Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) на тему

Олимпиадные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie-1.doc167.5 КБ
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie-2.doc445.5 КБ
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie-3.doc231 КБ
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie-4.doc387 КБ

Предварительный просмотр:

Впиши фамилию, имя, отчество и номер класса

Эрудит-Марафон Учащихся «ЭМУ 2009/2010» - Конкурс Специалистов

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [ 1 класс ]

1. Сумчатый Крот решил поставить на одну из полок в библиотеке только сказки. Помоги ему отличить их от других произведений. В каком из предложенных текстов даётся  определение СКАЗКИ?

Обведи букву выбранного варианта ответа.

А. Народное повествование, ведущееся от имени рассказчика.

Б. Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, зачастую с участием волшебных, фантастических сил.

В. Рассказ исторического или легендарного содержания.

2. Сумчатый Крот хочет найти своё любимое поэтическое произведение:

И. Суриков

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни взглянешь

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные кусты.

Но он забыл, в какой книге его прочитал. Помоги Кроту. Подскажи, в каком сборнике можно найти данный текст.

Обведи букву выбранного варианта ответа.

А. Сборник сказок.        Б. Сборник русских народных сказок.

В. Сборник рассказов.        Г. Сборник стихов.

Д. Сборник басен.

3. Сумчатый Крот любит стихи. Он прочитал стихотворение «Весна» Виктора Лунина:

Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою весна

На ветвях рисует почки,

На полях — грачей цепочки,

Помоги ему понять его смысл. С кем в стихотворении сравнивается ВЕСНА?

Обведи букву правильного ответа.

А. с красивой девушкой                Б. с садовником                В. с художником

Г. с ребенком                                Д. с музыкантом

4. Сумчатый Крот не только любит читать книги, но и сам пишет рассказы. Помоги ему придумать заголовок к своему тексту. В каком порядке следует выполнять необходимые действия?

А) Сформулировать кратко главную мысль.

Б) Прочитать текст.

В) Записать заголовок.

Г) Определить главную мысль текста.

1

2

3

4

Заполни    вторую    строку   таблицы  соответствующими буквами вариантов ответа.

5. Сумчатый Крот считает, что люди незаслуженно обижают зверей. В книгах некоторым зверям часто приписывают обидные качества. Помоги Кроту найти доказательства. Названия каких животных употребляются в сравнениях?

1) Нем, как…                        2) Упрямый, как …                3) Топает, как …                

4) Красный, как …                5) Слепой, как ….

 

                         

        А)                Б)                        В)                        Г)                        Д)

1

2

3

4

5

Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами вариантов ответа.

6. Птицы ужасно обращаются с книгами. Они часто берут в библиотеке сборники крылатых выражений, и возвращают их испорченными. Помоги Сумчатому Кроту склеить разорванную страницу книги. Подбери к началам фраз их концы. Заполни таблицу соответствующими буквами.

1) Будет и на нашей улице…        А. …дома лучше.        

1

2

3

4

5

2) Волков бояться -        Б. …сплыло.

3) Было, да…        В. …век учись.

4) В гостях хорошо, а…        Г. …праздник.

5) Век живи -  …        Д. …в лес не ходить.

7. Обрывки разных страниц случайно перемешались. Помоги Сумчатому Кроту восстановить страницу «ПОСЛОВИЦЫ». Найди кусок, текст на котором не является пословицей. Обведи букву выбранного варианта ответа.

А. Век живи, век учись.

Б. Летом одевается, а зимой раздевается.

В. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Г. Не спеши языком, торопись делом.

Д. Делу время, потехе час.

8. У одной из книг разорвана обложка. К счастью, на ней была написана поздравительная надпись. Помоги Сумчатому Кроту склеить разорванную обложку. Расставь части поздравления в нужном порядке.

Вставь в таблицу буквы в порядке следования предложений.

А) Лена и Света – твои дочери.

Б) Дорогой папа!

1

2

3

4

5

В) За заботу, любовь и ласку

   И за отцовский твой совет

   Тебе, родной наш, мы желаем

   Здоровья, счастья, долгих лет.

Г) Поздравляем тебя с Днем защитника Отечества!

Д) С любовью к тебе,

9. В библиотеке «Детский День». Сумчатый Крот читает зверятам вслух. Он прочитал им сказку «Курочка ряба». Как ты думаешь, какие чувства вызвала у зверят эта сказка. Обведи букву правильного ответа.

А. Веселья        

Б. Сочувствия        

В. Безопасности        

Г. Страха

 

10. В библиотеке «Детский День». Сумчатый Крот читает зверятам вслух. Он прочитал им отрывки из песни «В гостях у сказки»:

Если вы не очень боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

Ты узнаешь много волшебных историй:

Тут тебе и «Репка», и ключ золотой.

Тут и Черномор, тот самый, который,

Зря всех пугал своею бородой.

Оказывается, в этом отрывке спрятано секретное слово. Помоги зверятам найти его. Для этого:

1) Из имени первого сказочного героя возьми первый слог.

2) Из имени последнего сказочного героя возьми первый слог.

3) Из названия сказки возьми последний слог, заменив в нем согласный звук на звонкий парный согласный.

Запиши слово в ответе.        Ответ: __________

11. В старой книге Сумчатый Крот нашёл слово «забруснявел» - покраснел. Помоги ему понять, от названия какой  ягоды произошло это слово.

Обведи букву правильного ответа.

А. Черника        

Б. Морошка        

В. Вишня                

Г. Брусника        

Д. Земляника

 

12. Сумчатый Крот так часто работает с книгами, что в фамилиях писателей ему уже чудятся зашифрованные слова. Всмотрись в фамилии писателей:

И. Токмакова, А.Майков, А.Плещеев, В.Драгунский, И.Крылов.

Определи, какие слова мог увидеть Сумчатый Крот внутри предложенных фамилий. Обведи буквы правильных ответов.

А. мой        

Б. май        

В. мак        

Г. лев        

Д. лов



Предварительный просмотр:

Впиши фамилию, имя, отчество и номер класса

Эрудит-Марафон Учащихся «ЭМУ 2009/2010» - Конкурс Специалистов

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [ 2 класс ]

1. Сумчатый Крот готовит стенд с подборкой книг по теме:  «Книги не говорят, а правду сказывают». Он ищет подходящий плакат для оформления стенда. Помоги ему. Прочитай  тексты:

А. «Написал я эту книжку

Много лет тому назад,
А на днях я встретил Гришку

По дороге в Ленинград…» С. Маршак.

Б. «А переплётчик их сошьёт,
Края обрежет мигом.

Потом оденет в переплёт,
И вот пред вами – Книга!» С. Маршак.

В. «Найдёшь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звёздах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах…»  С. Маршак.

Г. «Книга - очень ценная вещь. Помни, сколько труда затратили люди на её изготовление. Обращайся с книгой бережно!»

Д. «Книга – книгой, а мозгами двигай»

Какой из текстов можно написать на плакате, так как он подходит к теме стенда? Обведи букву правильного ответа.

2. Для украшения читального зала Сумчатый Крот готовит плакаты с ребусами. Помоги ему. Сопоставь слова ЗОЛОТАЯ, ЗОЛОТОЕ, ЗОЛОТЫЕ с картинками. Составь пары из слова и картинки так, чтобы получились известные фразеологизмы– устойчивые выражения, которые используются в переносном смысле.                        1) Золотая                2) Золотое                3) Золотые

        

              А                            Б                        В                              Г

1

2

3

Заполни вторую строку таблицы  подходящими буквами вариантов ответа.

3. Сумчатый Крот подготовил новый плакат с ребусом. Помоги Эму его разгадать. Какое слово должно находиться на месте пропуска?

В рассказе:        начало – конец.

В сказке:                 …… – концовка.

Обведи букву правильного ответа.

А. сказка                Б. герой                В. зачин                Г. волшебство                Д. автор

4. Сумчатый Крот придумал очередной ребус для читателей. Помоги Эму догадаться, какое слово зашифровано этими картинками.

       

Запиши полученное слово в ответе.                Ответ:_________________

5. Один из читателей библиотеки ищет в сборнике рассказ о природе В. Бианки. Посоветуй, какой частью книги ему воспользоваться для быстрого поиска.

А. Обложкой        Б. Аннотацией                 В. Оглавлением                Г. Корешком 

Обведи букву выбранного варианта ответа.

СПРАВКА: АННОТАЦИЯ – краткое изложение содержания книги, статьи.

6. Если зверь, который пришёл в библиотеку, не умеет читать, то Сумчатому Кроту приходится пересказывать ему книги. Помоги Кроту. Из предложенных действий составь памятку для подготовки к пересказу.

А) Устно перескажи текст по плану.

Б) Прочитай внимательно текст.

В) Озаглавь каждую часть.

Г) Разбей текст на части.

1

2

3

4

5

Заполни вторую строку таблицы  правильной последовательностью букв вариантов ответа.

7. Коала помогает читателям составить поздравление для бабушки. Он нашёл справку и план поздравления. Помоги ему собрать поздравление из предложений в соответствии с планом.

СПРАВКА: Поздравить – значит, приветствовать по поводу  приятного, радостного события или праздника.

ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ  ПОЗДРАВЛЕНИЯ

1. Обратись (приветливо, уважительно, ласково) к тому, кого ты хочешь поздравить.

2. Напиши, с каким праздником ты поздравляешь.

3. Скажи о том, что тебе в нём дорого. Сделай комплимент. Вырази благодарность.

4. Свою речь заверши пожеланиями.

5. Под текстом поздравления  напиши свое имя.

1) За внимательный взгляд, понимание, благодарность прими во внимание!

2) Дорогая наша бабушка!

3) Обожающие тебя  внуки.

4) Счастья, бодрости духа желаем!

5) С Новым Годом  тебя поздравляем!

Запиши в ответе правильную последовательность номеров предложений.                                                         Ответ: _____________

8. Сумчатый Крот прочёл книгу о драгоценных камнях. Его очень интересует, какого цвета камень «изумруд». Подсказку Крот нашёл в стихотворении Константина Бальмонта:

На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла - больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.

Выделенное слово автор образовал от слова «изумруд». С помощью стихотворения определи, какого он цвета.

Обведи букву правильного ответа.

А. зелёный        Б. коричневый                В. белый                Г. красный        Д. синий.

9. Президенту Сказочной Австралии часто приходится награждать разных зверей. Он попросил Крота прислать ему инструкцию о том, как писать похвальное слово.

СПРАВКА: Похвала – одобрение, хороший отзыв.

Помоги Кроту составить инструкцию. Расставь пункты плана в нужной последовательности.

1) Укажи, от чьего имени ты хвалишь человека.

2) Укажи причину, по которой сегодня тебе хочется похвалить этого человека.

3) Назови имя того человека, которому посвящена речь.

4) Составь несколько предложений, указав, что тебе в нём дорого, сделай комплимент, вырази благодарность.

5) Заверши свою речь пожеланиями успеха.

В ответе запиши последовательность цифр. Ответ:______________

10. В библиотеке «Детский День».  Сумчатый Крот читает вслух собравшимся зверятам. Он прочитал им следующую притчу:

Две сохи

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

— Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.

— Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.

Помоги Кроту сформулировать мораль (основную мысль) этой истории.

А. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Б. Землю солнце красит, а человека – труд.

В. Терпенье и труд все перетрут.

Г. Маленькое дело лучше большого безделья.

Обведи букву правильного ответа.


11. В библиотеке «Детский День». Сумчатый Крот проводит конкурс по составлению потешек. Для оценки он использует критерии:

А. Тема потешки – «Гости».

Б. В потешке должны присутствовать имена детей.

В. В  потешке в качестве угощения гостей должны быть только фрукты.

Г. Форма потешки – стихотворная.

Д. Потешка должна содержать хотя бы одно вежливое слово.

 

Помоги Кроту оценить следующую потешку:

Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди,
А Никитушка – уж, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану – мандарин,
И Сергею – апельсин,
И Матвею – ванилин,
А Никитушке – весь банан один.

Определи, какой критерий  в потешке нарушен.

Обведи букву этого  критерия.

12. Птицы ужасно обращаются с книгами. Они часто берут в библиотеке сборники крылатых выражений и возвращают их рваными. Помоги Сумчатому Кроту склеить страницу книги. Соедини начала крылатых выражений и концы.

1) Бить в одну…                                А. … кашу.

2) Разделать под…                        Б. … калошу.

3) Посадить в …                                В. … точку.

1

2

3

4

4) Заварить …                                Г. …  орех.

Заполни таблицу соответствующими буквами.

13. Сумчатый крот должен починить разорванную страницу книги. Помоги ему. Определи, какие из предложенных фраз могут быть началом рассказа.

Обведи буквы выбранных вариантов ответа.

А. Случай, о котором я хочу рассказать, произошёл …                

Б. Однажды я …        

В. С тех пор…        

Г. Всё началось с того, что …        

Д. Теперь, когда всё позади…

14. Сумчатый Крот обнаружил, что в обложке одной из книг дыра: из фамилии писателя кто-то вырезал название рыбы.

Помоги определить, книга какого из представленных писателей испорчена.

А. И. Токмакова        

Б. А.Майков        

В. А.Плещеев        

Г. В.Драгунский        

Д. И.Крылов.

В фамилии какого писателя можно увидеть название рыбы?

Обведи букву правильного ответа.



Предварительный просмотр:

Впиши фамилию, имя, отчество и номер класса

Эрудит-Марафон Учащихся «ЭМУ 2009/2010» - Конкурс Специалистов

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [ 3 класс ]

1. Сумчатый Крот повесил рисунки для украшения читального зала. Теперь он собирается их подписать. Помоги ему подобрать фразеологизмы к картинкам.

1)   Взять слово – по собственной инициативе выступать на собрании

2) Быть не ко двору – не подходящий, не соответствующий каким-либо требованиям

3)   Браться за ум – становиться благоразумнее, рассудительнее, образумливаться

4) Делить шкуру неубитого медведя – распределять прибыль от еще не осуществленного дела

5) Вбивать в голову – частым повторением заставлять усвоить, запомнить что-либо

6) Вогнать в краску – приводя в смущение, заставлять покраснеть

А        Б               В        Г

http://www.school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image033.gif

http://www.school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image036.jpg

http://www.school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image039.jpg

http://www.school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image041.gif

                    Д

http://www.school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image040.gif

                  Е

http://www.school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image047.jpg

1

2

3

4

5

6

Заполни таблицу, в которой под номером каждого  фразеологизма укажи букву подходящей иллюстрации.

2. Для украшения читального зала Сумчатый Крот составил следующий ребус:

                                              

Разгадай его и определи, в произведении какого жанра встречаются такие герои?

А. Рассказ                Б. Сказка                В. Стихотворение        Г. Басня                Д. Быль

Обведи букву выбранного варианта ответа.

3. Сумчатый Крот составляет плакат. Плакат должен объяснять, кого и как следует называть в библиотеке. Помоги ему закончить плакат. Подбери и запиши пропущенное слово. Запиши это слово в ответе.

Читать – читатель

Рассказывать - ???                        Ответ: _____________

4. Чтобы украсить читальный зал, Сумчатый Крот составил ребус. Тебе надо понять, как связаны правая и левая таблицы. Тогда ты сможешь прочитать зашифрованную фразу. Определи, кто сказал эти слова.

1

12

3

15

Я

С

У

Е

8

6

19

10

А

И

И

Р

16

18

2

17

Т

С

М

Е

4

11

20

9

Ж

А

Л

В

14

7

13

5

В

Н

Ц

Ч

Обведи букву выбранного варианта ответа:                

А.Маленький Мук

Б. Карлсон        

В. Кот Матроскин        

Г. Маленький Принц                

Д. Чебурашка

ЗУБ   ЛУНА   РОЗА   КРАН

5. Для украшения читального зала Сумчатый Крот составил зашифрованный ребус: 

В нём содержится фамилия известного поэта. Чтобы его расшифровать, нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в словах два и более раза, и соединить оставшиеся буквы.

Запиши в ответе расшифрованное слово.                Ответ: _____________

6. Сумчатый Крот классифицирует книги. Помоги ему. Прочитай толкования некоторых литературных жанров:

А.  Эссе́  — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу.

Б. Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово.

В.    Притча – краткий поучительный иносказательный рассказ.

Г. Роман — литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев).

Определи, к какому из них относится следующее произведение:

Две сохи

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

— Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.

— Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.

Обведи букву выбранного жанра.


7. Сумчатый Крот читает повесть А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:

- Ах, если бы я мог получить хоть немного смелости… Ведь это мое самое заветное желание! – рассказывает о своей мечте Трусливый Лев.

Сумчатый Крот решил помочь Льву. Помоги ему превратить Трусливого Льва в Бесстрашного, расположив  данные слова в порядке увеличения степени смелости. Заполни нижнюю строку таблицы последовательностью букв.         А) смелый         Б) робкий                В) решительный         Г) осторожный

1

2

3

4

трусливый

бесстрашный

8. Сумчатый Крот обнаружил, что в некоторых книгах явления природы описываются как живые существа.

Прочитай строки из стихотворения И.С. Тургенева «Весенний вечер»

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветер в листах осины
Трепещет пойманным крылом.

Какие объекты  и явления природы описываются как живые существа?

Обведи букву правильного ответа.

А. тучи, земля, ручей, гром                Б. земля, поля, гром, ветер, осина

В. тучи, поля, земля, ветер                        Г. тучи, земля, роса, ручей,

Д. земля, долина, гром, ветер

9. Сумчатый Крот помогает одному из читателей найти в оглавлении сборника рассказов о животных определённый рассказ. Какая информация им поможет?

А. Название рассказа        Б. Содержание рассказа        В. Алфавит         Г. Аннотация

Д. Главные герои рассказа        Обведи букву выбранного варианта ответа.

10. Если пришедший в библиотеку зверь не умеет читать, то Сумчатый Крот пересказывает ему содержание книг. Помоги ему лучше справляться с этой работой. Расположи в нужном порядке приведённые этапы, чтобы получилась памятка по подготовке пересказа.

А) Кратко расскажи каждую часть.                        Б) Прочитай текст.

В) Запиши план рассказа.                                        Г) Раздели текст на части.

Д) Скажи точно, о чём говорится в каждой части (выбери самое главное)

Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.

1

2

3

4

5

11. Один из читателей просит у Сумчатого Крота книгу о великой империи, существовавшей на огромном острове Атлантида, исчезнувшей  в волнах океана 12 тысяч лет назад. Сумчатый Крот подобрал пять книг, в которых может содержаться нужная информация. В какой из этих книг читатель найдёт сведения об Атлантиде? 

Обведи букву правильного варианта ответа.

А. «Когда начинается история?»                Б. «Исчезнувшие цивилизации»

В. «Наука и техника древних времен»        Г. «От Средневековья до наших дней»

Д. «Чудеса света»


12. Птицы ужасно обращаются с книгами. Они часто берут в библиотеке сборники крылатых выражений и возвращают их испорченными. Помоги Сумчатому Кроту склеить разорванную страницу книги. Подбери к началам фраз их концы.

1

2

3

4

5

1. Своротить…                        А. … язык

2. Вымотать…                        Б. … зубы

3. Прикусить…                        В. … гору

4. Заговаривать…                Г. … ума         Заполни вторую строку таблицы 

5. Не приложить…                Д. … душу         соответствующими буквами.

13. Сумчатый Крот чинит порванный словарь. Помоги ему из набора толкований выбрать только те, которые относятся к слову ПЕРО. Запиши буквы выбранных толкований в ответе через запятую. Ответ: ___________

А) Орудие для письма чернилами, тушью.

Б) Часть руки от запястья до кончиков пальцев.

В) Часть кресла, дивана и т.п., служащая опорой для рук.

Г) Ступня или вся нога у некоторых животных и птиц.

Д) Предмет письменной принадлежности в виде палочки, в которую вставляется перо или стержень.

Е) Зелень лука, чеснока и некоторых других растений в виде узких длинных листьев.

Ж) Письменная принадлежность - деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом.

З) Приспособление для окрашивания или для обмазывания чем-нибудь, состоящее из насаженного на рукоятку пучка волос, щетины.

И) Часть предмета, за которую берутся рукой при пользовании им.

14. Сумчатый Крот чинит разорванную страницу книги. Помоги ему понять, какой обрывок не подходит к другим. Обведи букву лишней строки.

А. В некотором царстве, в некотором государстве…

Б. Жили – были старик со старухой…

В. В старые – стародавние времена…

Г. А Мартынка и теперь живет, хлеб жует.

Д. Не далеко – не близко, не высоко - не низко…



Предварительный просмотр:

Впиши  фамилию, имя, отчество и номер класса

Эрудит-Марафон Учащихся «ЭМУ 2009/2010» - Конкурс Специалистов

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [ 4 класс ]

1. Сумчатый Крот составляет плакат с ребусом для украшения читального зала. Помоги ему завершить работу. Подбери и запиши пропущенное слово.

        Бежать  -  стоять

        Стихи - ……

Обведи букву выбранного ответа.

А. поэт                Б. диалог                В. ритм                Г. проза                Д. настроение

2. Сумчатый Крот приготовил рисунок для украшения читального зала.

Рисунок он хочет подписать пословицей. Какая пословица подойдёт к данному рисунку?

Обведи букву выбранного варианта ответа.

А. У страха глаза велики.                

Б. Работа не волк, в лес не убежит.

В. Насильно мил не будешь.        

Г. Поспешишь – людей насмешишь.

Д. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3. Для украшения читального зала Сумчатый Крот составил ребус. Рассмотри картинки и разгадай зашифрованное в них слово.

    

         1               2                          3                         4                              5              

Запиши в ответе получившееся слово.        Ответ: _________________

4. Для украшения читального зала Сумчатый Крот нарисовал плакат с ребусом:

Е

М

О

С

К

У

О

К

Ч

С

Е

Ч

К

С

А

Д

Р

С

А

З

Л

Д

И

Л

С

Д

Ж

У

Л

П

Б

Ж

П

Ц

К

Б

Ц

У

А

Если из каждой строчки таблицы взять лишь те буквы, которые не повторяются, можно получить название литературного детского журнала.

Выполни задание и запиши название в ответе. Ответ: ____________

5. Сумчатый Крот очень любит стихи, но плохо понимает их значение. Помоги ему. Прочитай отрывок из стихотворения «Царскосельская статуя» А. Ахматовой.

«Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины…»

Определи, что хотела сказать Ахматова в этих строчках.

Обведи букву правильного ответа.

А. Что листья – это лебеди.                 Б. Что уже наступила осень.

В. Что уже созрела рябина.                 Г. Что пруд носит имя «Лебединый».

Д. Что около пруда произошло кровавое преступление.

6. Сумчатый Крот знает, что в книгах слова часто употребляются в переносном значении. Переносные значения слов делают текст живым, красочным, выразительным. Например: Не красна изба углами, а красна пирогами. Молодо – зелено. Золотое время. Помоги ему лучше понять, какие переносные значения имеют цвета.

Справочная информация:

• Зелёный цвет (цвет молодой  травы, растений) успокаивает нервную систему. Наши глаза отдыхают при восприятии оттенков зелёного цвета.

• Несмотря на его тонкую красоту, серый цвет наиболее часто символизирует бесцветность, неопределенность, безликость.

• Слово «золотой» имеет несколько переносных значений: замечательный по своим качествам, свойствам; очень ценный, дорогостоящий; самый счастливый, благоприятный (об отрезке времени, периоде жизни); дорогой, любимый; содержащий важные сведения.

• По одной из версий, слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом.

• Слово «красный» употребляется в народной речи и поэзии  для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого.

А) золотой

Б) серый

В) зелёный

Г) красный

Д) чёрный

1) (неопытный) сотрудник

2) (доброжелательный) характер

3) (нехорошие) мысли

4) (метко сказанное) словцо

5) (незаметная) внешность

Подбери подходящие по смыслу слова, называющие цвет, которыми можно заменить признак предмета,  данный в скобках.

1

2

3

4

5

Заполни таблицу:

7. Сумчатый Крот выяснил, что в литературных произведениях одно и то же слово может иметь разные значения. Помоги ему разобраться. Прочитай тексты:

А. «Ревёт гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей

Толпятся, волны меж собой…»            

М. Лермонтов

Б. «Косым, стремительным углом

И ветром, режущим глаза,

Переломившейся ветлой

На землю падала гроза…»          

П.Коган

В. «Пронесшейся грозою полон воздух.

Всё ожило, все дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздыx

Сирень вбирает свежести струю…».            

Б. Пастернак

Г. «Он был грозою нашего района,

Мальчишка из соседнего двора.

И на него с опаской, но влюблённо

Соседская смотрела детвора…»                

К. Ваншенкин

Д. «И тут все увидали, что к рогам козы крепко прикручен фанерный плакат, на котором крупно было выведено:

Я коза – коза,

Всех людей гроза.

Кто Нюрку будет бить,

Тому худо будет жить…».    А.П.Гайдар

В каких  текстах слово «гроза» употреблено в переносном значении?

Обведи буквы правильных ответов.


8. Сумчатый Крот читает древнюю книгу с поучениями. Книга написана непонятным языком:

1) «Сиди крепко, а пиши гладко, неописливо»

2) «Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом»

3) «Чадо, будь скор на послушание, а ленив на глаголание».

4) Пихания друг друга и бития, и резвого бегания, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас».

5) Места дружнего не восхищай (занимай).

Помоги Сумчатому Кроту. Переведи подчёркнутые слова на современный язык. Для ответа выбери наиболее подходящие слова из списка.

А. товарища

Б. безошибочно

В. болтовню

Г. молчание

Д. шалостей

Е. пальцев

1

2

3

4

5

Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.

9. В старинной книге Сумчатый Крот обнаружил загадочный текст:

«Морская волна намочила голову быка, когда тот склонился, чтобы попить. В брызги сверкающих капель превратилась морская волна. Не по нраву пришлась животному солёная вода. Всё это увидел человеческий глаз, когда море лизнуло ноги человека. Поцеловал крест человек, прося милости у  могучей стихии».

Ключ к разгадке текста в следующем манускрипте:

«Знаешь ли ты, что буквы – это тоже картинки, а точнее, изменённые рисунки разных предметов: Буква А – это  голова быка, Г – угол, Е – вскинувший вверх обе руки человечек, М – морская волна, О – человеческий глаз, Р- голова лошади, Н – ноги, Т- крест и т. д.»

Разгадав текст, Сумчатый Крот узнает, кого изобразил первобытный  художник на стене пещеры. Помоги ему.

Запиши зашифрованное слово в ответе.                        Ответ: _________

10. Сумчатый Крот прочитал в книге народную мудрость: «От любви до ненависти один шаг». Эта мудрость так увлекла его, что он решил попробовать превратить Ненависть в Любовь. Помоги ему. Заполни  вторую строку таблицы последовательностью букв   в порядке усиления чувств.        А) Привязанность

Б) Безразличие                В) Презрение                Г) Симпатия        Д) Неприязнь

Ненависть

1

2

3

4

5

Любовь

11. Птицы ужасно обращаются с книгами. Они часто берут в библиотеке сборники крылатых выражений и возвращают их испорченными. Помоги Сумчатому Кроту склеить разорванную страницу фразеологического словаря. Каждое выражение сопоставь с его значением.

1) Голова дырявая

А) Отругать

Заполни вторую строку таблицы буквами правильных объяснений.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

2) Каша во рту

Б) Быстро

3) Шею намылить

В) Мастер

4) Золотые руки

Г) Невнятная речь

5) Со всех ног

Д) Забывчивый человек

12. Если пришедший в библиотеку зверь не умеет читать, то Сумчатый Крот пересказывает ему содержание книг. Для того, чтобы ничего не забыть, он составляет план рассказа. Прочитай рассказ.

Мы как-то поймали в море черепаху. Она была большой. Настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап. Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звёзды – снова плачет. Жалко ей звёздочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Отпустили мы её в море. Потом узнали: обманула она нас. Ничего ей жалко не было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море солёная. Вот и выплакивают черепахи лишнюю соль из воды.

 (По Г. Цыферову)

Пользуясь справкой, определи, какой вид плана составил Крот. Обведи  букву правильного вида плана.

А. Вопросный план        Б. Назывной план        В. Тезисный план

Г. Опорная схема        Д. Комбинированный план

План Крота:

1.Черепаха.

2. Слёзы.

3. Соль из воды.

СПРАВКА:

Вопросный план – план записывают в виде вопросов к тексту.

Назывной план – план записывают в виде простых предложений (словосочетаний),  в которых нет глаголов.

Тезисный план – план записывают в виде тезисов (кратко сформулированная мысль абзаца), в которых много глаголов.

Опорная схема – план, состоящих из опор (одно слово или словосочетание, выражающее главную мысль части).

Комбинированный план – план сочетает в себе разные виды планов.

13. В библиотеке «Детский День».  Сумчатый Крот читает вслух собравшимся зверятам. Он прочитал им следующую историю:

«Надоела Волку Зима холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зубами: «Пойди, Зима, прочь!»  Проснулся Медведь, вылез из берлоги. Протёр глаза, лапой Зиме пригрозил: «Уходи, Зима, подобру-поздорову!» А Зима, знай себе, снегом сыплет, ветрами свищет.  Выкатилось из-за тучи Солнце. Смотрит – на полянке, в лесу, появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький, чуть видно его, и еле-еле слышным голоском песенку поёт: «Солнышко ясное, веселее грей!  А ты, Зима, постылая, уходи скорей!» Ни Волка, ни Медведя Зима не испугалась, а увидела нежные лепесточки Подснежника, побросала наспех в мешок ветры, да снегопады, метели да бураны, и кинулась наутёк!»

Помоги ему закончить свой рассказ подходящей пословицей, отражающей главную мысль истории. Обведи букву правильного ответа.

А. Он тебя и купит, и продаст.                        

Б. Солнце выше ели, а мы еще не ели.

В. Зима Весну пугает, а всё равно – тает.        

Г. Один в поле не воин.

Д. Весна да лето – пройдёт и это.


14. В библиотеке «Детский День». Сумчатый Крот проводит среди зверят конкурс по составлению «синквейна» на тему «зима». Помоги Сумчатому Кроту оценить работы зверят и определить среди текстов настоящий синквейн.

СПРАВКА:

Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк. 

Правила составления синквейна:  

1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);

2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);

3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);

4 строка: отношение к теме – фраза из 4 - 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);

5 строка: суть темы – 1 слово,  которое образно характеризует  тему. Бывает синонимом к первой строке.

А. Проказница!

Белоснежная, морозная.

Ткёт, румянит, морозит.

Эх, Зимушка - зима!

Чародейка – Матушка – зима!

Б. Зимний снег.

Пушистый, невесомый.

Я бы насыпал его на поднос.

Всё глядел, да глядел.

Богатство!

В. Зимушка.

Огневощёкая, щедрая!

Кружит, вьюжит, пуржит.

А теперь зовет Мороз,

Чтоб щипал нам щеки, нос!

Г. Зима.

Снежная, студёная.

Морозит, стелет, дарит.

И вот, сама, идёт Волшебница – зима!

Красавица!

Д. Вот зима настала

И пришла вся в белом,

Замела округу

Долгожданным снегом.

Обведи  букву правильного ответа.

15. В библиотеке «Детский День». Сумчатый Крот проводит среди зверят конкурс по составлению скороговорки. Для оценки работ Сумчатый Крот использует следующие критерии:

А. Тема скороговорки «О природе».

Б. В скороговорке должно быть не более 6-ти слов.

В. Каждое слово скороговорки должно начинаться на одну букву.

Г. В скороговорке должен присутствовать цвет.

Прочитай скороговорку, которую сочинили зверята:

Берёза бело-розовая зимой промёрзла набело.

Помоги Сумчатому Кроту оценить её.

Определи, какой критерий отсутствует в скороговорке.

Обведи букву  отсутствующего критерия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по математике. 2 класс.

Готовый набор заданий для школьного тура олимпиады по математике во 2 классе....

Олимпиадные задания по окруающему миру. 4 класс.

Можно использовать как готовый набор заданий для школьного тура предметных олимпиад...

Олимпиадные задания по математике для 4 класса

Олимпиадные задания    по математике для 4 класса...

Тесты и олимпиадные задания по ОБЖ

4 класс тестовые и олимпиадные задания по ОБЖ...

Олимпиадные задания

Мы проводили олимпиаду в 1 классе на базе своей школы для того, чтобы определить круг одарённых детей. ...

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания для 2 - 4 классов (школьный тур)

Даны задания повышенной сложности по русскому языку, математике, окружающему миру (2 класс) для школьного тура,...