рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК"Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Юртайкина Ольга Александровна

представлена рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk._yaz.doc528 КБ

Предварительный просмотр:

         

Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  -   «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)    Проект  «Перспективная начальная школа»,  соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

 

                            Систематический курс русского языка:

            Авторы: М.Л. Каленчук,  Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская,

                           Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова  

            для УМК системы «Перспективная начальная школа»

                                         Пояснительная записка

Программа по предмету  «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  -   «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)  -  Проект  «Перспективная начальная школа» , Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

 формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части  окружающего мира;

  • социокультурная  цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:

  •  развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  •  овладение  способами  орфографического  действия;
  •  развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
  •  формирование  учебной  деятельности  учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая    словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
  • усиленное  формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык»  в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе  изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется  позитивное эмоционально-ценностное отношение  к русскому языку, стремление  к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем  общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения  коммуникативных задач.

Русский язык является для учащихся основой  всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.  

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  •  Основы лингвистических знаний:  фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
  • Орфография  и пунктуация;
  • Развитие  речи;
  •  Лексикография.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

        При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.        

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.

 

   Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:  

Методические пособия для учащихся:

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник. 2012
  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 2  класс. — М.: Академкнига/Учебник. 2014

Учебно-методические пособия для учителя

  1. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2  класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник. 2014

         Материально-техническое обеспечение учебного предмета  

                                            «Русский язык»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  УМК «Перспективная начальная школа»  для 2 класса (учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)

Примерная программа начального общего образования по русскому языку

К

Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

        

                                                               Печатные  пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический  и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку

       

Ф

Д

Д

К

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный компьютер

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Д

Д

Д

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др.

Настольные развивающие игры

П

Ф

        СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

                    М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская,

                                   Т. А. Байкова, Н.М. Лаврова 

   Программа систематического курса русского языка разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, сделавших упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

             

                              Содержательные линии

Фонетика и орфоэпия

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика

Различение звуков и букв: буква как знак звука.  Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

•сочетания жи ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

•сочетания чк чн, чт, щн,

  • перенос слов;
  • прописная  буква  в  начале  предложения,  в  именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на
    ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ь и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь,

   рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме

  существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );

  • безударные окончания имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица

  единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и

  восклицательный знаки;

• знаки препинания в  предложениях с однородными членами.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

-восприятие русского языка как явление национальной культуры;

-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

-способность к самооценке на основе наблюдения

за собственной речью;

-способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

-овладение словами речевого этикета.

Метапредметными результатами изучения русского языка начальной школе являются:

-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,

-учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

-умение задавать вопросы;

-самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-умение анализировать, сравнивать, классифицировать,

-установление причинных связей и зависимостей между объектами;

-умение работать с таблицами, схемами, моделями;

-умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;

-умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

-овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

-умение применять орфографические правила и правила постановки  знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

-умение проверять написанное;

-умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной

самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационных (организовывать сотрудничество и планировать

собственную деятельность).

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
  • Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
  • Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся  научатся:

  • Различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • Различать родственные слова и формы слова;
  • Находить значимые части слова;
  • Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  • Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
  • Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
  • Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
  • Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

  • Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
  • Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  • Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

  • Различать предложение, словосочетание и слово;
  • Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • Находить в предложении основу и неглавные члены;
  • Задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

  • Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • Различать на письме предлоги и приставки;
  • Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
  • Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
  • Соблюдать орфоэпические нормы речи;
  • Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
  • Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

  • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;
  • работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества: 

  • работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);  
  • выполнять работу по цепочке;        

В рамках коммуникации  как взаимодействия: 

  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

  • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  
  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них во 2 классе  170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели).      

              Содержание курса «Русский язык»

                                           2 класс (170 ч)

Фонетика и орфография (52 ч.)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Морфемика и словообразование (50ч.)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология и лексика (27 ч.)

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Синтаксис и пунктуация (11ч.)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография  (изучается во всех разделах в течение года)

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи  (30 ч.)

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

                    Тематическое распределение часов

                      5 часов - в неделю, 170 часов –  в год

Раздел

Но

мер

урока

            Содержание (тема)

Кол-во часов

 Дата проведения

Учебные материалы

план

факт

учеб

п/т

1

1

Структура построения учебника.

Основные словари русского языка:

толковый словарь, обратный словарь

1

1 часть

5 – 8

1 часть

3 – 5

1

2

Знакомство с орфографическим, орфоэпическим и этимологическим словарём русского языка

1

9 – 11

4 – 7

1

3

Повторение материала 1 класса. Фонетика и орфография.

Звукобуквенная зарядка.

1

12 – 13

8

5

4

Р.р  Какие бывают предложения

1

2 ч: 5 – 8

 55

1

5

Контрольный диктант

1

-

-

2

6

Работа над ошибками списывания

Главные и неглавные слова в предложении.

1

14 – 16

 9

2

7

Дополнение основы предложения неглавными словами.

1

16 – 20

11

2

8

Главные и второстепенные члены предложения.  Изменяемая часть слова – окончание.

1

21 – 24

2

9

Главные и второстепенные члены предложения.  Разные формы слова.

1

25-27

11

5

10

Р.р Что такое текст

1

2 ч: 9 – 12

56

3

11

Сл/ диктант № 1

 по теме: «Формы слова»

1

3

12

Работа над ошибками сл/диктанта

Окончания слов-названий предметов

1

28 – 30

11

2

13

Что такое словосочетание

1

31 – 32

 13

2

14

Различение основы предложения и словосочетаний входящих в его состав.

1

33 – 35

13 – 14

2

15

Основа слова и его окончание.

1

37 – 38

5

16

Р.р Особенности связного текста.  

1

2 ч: 12-15

59

2

17

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

1

39-40

3

18

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний, пришедшие из других языков

1

41-44

3

19

Слова- названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов.

1

45-47

16

3

20

Слова-названия предметов, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода,  у которых нет окончаний.

1

48-49

18

5

21

Р.р  Что такое текст. Строение текста.

1

2 ч: 16-17

59-61

3

22

Единственное и множественное число слов-названий предметов, у которых нет окончаний.

1

50-51

-

3

23

Выделение и определение значимых частей слова. Основа. Окончание.

1

-

-

4

24

Слова-названия предметов разного рода.

1

52-54

3

25

Окончания слов-названий предметов разного рода.

1

54-56

3

26

Родовые окончания слов-названий предметов.

1

56-59

3

27

Окончания слов с Ь на конце.

1

60-62

5

28

Р.р  Содержательность названия и логика построения текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»

1

2 ч: 18-22

62-63

3

29

Слова-названия предметов разного рода с учётом значения слова и особенностью его окончания.

1

63-67

18-19

4

30

Слова-названия предметов разного рода.

1

68

4

31

Начальная форма слова слов-названий предметов.

1

69-71

23

4

32

Начальная форма слова слов-названий признаков.

1

72-75

24

5

33

Р.р  Азбука вежливости. Как писать письмо

1

23-25

64

4

34

Начальная форма слова слов-названий действий.

1

76-79

25

3

35

Это слово и другое слово. Выделение значимых частей слова.

1

80-83

3

36

Одинаковое написание общей части слова

1

84-86

29

4

37

Разные слова и формы одного и того же слова.

1

86-88

5

38

Р.р  Устное изложение «Утята»  

1

2 ч: 26-27

3

39

Слово и формы этого слова. Родственные слова.

1

89-92

3

40

Общая часть основ родственных слов. Корень слова.

1

93-97

27-31

3

41

Контрольный диктант № 1

по теме: Различение родственных слов и форм одного слова.

1

-

-

4

42

Работа над ошибками к/диктанта

Заседание для членов клуба «Ключ и заря» Слово и его значение,  использование словарей русского языка.

1

98-99

4

43

Слова, у которых несколько значений

1

100-109

31-34

5

44

Р.р  Тема и основная мысль текста.

1

2 ч: 28-30

65-66

4

45

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

1

110-113  

36

4

46

Многозначные слова и слова-омонимы.

1

113-114

37

4

47

Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся (синонимы)

1

115-118

35, 38

4

48

Слова и их дальние родственники.

1

119-121

41, 47

5

49

Р.р  Выделение темы и основной мысли текста.

1

2ч: 31-33

67-70

1

50

Чередование гласных звуков в корнях слов, которое не видно на письме.

1

122-124

39-40

1

51

Проверка безударного гласного звука в корне слова двумя способами

1

124-126

40

1

52

Контрольный диктант № 2

«Чередование гласных звуков в корнях слов, которых не видно на письме»

1

-

-

1

53

Работа над ошибками к/диктанта

Способы проверки безударного гласного в корне слова.

1

127-129

5

54

Р.р  Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе»

1

2 ч: 34-36

70

1

55

Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме.

1

130-133

22, 44

1

56

Написание парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком

1

134- 135

44

1

57

Проверка парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком.

1

136-138

45

1

58

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме

1

139-143

47-48

1

59

Написание парных согласных в корне, в середине и на конце слова

1

143-145

51

5

60

Р.р  Тема и основная мысль текста.

1

2 ч: 37-40

71-72

1

61

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

146-148  

41

1

62

Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

149-151

43

1

63

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

1

152-154

49

1

64

Употребление «ь» после шипящих на конце существительных.

1

154-156

52

5

65

Р.р  Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»

1

2 ч: 42-43

-

3

66

Повторение по теме «Родственные слова и форма слова»

1

157-159

44-45

3

67

Повторение по теме «Различение родственных слов и форм слова»

1

160-162  

53

5

68

Р.р  Азбука вежливости. Как написать поздравительную открытку

1

2 ч: 44-45

79

4

69

Повторение по теме «Лексика. Многозначные слова»

1

163-164

47

4

70

Повторение по теме «Лексика.  Происхождение слов»

1

164- 165

48

3

71

К/списывание № 2 

«Мама в командировке»

1

166

-

1

72

Работа над ошибками к/списывания

Повторение по теме «Орфография»

1

167-168

-

2

73

Повторение по теме «Синтаксис»

1

168-170

5

74

Р.р  Устное изложение «Белка в лодке»

1

2 ч: 46-48

-

3

75

Контрольный диктант № 3

1

1

76

Работа над ошибками к/диктанта

Повторение: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

1

171-172  

15

5

77

Р.р  Как написать поздравление

1

2 ч: 49-51

79

1

78

Повторение по теме «Орфография»

1

173-174

-

4

79

Повторение по теме «Сравнительный анализ звуков»

1

175-176

24

4

80

Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

1

176

-

5

81

Р.р  Письменное изложение «Весенний звон»

1

2 ч: 52

-

4

82

Работа над ошибками изложения

Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы.

1

3 часть

5-7

2 часть

3-5

5

83

Р.р  Что мы знаем о тексте (хокку).

1

2 ч: 53-55

73, 84

2

84

Учимся задавать вопросы к главным членам предложения.

1

7-9  

5

4

85

Учимся определять начальную форму слов-предметов

1

9-11

6

4

86

Учимся определять начальную форму слов-действий

1

11-13

8-10

4

87

Учимся определять начальную форму слов-признаков.

1

14-15

4

88

Начальная форма слов

1

16

10-13

5

89

Р.р  Деление текста на части.

1

2 ч: 56

-

1

90

Написание И и Ы после Ц в корнях слов-названий предметов

1

17-19

13

1

91

Написание  Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.

1

19-20

14

1

92

Написание И и Ы после Ц

1

21

15-16

3

93

Как делаются слова. Что такое суффикс.

1

22-24

17

5

94

Р.р  Деление текста на части.

1

2 ч: 57-59

3

95

Суффикс слов называющих предметы

1

25-26

18-19

3

96

Образование слов от основы при помощи суффикса.

1

27-29

20

3

97

Закрепление образования слов при помощи суффикса.

1

29-31

-

3

98

Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН

1

32-34

20

1

99

Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ШН , ЧК

1

35-36

21

5

100

Р.р  Деление текста на части

1

60

-

3

101

Сложные слова. Образование смешных слов

1

37-39

22-23

1

102

Правила написания буквосочетаний ЧК,  ШК

1

39-41

24

3

103

Механизм образования новых слов.

1

42-44

24

3

104

Выборочный диктант по теме «Образование слов при помощи суффикса»

1

-

-

5

105

Р.р  Работа с картиной А. Матисса «Разговор».

1

61

-

3

106

Суффиксы слов называющих предметы.

1

45-47

25

3

107

Суффиксы –НИК, -НИЦ слов называющих предметы

1

47-48

26

3

108

Суффиксы –ЩИК, -ЩИЦ, -ИШК, -УШК  слов называющих предметы.

1

48-51

27

3

109

Обобщение по теме «Суффикс слова»

1

51-53

27

5

110

Р.р  Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

2 ч: 66-67

-

2

111

Что такое обращение

1

54-56

28-29

4

112

Пунктуационное выделение обращений

1

58

30

3

113

Образование слов с помощью приставки

1

59-60

31

3

114

Различие между приставкой и предлогом.

1

61

32-33

3

115

Написание со словами предлогов и приставок.

1

62

5

116

Р.р  Азбука вежливости. Как писать письмо.

Поздравительная открытка к 8 марта

1

2 ч: 68

79

1

117

Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.

1

63-64

33-36

1

118

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

1

65-66

36

3

119

Образование глаголов при помощи приставки.

1

67-68

37

3

120

Образование глаголов с приставками от родственных слов без приставок

1

69-71

38

5

121

Р.р  Устное изложение «Калина»

1

2 ч: 70

-

3

122

Суффиксы глаголов –а, -я, - е, --и, -ть

1

71-73

-

3

123

Состав слова.

1

74-77

39-41

3

124

Состав близких и противоположных по значению слов.

1

77-79

-

1

125

Написание глаголов в начальной форме с шипящими на конце.

1

79-80

41-42

5

126

Р.р  Типы текстов: описание и повествование.

1

2 ч: 74-76

80-82

3

127

Процесс образования одного слова из другого.

1

81-83

43

3

128

Образование слов с помощью приставки и суффикса

1

83-85

-

3

129

Словообразование с помощью приставки и суффикса.

1

85-87

-

3

130

Выборочный диктант по теме «Словообразование»

1

-

-

1

131

Правильное употребление приставок НА- и О- в словах НАДЕТЬ, НАДЕВАТЬ, ОДЕТЬ, ОДЕВАТЬ.

1

88-89

-

5

132

Р.р  Типы текстов. Описание и повествование

1

2 ч: 77-79

83, 88

4

133

Повторение изученных орфограмм

1

89-91

-

3

134

Как делаются сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

1

91-93

45

3

135

Образование сложных слов

1

93-95

46-47

3

136

Буквы соединительных гласных О, Е между основами двух слов в сложных словах.

1

96-98

48

5

137

Р.р  Типы текстов. Научный и художественный текст.

1

2 ч: 83-84

89-90

3

138

Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного

1

99-101

-

3

139

Соединительные гласные в сложных словах                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1

101-103

-

3

140

Предупредительный диктант по теме «Образование сложных слов»

1

-

-

4

141

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Разделительный Ь знак

1

104-107  

49-53

5

142

Р.р Типы текстов. Научный и художественный текст

1

86-88

-

1

143

Разделительный Ъ знак

1

107-110

55

1

144

Правила написание разделительных Ь и Ъ знаков.

1

110-113

59

1

145

Написание разделительных Ь и Ъ знаков

1

113-115

56

1

146

Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками

1

115-117

58

5

147

Р.р  Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи» Письменное изложение «Красное лето»

1

2 ч: 89, 94

-

1

148

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Родственные слова с разделительными Ь и Ъ знаками

1

118-121

58

4

149

Происхождение и образование слов

1

122-123

-

4

150

Образование сложных слов

1

124-126

-

4

151

Словарный диктант № 3

Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками

1

126-128

-

5

152

Работа над ошибками, допущенными в словарном диктанте

Р.р  Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи» Письменное изложение  «Ступеньки»

1

91-93, 97

-

1

153

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком

1

129-132

 61

1

154

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

1

132-135

62-63

1

155

Чередование звука с нулевым звуком

1

135-137

-

1

156

Чередование звука с нулевым звуком

1

137-138

64

1

157

Чередование звука с нулевым звуком

1

139

65

1

158

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

1

140-141

1

159

Написание слов с непроизносимыми согласным

1

141-143

66

1

160

Проверка слов с непроизносимыми согласными

1

143-145

66

1

161

Контрольное списывание № 3

«Непроизносимый согласный звук – нулевой звук»

1

-

-

1

162

Работа над ошибками к/списывания

Написание слов с непроизносимыми согласными

1

147

67

1

163

Написание слов с непроизносимыми согласными

1

148-149

68

1

164

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

1

150

-

1

165

Контрольный диктант № 4

Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

1

-

-

1

166

Работа над ошибками к/диктанта

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова

1

151-154  

69-71

1

167

Повторение изученных орфограмм

1

155-156

-

1

168

Повторение изученного материала

1

157-158  

72

1

169

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

1

158-159

-

1

170

Повторение изученного  за год Подведение итогов

1

160

-



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.1 класс.УМК перспективная начальная школа.

Рабочая программа по русскому языку для первого класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....

Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)

Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом   РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по русскому языку включает в себя...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку(письму) для 2 класса МБОУ «Гимназия № 45» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".

Рабочая программа по русскому языку для1 класса УМК "Перспективная начальная школа" состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического планирования, требований к уровню подг...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по русскому языку (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Перспективная начальная школа

Соответствует ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Перспективная начальная школа...