Главные вкладки

    "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".
    статья (русский язык) по теме

    Косенкова Анастасия Андреевна

    Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Тема: Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы.

    Выполнила:

    Шевчук Анастасия Андреевна,

    Научный руководитель:

    Самоторкина Татьяна Владимировна,

    преподаватель методики русского языка.

    Санкт-Петербург

    2012

    План:

    1. Актуальность темы исследования.
    2. Цель исследования.
    3. Определение понятия «самостоятельность в работе над ошибками».
    4. Этапы формирования навыка самостоятельности в работе над ошибками по русскому языку
    5. Определение термина «приёмы работы».
    6. Вывод.

    Тема нашего исследования «Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы».

    Каждый год практикующие учителя отмечают большое количество орфографических, синтаксических, грамматических, речевых и других видов ошибок в письменных работах учащихся. Неумение учеников работать над ошибками, на наш взгляд, указывает на низкий уровень самостоятельности детей в работе над ошибками.

    Таким образом, выбранная нами тема исследовательской работы актуальна. Проблема низкого уровня самостоятельности детей в работе над ошибками существует, а пути решения этой проблемы изучены недостаточно.

    Анализ подборки журналов «Начальная школа» за последние десять лет показал, что этот вопрос на страницах журнала освещался всего три раза: в одной из статей автор дает понятие орфограммы в начальном курсе обучения. Автор второй статьи на страницах журнала представляет памятку по работе над ошибками. Автор третьей публикации говорит о значимости работы над ошибками для полноценного обучения русскому языку в начальной школе. По нашему мнению, материал, размещенный на страницах журналов «Начальная школа», не дает возможности учителю сформировать навык самостоятельной работы над ошибками у учащихся младших классов. Вот почему мы посчитали, что этот вопрос требует изучения и разработки.

    Работа над темой исследования продолжалась два года. На первом этапе работы мы знакомили детей с разнообразными приёмами в работе над орфографическими ошибками с целью повышения уровня грамотности учеников. На втором этапе исследования мы  познакомили  учащихся с классификацией видов ошибок и типами ошибок по русскому языку. Разработали  дополнительные планы работы над ошибками новых видов и типов, дали образцы исправления ошибок того или иного типа.

    Таким образом, цель нашей работы можно сформулировать так: выявление влияния разнообразия приемов в работе над ошибками по русскому языку на повышение навыка самостоятельности в работе над ошибками.

    Одной из важных задач нашего исследования было определение понятия  «приемы, влияющие на повышение навыка самостоятельности в работе над ошибками», а также выяснение того,  какие из них наиболее эффективны для достижения цели, поставленной в нашей работе.

    Приёмы учебной работы, как указывает «Современный словарь по педагогике» – это способы, которыми учебная работа выполняется учащимися и которые могут быть объективно выражены в виде перечня действий, входящих в состав приёма. Этот перечень действий носит характер указаний, рекомендаций, правил и т.д.

    Можно  выделить определённые приёмы в работе над ошибками, но в основном только такие, которые носят практический характер. Перечень действий, составляющих приём, не носит характер инструкции. Он даёт лишь общее направление в решении круга задач.

    На основании изученного нами материала о приемах в работе, о видах возможных ошибок по русскому языку, мы разработали, специальную памятку по работе над ошибками, которую дети использовали на начальном этапе формирования навыка самостоятельности в этом виде работы. Учащиеся пользовались памятками под руководством учителя. Каждая памятка может быть рассмотрена как один из приемов работы над ошибкой того или иного типа.

    Что же такое самостоятельность в работе над ошибками по русскому языку?

    По нашему мнению, самостоятельность в работе над ошибками предполагает умение классифицировать допущенные в письменной работе ошибки.  Ученик должен знать виды ошибок, подразделять ошибки по русскому языку на типы, знать порядок работы над ошибками каждого вида и каждого типа.

    По видам ошибки можно условно разделить на орфографические, пунктуационные, речевые, фактические.

    Каждый вид ошибок, можно условно подразделить на типы. Ученик должен знать все виды ошибок, уметь распределять все допущенные в работе ошибки по типам. Но и этого недостаточно для определения понятия «самостоятельность в работе над ошибками по русскому языку».

    Очень важно, на наш взгляд, умение самому, без руководства со стороны учителя и без помощи родителей, не только классифицировать, но и исправить ошибку, закрепить верный вариант написания слова, привести примеры подобного написания, уметь объяснить графически постановку тех или иных знаков препинания, построить подобную синтаксическую конструкцию.

    Если ученик допустил речевые ошибки, он должен уметь самостоятельно вновь употребить слова в соответствии с речевыми нормами. Если ошибка относится к разряду грамматических, то ребенок должен уметь сам подобрать подобные примеры, соблюдая грамматические нормы.

    Для того чтобы учащиеся могли успешно работать над ошибками по русскому языку самостоятельно, они должны быть знакомы с образцами исправления ошибок каждого типа. В помощь ученику предоставляются разнообразные таблицы, схемы, образцы. Многие из них помещены в классном уголке «Учить учиться». Этот материал также оформлен в виде раздаточного материала и собран в отдельной папке, которая есть у каждого ученика.

    В ходе исследования нами были выделены 3 этапа формирования навыка самостоятельности детей в работе над ошибками по русскому языку:

    1 этап – выполнение РНО под руководством учителя с помощью специальной памятки;

    2  этап – выполнение РНО с помощью памятки  без руководства учителя;

    3 этап – выполнение РНО самостоятельно (без памятки, без руководства со стороны учителя).

    Практическая часть исследования проводилась в 4 «б» классе гимназии № 397 Кировского района г. Санкт – Петербурга у учителя Соколовой Нины Михайловны. После беседы с классным руководителем и знакомством с ее методом работы была проведена работа над ошибками, допущенными в диктанте. Детям было предложено работать самостоятельно. Результаты проверки убедили нас в необходимости формирования навыка самостоятельности в этом виде работы. Работа  по формированию навыка самостоятельности проводилась в три этапа, о которых было рассказано выше. По окончании работы с учащимися было отмечено значительное повышение самостоятельности в РНО у большинства учеников 4 б класса.

    Вывод:

    Таким образом, мы можем утверждать, что использование разнообразных приёмов в работе над ошибками способствует повышению уровня самостоятельности в этом  виде работы, формирует орфографическую зоркость учащихся, что способствует повышению уровня их грамотности.

    При систематическом проведении РНО дети усваивают основные орфограммы, учатся определять их место в слове, учатся самостоятельно классифицировать ошибки.

    Эта работа способствует умственному развитию учащихся, развивает их память, наблюдательность, орфографическую  зоркость.

    Исправление ошибок учащимися должно быть обязательным. Школьник обязан понимать, что ответственность за качество выполненной работы лежит на нём, что чем качественнее он выполнит РНО, тем меньше будет вероятность появления подобных ошибок в будущих работах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы

    Работу над ошибками учащиеся выполняют  по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....

    Памятка работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.

    В памятке подробно описан алгоритм выполнения работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы....

    Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов

    "Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку" предназначена для учащихся 1-4 классов, их родителей и учителей. Она состоит из трёх разделов: "Правила правописания", "Виды разборо...

    Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)

    Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками....

    Работа над ошибками по русскому языку (памятка для учащихся)

    В работе последовательно указаны все орфограммы, представленные в учебнике  русского языка для 3 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, и указаны способы работы со словами, в которых были допущены о...

    Памятка для учащихся "Работа над ошибками" по русскому языку 1-4 класс УМК "Школа России"

    Памятка для учащихся "Работа над ошибками" по русскому языку 1-4 класс УМК "Школа России"...

    СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

    ВведениеПеред учителями стоит важная задача повышение качества обучения. Мы считаем, что важное место в системе обучения занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления ...