Технологическая карта урока в 4 классе «Настоящее время глагола»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пантелеева Галина Викторовна

 

Данная технологическая карта урока будет интересна учителям, работающим в 4 классах по учебнику "Русский язык. 4 класс"автор авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014 г. (УМК «Начальная школа XXI века»)

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Программа: «Начальная школа XXI  века»

Учитель: Пантелеева Г.В.

Технологическая карта урока

Тема

«Настоящее время глагола»

Цели

  • Создать условия для ознакомления с понятием временных форм глаголов и с особенностью формы настоящего времени” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности;
  • Способствовать развитию связной речи, мыслительных операций: обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение, память, внимание, мышление;

•        Воспитывать чуткое отношение к русскому языку, интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной  и групповой работе.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать временные формы глагола и особенности формы настоящего времени;

Уметь определять время глагола и вычленять из текста глаголы в форме настоящего времени.

Метапредметные:

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД :

слушать и понимать речь собеседника; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; наблюдать и делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Основные понятия

«временные формы», «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время»

Оборудование:

у учителя

– компьютер, мультимедийный проектор,

- презентация для урока «Настоящее время глагола»

- таблицы

у учащихся

 – учебник «Русский язык», 4 класс, авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

- сигнальные карточки

-лист самооценки

- карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Этапы урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. 1. Самоопределение к деятельности

Цели: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

(  мин)

Слушают учителя, приветствуют друг друга и гостей улыбкой, проверяют своё рабочее место, высказывают мнение о необходимости этого действия

Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку.

Создаёт эмоциональный настрой урока

Неожиданно раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.

Прозвенел  звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.


Поприветствуем друг друга и гостей улыбкой.

Погоду мы изменить не можем, а в классе пусть будет хорошее настроение и тёплая обстановка.

-Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке.

А помочь оценить работу вам помогут листы самооценки.

- Итак, настроились на работу.

- Алло! Да, это Галина Викторовна… Да, 4 класс…Кто говорит?!...

 Нет, я не могу, у меня сейчас открытый урок и  много гостей!...Ну, хорошо. Сейчас мы выйдем!

- Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что делает нам подарок и за дверью нашего класса стоит настоящая новогодняя ёлочка , которую нужно срочно нарядить, причём прямо сейчас на этом уроке! Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Ксюша и Олег, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?

- Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и урок провести! Ребята, вы поможете мне?

- Не подведёте? В таком случае, в конце урока право повесить игрушку на ёлку получат те ребята, которые будут активно работать на уроке и постараются без ошибок выполнить все задания.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль 

II.Актуализация знаний

Цели:

-систематизировать полученные ранее знания о глаголе;

-активизировать мыслительную деятельность учащихся 

-создать условия для развития орфографической грамотности;

- расширять кругозор учащихся

Определяют, о чём пойдёт речь, слушают историю возникновения календаря, работают словарным словом, наблюдая за его произношением и правописанием .

У доски 1 учащийся объясняет орфограммы,

Заполняют листы самооценки

Отгадывают загадку о глаголе, повторяют изученное о глаголе, прогнозируют результат, составляют правило успешной работы на уроке

Заполняют листы самооценки

Загадывает загадку о календаре, рассказывает историю возникновения календаря, направляет работу над словарным словом, использует ИКТ

Загадывает загадку, организует повторение пройденного материала

Запишите число и классная работа.

Шестнадцатое декабря.

Классная работа.

-Какие орфограммы вам встретились в записи?

(слайд №2,3,4,5 )

ЗАГАДКА:

-О чём идёт речь в загадке

ТАБЛИЦА С ПЕРЕЧНЕМ ВСЕХ ДНЕЙ В ГОДУ – ЭТО _________________

- Верно, это календарь.

    Первый календарь назвали лунным и его родиной является Древний Вавилон.

  Солнечный календарь ввёл древнеримский правитель Юлий Цезарь, в его честь календарь называли юлианский.

    Позднее, в XVI веке папа римский Григорий XIII ввёл в католических странах новый календарь, григорианский, по которому мы живём сейчас.

   В России календарь появился в 1918 году.

- А о каком виде календаря здесь идёт речь?

(о настенном).

-Какие виды календарей ещё знаете?

(Отрывной, настольный, настенный)

(слайд № 6,7)

- Вам было задано домашнее задание- найти в толковом словаре лексическое значение слова КАЛЕНДАРЬ.

- Кто скажет, что означает это слово?

КАЛЕНДАРЬ (по Ожегову)

  1. Способ счисления дней в году.
  2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями).  

КАЛЕНДАРЬ (по Далю)

роспись всех дней в году, с показанием и других сведений; месяцеслов. 

Словарная работа.

КАЛЕНДАРЬ – как слышим в транскрипции это слово? Какую букву невозможно проверить?

(слайд № 8)

«КАЛЕНДАРЬ»

На строчке запишите столько раз слово КАЛЕНДАРЬ, сколько поместится и подчеркните непроверяемые  гласные.

-Заполните листы самооценки.

-Ребята, для нас Дед Мороз приготовил задание.

ЗАГАДКА:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду –

 Всё в действие придёт.

Летит ракета.  

Люди строят здания.

И рожь в полях растёт.

- О какой части речи идёт речь?

- Почему в  стихотворении сказано – всё в действие придёт?

- Что ещё знаете о глаголе?

(Вид - сов. и несов.

Лицо – 1,2,3

Спряжение – I и II спр.

Число – ед. и мн.)

- Как вы думаете, это всё или у глагола есть ещё какие-то тайны?

-Заполните листы самооценки.

Уметь  грамотно писать слова с непроверяемым написанием

Уметь ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные:

Умение строить речевое высказывание

 Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

Умение проводить сравнение, структурировать знания.

Умение  выделять существенную информацию, проводить сравнения по заданным критериям, строить суждения

III. Постановка учебной задачи.

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Работают в группах, вставляют пропущенные глаголы в предложения, делают умозаключения, формулируют тему урока и цели урока.

Заполняют листы самооценки

Объединяет учащихся в 3 группы, даёт им задание

(слайд № 9)

Сегодня для вас тоже приготовила задание внучка Деда Мороза - Снегурочка.

 

Карточка №1

РАБОТА В ГРУППАХ:

С каждым днём календарь _______________________ вес.

С каждым днём календарь _______________________ вес.

С каждым днём календарь _______________________ вес.

1.Вставьте вместо пробела  слова.

Терял, теряет, будет терять.

2.В форме какого времени находятся глаголы?

- Что получилось?

-Почему не могли определить время глагола?

- Заполните  листы самооценки

Соотносить собственное «знание» от «незнания», планировать свои действия в открытии нового знания

Уметь договариваться в группе и приходить к общему решению

Коммуникативные:

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 Регулятивные:

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самопроверка

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

 

IV.        Совместное открытие нового знания.

 Цели:

- организовать наблюдение за временными формами глагола;

- организовать работу по формированию умений находить в тексте глаголы в форме настоящего времени.

        

Во время фронтальной работы  обобщают изученное, наблюдают и делают выводы об изменении глаголов по лицам в каждом времени.

Открывают и читают вслух правило - стр. 152

Формулируют тему и цели урока.

Показывает презентацию, организует проблемный диалог, подводит высказывания детей к выводам.

(слайд № 10)

- Что значит "терять вес"?

- О чём говорится в каждом предложении?/О календаре/

-Что говорится о календаре в первом предложении?

-во втором?

- в третьем?

- Какой частью речи являются вставленные слова ?/глаголы/

-Значит, эти слова говорят о состоянии календаря.

(слайд № 11)

1. Выберите предложение, в котором говорится о состоянии календаря  в данный момент, то есть сейчас.

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делает? Теряет

Скажите, этот глагол обозначает состояние, которое происходило, будет происходить или происходит сейчас, в настоящий момент?

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени.

(слайд № 12,13)

2.–Выберите предложение, в котором говорится о состоянии календаря  в прошлом.

/1-е предложение /

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делал? Терял

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос

Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени.

(слайд № 14,15)

3. Выберите предложение, в котором состояние календаря  не происходило ранее, не происходит сейчас, а только будет происходить.

- Поставим вопросы к этому глаголу.

Что сделает? Потеряет.

Что будет делать? Будет терять.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое будет происходить и отвечает на вопросы Что сделает? Что будет делать? , то это глагол …будущего времени.

Сделаем общий вывод:

Как изменяются глаголы?

(слайд № 16)

Глаголы изменяются по временам.

- В форме каких времен они бывают?/наст, прош.,буд./

-Как определить время глагола? /Надо поставить вопрос./

(слайд № 16)

Схема

Опираясь на схему, скажите – в форме какого времени глагол будет указывать на то, что действие предмета совершается в момент речи (в форме настоящего времени)

А на что указывает глагол прошедшего времени? (действие совершилось до момента речи)

На что укажет глагол будущего времени? (действие совершится после момента речи)

Совершенно верно!!!

-Сравним наши выводы с учебником.с.152

-Согласны с нами авторы учебника?/да/

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

-Какие цели ставим перед собой?

Знать отличительные признаки частей речи; признаки глагола в форме настоящего времени; уметь определять время глагола

Коммуникативные:

 Регулятивные:

Познавательные:

        Физминутка

Цели:

Создать условия для двигательной активности        

Дети встают, слушают глагол и выполняют определённое действие

Обеспечивает двигательную активность, связывая её с темой урока.

Как живёшь? Вот так!  

(Дети показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так! 

 (Шаги на месте)

Как бежишь? Вот так! 

 (Бег на месте)

Как летишь? Вот так!

 (Махи кистями)

Как плывёшь? Вот так! 

 (Махи руками)

Как шалишь? Вот так!  

(Прыжки с поворотами)

Как сидишь? Вот так! 

(Садятся за парты)

-В форме какого времени  употреблены глаголы в физминутке?

 (В форме настоящего времени)

Уметь внимательно слушать учителя, удерживать учебную задачу и двигаться в соответствии с ней

Коммуникативные:

 Регулятивные:

Умение осуществлять

Самоконтроль

Познавательные:

Умение применять знания в пространственной среде

V. Включение знаний в систему и закрепление

Цели:

- организовать наблюдение за особенностями формы настоящего времени глагола;

 - организовать первичное закрепление нового материала

Выполняют  по цепочке задание у доски.

 Находят и выписывают глаголы в форме настоящего времени.

Организует фронтальное обобщение,  включение знаний в систему.

Заполняют листы самооценки

Этот хитренький глагол себе время изобрёл.

Ухожу! – кричит сегодня

А вчера кричал  - ушёл!

Завтра скажет – я уйду!

Позавидуйте ему!

-Почему другие части речи могут позавидовать глаголу? (категория времени есть только у него)

РАБОТА В ТЕТРАДИ:

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

у доски

Стр. 152 упр. 1

-Заполните  листы самооценки

 - У глагола есть ещё одна тайна!

Внимание на экран.

(слайд №19)

Н. вр. – Я  говорю, ты говоришь, он говорит

Пр. вр. – Я говорил, ты говорил, он говорил

Буд.вр. - Я скажу, ты скажешь, он скажет

- Что заметили при изменении глаголов по лицам в каждом времени?

Вывод. 

Чтение правила. Стр 153

(слайд №20)

Как вы думаете, новые знания помогут нам выполнить задания учебника?

Уметь определять время глагола, вычленять глаголы в форме настоящего времени;

Коммуникативные:

Умеют планировать учебное сотрудничество в группе

 

 Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

Умение структурировать и применять знания

Личностные:

Умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

VI. Самостоятельное применение новых  знаний.

Цели:

-организовать самостоятельную работу для выявления пробелов в знаниях,

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

Выполняют САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ  С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Организует самостоятельную работу в тетрадях.

Заполняют листы самооценки

Заполняют листы самооценки

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

упр. 2, стр 154

(слайд №21)

Дед Мороз нам прислал ещё одно задание

(Слайд №22)

- Заполните листы самооценки

ИГРА «Красный-синий»

Живёт, поёт, съест, посинел, читает, расцветет, стряхнул, пишу, посмотрит, узнает, улыбнулся, сидит, рисовал, благодарю.

- Заполните листы самооценки

Уметь находить глаголы в форме настоящего времени;

проводить самоконтроль по эталону.

Регулятивные:

 вносить необходимые коррективы на основе учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

- организовать анализ учебной деятельности на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности в открытии нового знания.

Работают самостоятельно - заполняют лист самооценки.

Организует объяснение д/з,  контроль и самооценку

Домашнее задание:

Дифференцированное задание по карточкам.

Красная-повышенной сложности.

Зеленая - средней сложности

Желтая - легкое задание.

-Что нового узнали на уроке?

- Чем занимались на уроке?

- Достигли ли цели урока?

- Оцените себя самостоятельно, учитывая, как вы поняли новый материал, и покажите мне цветом, как вы поняли тему:

Если все было понятно и урок понравился – покажите синий цвет, а если что-то чуть-чуть не поняли и на  уроке было не интересно-красный.

Активнее всего работали следующие ребята…. Им предоставляется право первым повесить по игрушке на нашу ёлку.

Спасибо за урок.

 Коммуникативные:

Умение строить  собственные суждения

 Регулятивные:

Умение проводить сравнение с образцом и коррекцию

Познавательные:

Умение структурировать знания

Личностные:

Умение дать оценку собственной деятельности на уроке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс

Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов. 2-ое лицо» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов. 2-ое лицо.» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов.»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знания о изменениях глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагол...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Цель урока: формирование понятий об изменении глаголов по временамЗадачи урокаДидактические:Учить распознавать глагол среди других частей речи по грамматическим признакам.Учить определять времена глаг...

Технологическая карта урока русского языка тема «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам»

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: систематизация знаний о части речь глагол. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Систематизировать знания обучающихс...