Конспект урока по письму 1 класс ПНШ "Заглавная буква Ц"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Екатерина Николаевна Малютина

Конспект урока по письму 1 класс ПНШ "Заглавная буква Ц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по русскому языку (обучению грамоте)

Автор: Бабкина Г. А., учитель начальных классов БОУ «Илезская СОШ»

УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс

Тип урока – открытие нового знания

Тема учебного занятия:  «Письмо заглавной буквы «Ц»

Цель – создать условия для формирования умения писать букву «Ц», слова и предложения с новой буквой.

Задачи урока (деятельность учителя):

  1. Актуализировать знания обучающихся о звуке [ц].
  2. Создать условия для формирования в памяти учащихся чётко дифференцированный зрительно-двигательный образ буквы «Ц».
  3. Научить писать заглавную букву Ц по алгоритму и под счёт.
  4. Обеспечить условия для упражнения обучающихся в написании слогов, слов, предложений с буквой Ц, продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове.
  5. Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке

Оборудование: Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Тетрадь по письму № 3, с. 29, листы самооценки.

Планируемый результат:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: правильно писать заглавную букву «Ц»;

- знать алгоритм написания заглавной буквы «Ц»;

выполнять виды соединений букв в слогах и словах с данной буквой.

Получат возможность научиться:

-выполнять звуковой анализ слов, предложений, соотносить их со схемами и моделями; перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот;

 анализировать предложение и составлять схему предложений.

Регулятивные: 

- определять тему урока, ставить цель, разбивать  задачи;

прогнозировать результат решения практической  учебной задачи;

- контрольно-оценочная деятельность обучающихся на критериальной основе;

 - находить и исправлять ошибки в случае расхождения эталона, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные:

- искать в тексте и выделять необходимую информацию;

 - применять усвоенный способ действий к решению новой задачи; - анализ и синтез объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- выбор  оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, знаково-символическое моделирование.

Коммуникативные:

- уметь осознанно  произвольно строить речевое высказывание;

- умение слушать, учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (парная работа), осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

Стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения, прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Способность к доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Содержание и технология урока

Этапы урока, задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационно-мотивационный

1. Актуализация знаний учащихся

Вспомнить известные знания о звуке [ц]

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Начинаем урок обучения грамоте.  Предлагаю выбрать, под каким девизом мы будем работать?

На доске написаны слова. Вставьте пропущенную букву:

Молоде _, кузне _, солн _ е, коль _ о,

_ ирк, огуре _

Дайте характеристику звуку [ц]

Прочитайте предложение.

Откуда можно узнать?

Показ иллюстрации на слайде.

Докажите, что это предложение.

 

Можем ли мы записать это предложение в тетради?

  • Буду думать!
  • Буду стараться!
  • Буду внимательным!

Дети вставляют пропущенные буквы, читают слова:

Молодец, кузнец, солнце, кольцо, цирк, огурец.

Дают характеристику звуку (согласный, глухой, твёрдый, непарный)

Цикада – это ?

Это мы узнаем из словаря, интернета, из прочитанного ранее текста.

Цикада – это насекомое.

Это предложение, потому что в конце стоит точка, начало предложения пишем с большой буквы.

 Не можем записать предложение, потому что не умеем писать заглавную букву «Ц»

Коммуникативные (умение высказывать своё мнение)

Познавательные (общеучебные): структурирование знаний

Познавательные (общеучебные): поиск и выделение источников информации.

Познавательные (логические):

доказательство

Личностные (мотивация к изучению нового материала)

2. Целеполагание

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий

Сформулируйте тему урока.

Чтобы изучить тему урока, давайте поставим цель.

Зачем нужно учиться писать заглавную букву «Ц»?

Где пригодятся эти знания?

Для того, чтобы достичь цели урока, нужно составить план. Определите задачи а в правильной последовательности.

Тема, цель и план урока – на слайде.

Тема урока – письмо заглавной буквы «Ц»

Цель урока – научиться писать заглавную букву «Ц»

Знания пригодятся для написания имён собственных (названия городов, клички животных, имена людей и т. д.) на букву «Ц» и в начале предложения.

Дети самостоятельно составляют план урока, убирают лишние задачи.

1. Учиться писать заглавную букву «Ц»

2. Учиться писать с заглавной буквы слоги.

3. Учиться писать предложение

 4. Вопрос Почемучки.

Познавательные (информационные): извлечение информации.

Регулятивные: принятие цели и постановка задач урока.

Коммуникативные: высказывания детей.

Регулятивные: планирование действий.

3. Открытие нового знания

Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы и решать проблему с помощью выбранного метода.

Учиться писать заглавную букву Ц, слоги-слияния с данной буквой.

Выделять критерии правильности написания буквы, оценивать работу по критериям

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Формировать умение правильно записывать предложение.

Физминутка для глаз

Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.

Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Ц»

- Чем она отличается от строчной буквы «ц»?

Чем похожи эти буквы?

- Рассмотрите элементы письменных букв в тетради и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Ц»

- Выполните конструирование заглавной буквы «Ц» у себя на столе.

Проверьте правильность выполнения в своей паре с помощью ключа (тетрадь № 3, с. 32).

Учитель даёт полное, а затем краткое объяснение написания буквы «Ц»

- Какие критерии мы выделим для правильного написания буквы?

Проведём подготовку руки к письму, напишем букву в синей рамке

Примите правильную позу для письма и соблюдайте её в течение выполнения задания одной строки.

Оцените написание буквы на листах самооценки.

Работаем по плану. Назовите следующую задачу урока.

Прочитайте слоги, назовите соединения

Встаньте те, чей сосед написал правильно.

- Что не получилось?

- Кто знает, над чем нужно работать?

Назовите следующую задачу.

Прочитайте предложения.

Кто такой художник?

Как зовут кузнеца? Что он делает?

Какие слова будем писать с заглавной буквы?

Вспомним правила записи.

Вспомните предложение, которое мы не могли записать в начале урока. Запишем его.

Назовите последнюю задачу урока.

- Какие буквы написал Почемучка?

Проанализируйте первую группу слов. Что их объединяет? Выделите в них общий элемент.

Впишите общий элемент в рамку.

Проанализируйте вторую группу слов. Что их объединяет? Выделите в них общий элемент.

- В каких буквах общий элемент имеет переменные свойства?

Переконструируйте строчную букву «ц» в строчную букву «и», «у», «ш», «щ».

Переконструируйте заглавную букву «Ц» в заглавную «И», «Ш», «Щ»

Кто сделал всё правильно? Что не получилось?

- Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон; полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме прямой линии с петлёй с закруглением с другой стороны

Выбирают элементы, из которых состоит заглавная буква «Ц»

Конструируют эту букву из шаблонов элементов.

Проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и

расслабления мышц под счёт сначала в «воздухе», а затем под счёт в своей тетради.

Имитация учащимися начертания буквы «Ц» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке)

Выделяют критерии для написания буквы «Ц»

1. Правильность элементов буквы.

2. Наклон

3. Размер

4. Аккуратность

Пишут букву, оценивают свою деятельность на листах самооценки

- Учиться писать с заглавной буквы слоги

Цу – верхнее

Це – среднеплавное

Ца – нижнее

Пишут в тетрадях слоги-слияния,

оценивают деятельность одноклассников

У меня всё получилось ...

Мне нужно работать над наклоном буквы

Учиться писать предложение

Читают самостоятельно предложения.

Женя Цаплин — художник.

Андрей – кузнец. Он работает в цехе.

Отвечают на вопросы, используя данный текст

Объясняют, какие слова нужно писать с заглавной буквы, вспоминают правило записи слов и предложений, записывают предложения.

1. Смотри на эталон

2. Читай и диктуй по слогам

3. Проверяй по слогам

Что нужно сделать в первом предложении?

Работают с заданием Почемучки в «Азбуке»

Находят и выписывают общий элемент в рамку, объясняют

Конструируют буквы по заданию учителя

Оценивают свою деятельность

Познавательные: называть правильно элементы букв, находить элементы в написании букв.

Познавательные (логические): умение  сравнивать элементы, конструировать букву из элементов, анализировать написанную букву.

Регулятивные: умение собеседника оценивать свою работу и деятельность.

Коммуникативные: осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем;

аргументация своего мнения и позиция в коммуникации, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.

Личностные: умение выстраивать осознанное нравственное поведение.

Познавательные: умение правильно писать элементы букв, воспроизводить форму буквы и её соединения по алгоритму, соблюдать

соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона, сравнивать написанную букву с образцом.

Личностные: умение выстраивать осознанное нравственное поведение, определять смысл деятельности.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать свою деятельность, умение работать по плану, контролировать деятельность на уроке.

Познавательные: умение читать и писать слоги- слияния с изученной буквой,

слова, предложения; соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма.

Коммуникативные: умение работать в паре, оценивать своего товарища.

Познавательные: делать самостоятельный вывод об изменении слова, списывать с рукописный и печатный текст, находить в тексте ответы на вопросы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные: умение планировать  деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления

5. Контрольно-оценочный, рефлексия

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности по обозначенным критериям и способность к рефлексии.

Вспомните цель урока.

- Кто научился писать заглавную букву «Ц»

Возьмите листочки с планом и поставьте «+» на том пункте плана, где хорошо поработали

Скажите, чему научились на уроке.

Что не получилось? Возьмите листы самооценки. Над чем нужно поработать?

Над каким девизом мы работали?

Что было трудным? Достигли мы цели урока? Почему?

Формулирование и аргументация своего мнения.

Самооценка на основе критериев успешности.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Я допускаю ошибки, поэтому нужно ещё поупражняться.

- Я работой своей доволен…

- Я работал под девизом ….и

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, становление причинно-следственных связей.

Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Личностные: умение дать нравственную оценку своей работе на уроке, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму на тему " Буквы Б,б, В,в, обозначающие согласные звуки "б,в".

Конспект урока по письму с УУД по учебнику Поляковой. На уроке используются индивидуальные магнитные доски. Имеется слайдовая презентация....

План-конспект урока в 1 классе "Заглавная буква в словах"

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён ...

Конспект урока в 4 классе: "Гласные буквы А,У,И."

Конспект урока в коррекционной школе 8 вида для детей с ууо...

Конспект урока по письму в 1 классе школы-интерната для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Буква Г. Письмо слов, предложений с буквой Г." Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

В конспекте подробно показано, как на уроке письма в 1 классе дети с глубокими нарушениями зрения с помощью разных приёмов закрепляют умение писать слоги и слова с буквой Г....

Конспект урока обучения письму + презентация "Письмо заглавной буквы К, соединения и слоги" ( УМК "Система Эльконина-Давыдова", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений писать заглавную букву К и соединять с другими буквами.Планируемые  результатыПредметные:знать, из каких элементов состоит заглавная буква К;знать п...