Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Каримова Лилия Шамилевна

УМК "Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по русскому языку разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  приказ от «6»  октября   2009 г. № 373 об утверждении и введение в действие ФГОС начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  • Планируемых результатов начального общего образования,
  • Основной образовательной программы образовательного учреждения
  • Примерной программы по русскому языку,  подготовленной  в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения». Руководители проекта: член – корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина, Москва, «Просвещение», 2011г;
  • Авторской программы В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого в соответствии с ФГОС второго поколения и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.        
  • Программа подкреплена УМК «Школа России». Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Просвещение 2012.

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Основные цели изучения русского языка:

  • формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
  • формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях её функционирования на современном этапе;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами  использования языка в разных условиях общения;
  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей  различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста)

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подхода к обучению  и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной культуроведческой компетенций.

         

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, ин-теллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.

Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:

  1. освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
  2. знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.

Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:

осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;

дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

развитие (формирование) способности моделировать факты языка;

овладение    ведущими    методами   лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Ведущие формы, методы обучения: фронтальная, деятельностный подход, групповая, активный метод, в парах,  интерактивный, индивидуальная, метод проблемного обучения, коммуникативный, проектно-исследовательский.

Используемые формы контроля: проверочные работы, диктанты, контрольный диктант, обучающее сочинение, обучающее изложение, списывание, контрольное списывание, тестовые работы.

Цели обучения:

  • Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
  • Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
  • Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
  • Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

      Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является  диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.

      Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический  разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.                                        

Задачи  обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать  средства  языка в соответствии с условиями  общения, развитие интуиции и   «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами  анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать   в диалоге,  оставлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  родному  языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и чистоты;  пробуждение   познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою   речь.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Авторская программа  составлена  из расчета 5 часов в неделю, 170 часов за год. В соответствии с учебным планом школы, введением регионального компонента, уроки русского языка во 2 классе  рассчитаны на 3 часа в неделю. Следовательно,  общее количество часов составило - 102 часа. Компонентом школы выделен еще 1 час на изучение русского языка, 34 часа в год. Компонент распределен следующим образом: 

  1. Развитие речи – 14 часов
  2. Работа со словарями (орфографический, орфоэпический, толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов, словообразовательный» -  7 часов
  3. Дидактические игры, упражнения, головоломки  по темам – 6 часов
  4. Проектная деятельность – 7 часов

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
  • коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

  • Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

  • Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

  • Общие предметные результаты освоения программы
  • Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии, умение проверять написанное.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ

 2 КЛАССА

Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные  результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

Знать/понимать:

- предложение как единицу речи;

- термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания, по интонации;

- оформление предложений в устной и письменной речи;

- признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

- главные члены предложения;

- связь слов в предложении;

- различие словосочетания и предложения;

- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова

(без терминологии);

- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;

- роль разделительного мягкого знака;

- употребление прописной буквы в именах собственных.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  • интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
  • умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 класс ( 102 часа)

Наша речь (3 часа)

Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Речь диалогическая и монологическая.

Текст (2 часа)

Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Предложение (9 часов)

Предложение как единица речи, его назначение  и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова… (10 часов)

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Синонимы и антонимы.

Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.

Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую.

Звуки и буквы (39 часов)

Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений). Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.

Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы.

Признаки гласного звука. Смыслообразовательная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определенных позициях два звука – согласный звук [й] и последующий гласный звук.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение корня слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Признаки согласного звука. Смыслообразовательная роль согласных звуков в слове. Согласный звук [й] и буква «и краткое».

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Правописание сочетаний ЧК, чн, чт, щн,нч.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по  глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.

Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Части речи (35 часов)

Соотношение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией.

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Формирование первоначального представления о разборе имени существительного как части речи.

Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов  в речи (одеть и надеть). Правописание частицы не с глаголом. Текст – повествование и роль в нем глаголов. Понятие о тексте – повествования. Роль глаголов в тексте – повествовании.

Имя прилагательное как часть речи: значение и потребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Единственное и множественное число имен прилагательных. изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. понятие о тексте – описании. Роль имен прилагательных в тексте – описании.

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Текст – рассуждение.

Предлоги. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.

 

Повторение (4 часа)

Звуки и буквы

Части речи

Главные и второстепенные члены предложения

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы урока

Количество часов

Дата проведения урока

План

Факт

Наша речь – 4 ч

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

2

2

Виды речевой деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи.

1

3

3

Диалог и монолог.

Речь диалогическая и монологическая.

1

4

4

Работа с этимологическим словарем. Развивать познавательный интерес к происхождению русских слов.

1

8

Текст – 4 ч

5

Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

1

9

6

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

1

10

7

Р.р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

1

11

8

Предложение как единица речи. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

1

15

Предложение – 10 ч

9

Главные члены предложения (основа).

1

16

10

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

1

17

11

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

18

12

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения (закрепление).

1

22

13

 Входная контрольная работа (контрольное списывание)

1

23

14

Работа над ошибками. Распространенные и нераспространенные предложения.

1

24

15

Связь слов в предложении.

1

25

16

Р.р. Обучающее сочинение. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».

Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

1

       29

17

Работа над ошибками. Дидактические игры, упражнения, головоломки по теме «Предложение».

1

30

18

Проверочная работа по теме «Предложение»

1

1

19

Слово и его лексическое значение.

1

2

Слова, слова, слова… - 16 ч

20

Работа со словарями (толковым и орфографическим).

1

6

21

Однозначные и многозначные слова.

1

7

22

Р.р. Прямое и переносное значение слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

1

8

23

Синонимы и антонимы.

1

9

24

Работа со словарями синонимов и антонимов.

1

13

25

Родственные (однокоренные) слова.

1

14

26

Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

15

27

Работа со словообразовательным словарем. Проект «Дерево из слов».

1

16

28

Р.р. Обучающее изложение «Лисички». Изложение текста по данным к нему вопросам.

1

20

29

Работа над ошибками.Работа с толковым словарем. Исследование значения слова.

1

21

30

Слог как минимальная произносительная единица. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Перенос слов по слогам.

22

31

Работа с орфоэпическим словарем. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков  в соответствии с нормами современного русского языка.

1

22

32

Различение родственных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями

1

27

33

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

1

28

34

Работа над ошибками Проект «Новые значения старых имен»

1

29

35

 Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.

1

30

Звуки и буквы – 52 ч

36

 Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений).

1

37

Гласные звуки (повторение и обобщение представлений).

Смыслообразовательная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определенных позициях два звука – согласный звук [й] и последующий гласный звук.

1

38

Закрепление по теме «Алфавит».

1

39

 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

40

Р.р. Обучающее  сочинение по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом».

Коллективное составление рассказа, используя опорные слова (под руководством учителя).

1

41

Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1

42

Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

1

43

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1

44

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова.

1

45

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным.

1

46

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Обобщение.

1

47

Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1

48

Слова  с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

49

Дидактические игры, упражнения, головоломки по теме «Правописание слов с безударным гласным в корне».

1

50

Р.р. Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.

1

51

Р.р. Обучающее сочинение. Коллективное составление рассказа по репродукции  картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

1

52

Работа над ошибками. Согласные звуки (повторение и углубление представлений).

Признаки согласного звука. Смыслообразовательная роль согласных звуков в слове.

1

53

Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

1

54

Работа над ошибками.

Согласный звук [й] и

 буква «и краткое».

1

55

Слова с удвоенными согласными.  Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

1

56

Проект «И в шутку и всерьез».

Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку.

1

57

Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Составлять рассказ по опорным словам и записывать составленный рассказ.

1

58

Работа над ошибками. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы  для их обозначения.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е,ё,ю,я,и,ь.

1

59

Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака на конце слова.

1

60

Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака в середине слова перед согласным.

1

61

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

1

62

Дидактические игры, упражнения, головоломки по теме «Мягкий знак (ь)»

1

63

Проект «Пишем письмо».

Познакомить с нормами написания письма

1

64

Правописание буквосочетаний ЧК, чн, щн, чт, нч.

1

65

Р.р. Обучающее изложение «Зацвел орешник».

Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Записывать ответы 

1

66

Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

67

Дидактические игры, упражнения, головоломки по теме «Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн,нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу».

1

68

Проект «Рифма».

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм.

1

69

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

1

70

Правописание слов с парным по глухости звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

1

71

Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

1

72

Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук, на конце слова и перед согласным в корне: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

1

73

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

1

74

Дидактические игры, упражнения головоломки по теме «Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным».

1

75

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

76

Правописание гласных и согласных в корне слова (закрепление)

1

77

Р.р. Обучающее изложение «Прокатился».

1

78

Работа над ошибками. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова  и в корне перед согласным.

1

79

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова  и в корне перед согласным. Закрепление.

1

80

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1

81

Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

1

82

Р.р. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.

1

83

Разделительный мягкий знак. Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

1

84

Дидактические игры, упражнения, головоломки на тему «Разделительный твердый знак».

1

85

Р.р. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

86

Проверочная работа по теме «Звуки и буквы».

1

Части речи – 46 ч

87

Работа над ошибками. Части речи. Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

1

88

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

89

Имя существительное как часть речи (закрепление).

1

90

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

91

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

92

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

1

93

Проект «Исконно русские и заимствованные слова»

1

94

Р.р. Обучающее сочинение. Составление рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». (под руководством учителя).

1

95

Работа над ошибками. Число имен существительных. Изменение существительных по числам.

1

96

Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).

1

97

Обобщение знаний об имени существительном.

1

98

Обобщение знаний об имени существительном. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

1

99

Р.р. Обучающее изложение «В цирке».

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

1

100

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1

101

Работа над ошибками. Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление).

1

102

Глагол как часть речи. Синтаксическая функция глагола в предложении.

1

103

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

1

104

Число глагола. Изменение глагола по числам.

1

105

Число глагола. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть).

1

106

Правописание частицы не с глаголом.

1

107

Обобщение знаний о глаголе.

1

108

Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.

1

109

Текст – повествование и роль в нем глаголов.

1

110

Р.р. Составление текста – повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

1

111

Проверочная работа по теме «Глагол».

1

112

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

113

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

114

Р.р. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1

115

Единственное и множественное число имен прилагательных.

1

116

Работа с орфографическим словарем. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

1

117

Обобщение знаний об имени прилагательном. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

1

118

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

1

119

Работа над ошибками. Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. Понятие о тексте – описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании.

1

120

Р.р. Составление текста- описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).

1

121

Р.р. Обучающее сочинение. Составление текста – описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

122

Работа над ошибками. Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

1

123

 Р.р. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Заменять повторяющиеся имена существительные личными местоимениями.

1

124

Текст – рассуждение. Структура текста – рассуждения.

1

125

Проверочная работа по теме «Местоимение».

1

126

Работа над ошибками. Предлоги. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функции предлогов.

1

127

Предлоги. Правописание предлогов с именами существительными.

1

128

Р.р. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.

1

129

Закрепление по теме «Предлоги»

1

130

Повторение, закрепление пройденного материала.

1

131

Итоговый контрольный диктант.

1

132

Работа над ошибками. Проект «В словари – за частями речи».

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари.

1

Повторение – 4ч

133

Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Предложение».

1

134

Повторение пройденного по теме «Звуки и буквы».

1

135

Повторение пройденного по теме «Звуки и буквы».

1

136

Повторение пройденного по теме «Части речи».

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

Литература для учителя

  1. М.Ю. Демидова, С.В. Иванов «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» Система заданий. Москва «Просвещение» 2010, 216 с.
  2. Л.Л.Дмитриева "Дидактический материал по русскому языку. 2 класс"
  3. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Учебник: «Русский язык» 2 класс.  Москва,  «Просвещение», 2014 г.  1, 2 часть
  4. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Методическое пособие « Русский язык  2 класс»  Москва, Просвещение, 2013 г.
  5. В.В. Козлов, А.В. Кондаков.  «Фундаментальное ядро содержания общего образования» В.В. Козлов, А.В. Кондаков.  Москва «Просвещение», 2009 г.,  48 с.
  6. Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова «Планируемые результаты начального общего образования» Москва «Просвещение» 2010, 128 с.
  7. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». От действия к мысли. Москва «Просвещение» 2010
  8. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,  «Просвещение», 2008г
  9. О.Д.Полуянова. Тренажёр по русскому языку для учащихся 2 класса.
  10. «Примерные программы начального общего образования» Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2009
  11. Тематический контроль знаний учащихся по русскому языку. 4 класс.
  12. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова "3000 примеров по русскому языку"
  13. «Уроки русского языка». 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2010

Литература для ученика

1. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2014 г.  1, 2 часть    

2. Учебник: «Русский язык» 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Москва,    «Просвещение», 2012 г.  1, 2 часть

Электронные ресурсы

  1. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакина  2 класс Русский язык
  2. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе
  3. Презентации к урокам

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мульмедийный проектор
  3. Интерактивная доска
  4. Документ – камера
  5. Комплекты демонстрационных таблиц

Интернет - ресурсы

http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)

http://it-n.ru – сеть творческих учителей

http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://som.fsio.ru/-  сетевое сообщество методистов

http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  

http://www.auditorium.ru/  - Российское образование – сеть порталов

http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ

http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования

http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека

http://www.profile-edu.ru  - сайт по профильному обучению;

http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

http://www.standart.edu.ru  - Новый стандарт общего образования

http://www.ug.ru  – Учительская газета

Дистанционная поддержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

// http://ict.edu.ru/lib/

МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/

Объединение педагогических изданий "Первое сентября"

// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm

Профильное обучение в старшей школе // http://www.profile-edu.ru/

Российский общеобразовательный портал  http://www.school.edu.ru

Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/

Система федеральных образовательных порталов

// http://www.edu.ru/db/portal/sites portal_page.htm

Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15

Федеральный портал «Российское образование»  // http://www.edu.ru

Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/

    Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа :    http://www.gramota.ru

    Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :     http://nsc.1september.ru/urok

    Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

    Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...