Конспект урока.Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ. Развитие орфографических умений.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ветчинкина Наталья Павловна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._2_klass.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-в классе по теме: "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ. Развитие орфографических умений"

Ветчинкина Наталья Павловна, учитель начальных классов

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний жи, ши.

Задачи:

Предметные –повторение и закрепление навыка правописания буквосочетаний жи, ши.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье -сберегающем поведении.

Оборудование: игрушка - машинка, карточки  с разноуровневыми заданиями, предметные картинки, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы

I. Мотивация.

Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Послушайте внимательно логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

II. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Определите, какая орфограмма чаще всего встречается в словах этого логического упражнения и сформулируйте тему урока.

(Ответ: в словах логического упражнения чаще всего встречается орфограмма «Написание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ» (живут, ежи, чижи, мыши, жилища, животные), значит тема урока «Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ».

- Давайте поставим цели урока.

(используя слова-помощники учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, учитель при необходимости их корректирует):

узнать … (что-то новое);

повторить… (особенности звуков Ж и Ш);

закрепить… (умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ);

развивать… (орфографическую зоркость).

III. Актуализация субъектного опыта учащихся (подготовка к основному этапу занятия).

- Молодцы, тема и цели сформулированы.

Сегодня на уроке мы отправимся в страну Орфографию в город Сочетаний. На каком транспорте мы их пересечём, узнаем, расшифровав слово. Для этого поменяйте местами фигуры одинаковой формы.

http://festival.1september.ru/articles/415230/img1.JPG

(Ответ: машина).

Учитель вывешивает карточку со словом МАШИНА и рисунок.

- На этой машине мы и отправимся в путь.

Как вы понимаете значение этого слова?

МАШИНА – это:

1) механическое устройство, совершающее полезную работу (швейная, паровая, вычислительная и др.); 
2) то же, что автомобиль;
3) у спортсменов: мотоцикл, велосипед.

- Расскажите про это слово.

(Ответ: в этом слове три слога МА-ШИ-НА, ударение падает на второй слог, безударная гласная А – её надо запомнить, здесь есть сочетание ШИ.)

- Запишите слово МАШИНА и запомните его написание.

- Догадайтесь, характеристику какого звука в слове МАШИНА мы будем давать? Не забудьте о теме и целях урока.

(Ответ: мы дадим характеристику звука «Ш», так как наша цель урока повторить характеристику этого звука.) Ученик выполняет задание.

- Подберите однокоренные слова. (Устно)

(Ответмашинка, машинист, машинный и др.)

- Докажите, что эти слова однокоренные.

(Ответодинаковый корень, имеют общее значение со словом машина.)

- Подведите итог этой части урока.

(Ответ: познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш, закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ.)

Учитель отмечает галочкой реализованные цели.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Молодцы, мы повторили особенности звука. Но на нашем пути будут встречаться препятствия. Вы готовы к этому? Тогда – в путь. И вот первое препятствие – работа по карточкам. Подумайте, какое слово лишнее в каждой строчке и почему:(нет сочетания жи-ши, есть безударная гласная, которую надо проверить)
сторож . т,   чиж . к,  пруж.на,  
ж . лток.
Ш.повник,   
ш.лестит,   душ.стый, камыш. .
- Какое предупреждение можно сформулировать про сочетание жи-ши?( 
уверенно под ударением, проверяя  - без ударения)
- Составьте предложения с этими словами.(произносят) Выберите, запишите, обозначьте  знакомые орфограммы.

-Молодцы, с этим препятствием справились, едем дальше.

1) Откройте учебники на стр. 113 упр.166, посмотрите, и скажите,  что необходимо сделать?

I вариант записывает 1и 2 предложение.

II вариант выписывает 3 и 4 предложение.

(2 человека работают на доске.)

Дополнительные вопросы к отвечающим у доски. (Дайте характеристику звуку Ж, Ш. Что такое орфограмма, как её обозначают?)

Взаимопроверка: если все правильно, поставьте знак успеха, порадуйтесь за своего товарища.

- Подведите итог этой части урока.

(Ответ: закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ, развивали орфографическую зоркость.)

Учитель отмечает галочкой реализованные цели.

Устали? Давайте отдохнём. (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Как живем?
Как плывем?
Как бежим?
В даль глядим?
Ждем обед?
Машем вслед?
Ночью спим?
А шалим?

Дети говорят: «Вот так» и показывают движения.

Продолжаем путешествие.  И следующее задание на нашем пути будет таким.

- Возьмите карточки. На карточках написаны слова и задания по уровню.

Выберите уровень: красный – самый легкий, жёлтый – сложнее , зелёный– самый сложный. Выберите свой уровень (подняв соответствующую карточку) и выполните задания.

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

Лыж.., снеж..нка, ш..шка, малыш..

  • Спиши, вставь пропущенные буквы.
  • Составь и запиши предложение с одним из слов.
  • Составь и запиши текст, используя данные слова.

- Поставьте шкалу самооценки, отметьте аккуратность и правильность выполнения работы.

VI. Рефлексия.

Молодцы! Огромный путь проделали мы на нашей машине.

- Давайте подведем итог. Чему научились? Что узнали?

(Ответ: мы познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш; закрепили умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ; развивали орфографическую зоркость.)

- Все ли цели выполнили? (Да)

- Если вам было интересно на уроке, комфортно и вы все поняли, возьмите зелёный кружочек.

Если вам нужно еще позаниматься – желтый

Если вам нужна помощь – красный.

Сегодня мы хорошо поработали!

VII. Информация о домашнем задании.

Д.з. Выберите себе то домашнее задание, какое вы хотите. Задания разной сложности (задания на карточках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план -конспект урока Упражнение в распознавании корня слова в слове, подборе однокоренных слов

Цели: формировать умение находить в словах корень, образо­вывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словар­ный запас учащихся.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на...

Конспект открытого урока для второго класса по русскому языку на тему: «Закрепление написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ.»

Целью данного урока является: закрепить и повторить знания детей о написании слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ....

Конспект и презентация по русскому языку "Произношение и написание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА".

Конспект урока по русскому языку УМК «Школа России» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Е.А.Литвинова.На тему: «Произношение и написаниеслов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА».1 класс....

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

умения писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ...

Конспект урока :"Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным"

Конспект урока :"Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным" 2 класс УМК "Школа России"Цели урока: развивать умение ...

Развитие орфографических умений в написании слов с чу-щу.

Планируемые образовательные результаты.Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу...

конспект урока " Упражнения в нахождении однокоренных слов"

Конспект урока . Программа Перспектива. 2 класс...