Риторика 2 класс "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

Дорощенко Екатерина Леонидовна

Факультатив 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_2_klass_2100.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1].

Общая характеристика учебного предмета

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

В курсе «Риторика»  осуществляются тесные межпредметные связи 

- с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом  школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

Содержание учебного предмета

Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

1.

Общение. Наука риторика.

3

2.

Как мы говорим.

5

3.

Учусь слушать.

4

4.

Вежливая просьба.

2

5.

Учусь читать и писать.

2

6.

Текст.

3

7.

Пересказ.

4

8.

Вежливый отказ.

3

9.

Типы текстов.

6

10.

Невыдуманный рассказ.

2

Всего

34

Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты по предмету  «Риторика».

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– анализировать тактичность речевого поведения в семье;

– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

– отличать подробный пересказ от краткого;

– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

– определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

– давать оценку невежливому речевому поведению. К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны:

         – осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– анализировать тактичность речевого поведения в семье;

– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

– отличать подробный пересказ от краткого;

– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать,     объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной    мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

– определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

– давать оценку невежливому речевому поведению.

Формы контроля и оценки планируемых результатов.

  В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со циальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

       Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель но положительно к нему настроены, юный человек действи тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

        -публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Календарно-тематическое планирование

№ урока в году

урока в теме

Название урока

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Общение (1  часть 17 часов)

1.

1.

Проверь себя.

Повторение изученного в 1 классе

Приводить примеры важности общения в жизни людей(Н).

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия ,прощания, благодарности ,извинения

2.

2.

Наука риторика.

Компоненты речевой ситуации :кто (адресант)-кому (адресат) что (содержание высказывания).Говорит-пишет .Твои речевые роли.

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания. Характеризовать успешность высказывания(с точки зрения достижения задачи взаимодействия).(Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.(П).

3.

3.

Наука риторика.

4.

4.

Наука риторика.

5.

5.

Темп. Громкость.

То же слово ,да не так бы молвить(тон речи).Настроение ,чувства и тон говорящего. Мимика ,жесты ,поза. Говорящий взгляд.

Называть несловесные средства общения. Демонстрировать уместное использование несловесных средств при решении риторических задач.(Н).

6.

6

Темп .Громкость.

7.

7.

Темп. Громкость.

8.

8.

Темп. Громкость.

9.

9.

Мы слушаем –нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

Слушаем и стараемся понять ,выделяем непонятное.

Слушаем, как говорят.

Слушаем на уроке, слушаем целый день!

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения .Называть словесные и несловесные сигналы(средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают. Моделировать использование этих средств в различных ситуациях общения. Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах ,выражениях. Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.(Н).

10.

10.

Мы слушаем –нас слушают.

11.

11.

Мы слушаем –нас слушают.

12.

12.

Мы слушаем –нас слушают.

13.

13.

Мы слушаем –нас слушают.

14.

14.

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

Объяснять ,какими правилами можно пользоваться ,чтобы просьбу выполнили.

Называть речевые формулы вежливой просьбы. Характеризовать особенности скрытой просьбы. Моделировать просьбу и скрытую просьбу.(П).

15.

15.

Вежливая просьба.

16.

16.

О чём нам говорит шрифт.

Рисунки ,иллюстрации, таблицы, схемы…

Объяснять роль шрифтовых выделений в тексте. Анализировать информацию, представленную в рисунках, схемах и т.д.Приводить примеры рисунков ,схем, таблиц, помогающих понять текст.

17.

17.

О чём нам говорит шрифт.

Текст (2 часть -17 часов)

18.

19.

20.

1-3.

Тема. Основная мысль.

Тема, основная мысль ,заголовок. Опорные слова.

Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст по записанным ранее опорным словам.(Н).

21.

4.

Пересказ.

Подробный пересказ.

Различать подробный и краткий пересказ .Пересказывать текст подробно.(Н).

22.

5.

Пересказ.

Краткий пересказ.

Различать подробный и краткий пересказ. Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами основного сокращения текста. Объяснять почему план можно сравнить  с кратким пересказом текста.(Н).

23.

6.

Пересказ.

План.

Объяснять почему план можно сравнить  с кратким пересказом текста. Составлять план текста по сюжетным картинкам. Составлять план текста для пересказа.(Н).

24.

7.

Вежливый отказ.

Согласие или отказ.

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласится или отказаться от выполнения просьбы. (Н).Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ. (П).Оценивать степень вежливости отказа. (П).Моделировать этикетный диалог: просьба- согласие-ответ ,просьба -согласие -отказ.(Н).

25.

8.

Вежливый отказ.

Отказывай ,не обижая.

Ответы на отказ.

26.

9.

Типы текстов.

Типы текстов-повествование , описание, рассуждение.

Различать повествование, описание, рассуждение.(П). Объяснять ,чем они отличаются.(Н).

27.

10.

Рассуждение.

Примеры в рассуждении .Ссылка на правило ,закон. Точные и неточные объяснения.

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать.(П)Называть части рассуждения .Вводить в рассуждение убеждающие примеры,ссылку на правило, закон..Различать точные и неточные рассуждения.(Н).

28.

11.

Рассуждение.

29.

12.

Рассуждение.

30.

13.

Описание.

Описание, признаки предмета. Описание в объявлении, загадки-описания ,сочини загадку.

Определять тему ,основную мысль описания. Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. Определять в тексте его описательный фрагмент. Сочинять загадку , в основе которой лежит описание.(Н).

31.

14.

Описание.

32.

15.

Невыдуманный рассказ.

Было или придумано.Части рассказа. Хочу вам рассказать.

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошел с рассказчиком. Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления  речевой задаче рассказчика. Реализовывать рассказ о случае из своей жизни.(Н).

33.

16.

Невыдуманный рассказ.

34.

17.

Чему мы научились на уроках риторики?

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры.(П).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...