Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, ФГОС II поколения
    рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

    Хомейкина Татьяна Ивановна

    Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, ФГОС "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_rabochaya_4_klass.docx54.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

       Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

       Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

     Содержание предмета  русский язык  направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

        Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

    • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

    • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

        Задачи:

       * развитие речи, мышления. воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

       * формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского  языка;

       * воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Общая характеристика курса

    Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

    — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    — развитие коммуникативных умений;

    — развитие нравственных и эстетических чувств;

    — развитие способностей к творческой деятельности.

    Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

    • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.  Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

    • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

    • орфография и пунктуация;

    • развитие речи.

    Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

    В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

    Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку.

    Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

    Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

    Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

    Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

    Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

    Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

    Место курса «Русский язык» в учебном плане.

     На изучение русского языка в 4 классе в учебном плане отводиться 4,5 часа в неделю,  153 часа в год- 34 рабочие недели.

     

    СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА

     по русскому языку в 4 классе:

    Повторение (4 ч).

    Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Формулы вежливости.

    Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

    Предложение как единица речи.

    Виды предложений по цели высказывания и интонации.

    Знаки препинания в конце предложений.

    Диалог.

    Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

    Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

    Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

    Разбор предложения по членам предложения.

    Предложение (9 ч)

    Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

    Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

    Слово в языке и речи (21 ч)

    Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

    Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

    Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

    Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова. Правописание гласных и согласных в корне слова.

    Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

    Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

    Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

    Имя существительное (43 ч)

    Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

    Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

    Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

    Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

    Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

    Морфологический разбор имён существительных.

    Имя прилагательное (30 ч)

    Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном  числе по родам, в правописании родовых окончаний.

    Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение /мен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б единственном числе.

    Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

     Личные местоимения (7 ч)

    Местоимение как часть речи.

    Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

    Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

    Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

    Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

    Глагол (34 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

    Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

    Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

    Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

    Глаголы-исключения.

    Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

    Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).

    Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

    Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

    Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

    Развитие речи

    Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

    Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

    План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

    Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

    Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

    Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

    Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

    Повторение (5 ч)

    Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. Части речи. Признаки частей речи. Правописание слов разных частей речи. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.

    Описание учебно-методического и  материально – технического обеспечения.

    Автор УМК

    УМК Русский язык.

    Канакина В.П.

    Горецкий В.Г.

    Учебник для образовательных организаций в 2 –х частях, 2014 год изд.

    2

    Канакина В.П.

    Горецкий В.Г.

    Электронное приложение к учебнику, 2014 год изд.

    3

    Канакина В.П.

    Горецкий В.Г.

    Рабочая тетрадь в 2 –х частях, 2013 год изд.

    4

    Канакина В.П.

     

    Методическое пособие для учителя.

    5

    Канакина В.П.

    Горецкий В.Г.

    Тестовые задания.

    6

    Канакина В.П.

    Щеголева Г.С.

    Сборник диктантов и самостоятельных работ

    1 – 4 класс.

                                 

    Планируемые результаты изучения курса

    Личностные результаты

    У выпускника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
    • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
    • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
    • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
    • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
    • способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
    • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
    • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
    • этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
    • чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
    • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
    • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
    • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные

    Ученик научится:

    • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
    • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
    • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
    • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
    • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

    Выпускник научится:

    • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
    • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
    • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
    • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
    • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
    • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
    • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

    Коммуникативные

    Выпускник научится:

    • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
    • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
    • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
    • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
    • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
    • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

                                                      Предметные результаты

    Общие предметные результаты освоения программы

    • Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
    • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
    • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
    • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
    • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
    • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
    • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
    • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
    • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

    Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

    Развитие речи

              Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

    Обучающийся научится:

    • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
    • практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
    • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
    • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
    • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
    • владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
    • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
    • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
    • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
    • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
    • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
    • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
    • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
    • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
    • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
    • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
    • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
    • оформлять результаты исследовательской работы;
    • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

     

    Обучающийся научится:

    • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
    • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
    • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
    • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
    • различать звуки и буквы;
    • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
    • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
    • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);

    Лексика

    Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

    Обучающийся научится:

    • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
    • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

    определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

    • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
    • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
    • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
    • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
    • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
    • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
    • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
    • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
    • работать с разными словарями;
    • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

    Состав слова (морфемика)

    Обучающийся научится:

    • различать изменяемые и неизменяемые слова;
    • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
    • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
    • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
    • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
    • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
    • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
    • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
    • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
    • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
    • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
    • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
    • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
    • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

    Морфология

    Обучающийся научится:

    • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
    • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
    • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
    • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
    • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
    • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
    • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
    • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
    • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
    • распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
    • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
    • понимать роль союзов и частицы не в речи;
    • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
    • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
    • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
    • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
    • различать родовые и личные окончания глагола;
    • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
    • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
    • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
    • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

    Синтаксис

    Обучающийся научится:

    • различать предложение, словосочетание и слово;
    • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
    • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
    • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
    • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
    • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
    • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
    • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
    • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
    • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
    • находить в предложении обращение;
    • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

    Орфография и пунктуация

    Обучающийся научится:

    а) применять ранее изученные правила правописания:

    • раздельное написание слов;
    • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
    • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
    • перенос слов;
    • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
    • проверяемые безударные гласные в корне слова;
    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
    • непроизносимые согласные;
    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
    • разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
    • мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
    • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
    • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
    • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
    • безударные падежные окончания имён прилагательных;
    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
    • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
    • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
    • безударные личные окончания глаголов;
    • раздельное написание предлогов с другими словами;
    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

    в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

    д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

    е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

    ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);

    з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

    и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    а) применять правила правописания:

    • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
    • е и и в суффиксах -ек, -ик;
    • запятая при обращении;
    • запятая между частями в сложном предложении;

    б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

    в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

    г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

    д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

    е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

    ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

    Учебно-тематический план

    Русский язык

     №

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Количество проверочных работ

    Количество контрольных работ

    1.

    Повторение.

    4

    1

    1

    2.

    Предложение.

    9

    1

    3.

    Слово в языке и речи.

    21

    1

    4.

    Имя существительное.

    43

    1

    5.

    Имя прилагательное.

    30

    1

    1

    6.

    Личные местоимения.

    7

    1

    7.

    Глагол.

    34

    2

    1

    8.

    Повторение.

    5

    1

    Итого:

    153

    6

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"

    Рабоая программа для национальных школ  где рус. яз 3 часа в неделю...

    Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.

    Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

    Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.

    Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

    Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

    Рабочая программа по русскому языку...

    Рабочая программа по русскому языку ПНШ ФГОС 1-4 классы

    Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

    Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 5 класс Ладыженская

    Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.Программа  составлена на основе Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012...

    Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

    Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс...