД)

Выявлять особенности объектов в результате наблюдения.(Познавательные УУД)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение во времени(Познавательные УУД)

9.Итог. Рефлексия.

Называют, чему учились, делают вывод. Оценивают  свою работу на уроке.

Обобщает высказывания учащихся, выбирает наиболее полные и точные ответы. Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Ну  вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу. Наши лесные друзья прощаются с нами. Мы любовались красотой родной природы, понаблюдали за животными, поиграли. А чему мы учились, совершая это путешествие? Выполнили ли мы поставленную цель? Оцените  свою работу.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД)

Осуществлять взаимоконтроль. Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (Регулятивные УУД)

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникатив.   уУД

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Повторение.

Технологическая карта изучения темы: Родственные слова и форма  слова.

Тема

Родственные слова и формы  слова.

Цель

Цель:Расширить знания детей о родственных словах

Задачи

Задачи:

1.Закреплять умение использовать приемы распознавания рода имен существительных.

2Развивать умение различать орфограммы в словах..

3.Развивать умение распознавать части речи, разбирать предложение по членам предложения.

4.Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

5.Воспитывать чувство любви к природе, закрепить нормы поведения на природе, бережное отношение к ней.

Планируемый результат

Предметные:

Знать понятие рода имен существительных. Уметь распознавать части речи. Уметь находить орфограммы в словах и объяснять написание. Уметь разбирать предложение по членам предложения.

Личностные:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя .Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, делать выводы. Выявлять особенности объектов в результате наблюдения.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение во времени(Познавательные УУД)

Основные понятия

Родствеенные слова ,Имя существительное, род имени существительного

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

    Чуракова  Учебник Русский язык 2класс

Интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, мультимедиа проектор, , снежок

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Презентация по теме "Родственные слова и формы слова".

Презентация к уроку русского языка для 2 класса по теме "Родственные слова и формы слова" УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова"

Обобщающий урок по учебникуН. А. Чураковой "Русский язык" (Программа "Перспективная начальная школа")...

конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».

Урок русского языка  2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»...

презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....