русский язык 3 класс "Правописание парных согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сергиенко Светлана Евгеньевна

конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 143 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района

 г. Санкт-Петербурга

Открытый урок

по русскому языку

3 класс

Тема: «Правописание парных согласных в корне слова»

учитель высшей квалификационной категории:

Сергиенко Светлана Евгеньевна

.

ЦЕЛЬ: - закрепить способы проверки правописания парных согласных в корне

               слова и применения их при письме;

            - находить и обозначать графически изученные орфограммы;

            - способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию

               речи и воображения;

            - развивать интерес к родному языку;

            - воспитывать культуру общения, умение вести диалог, обосновывать свою

              точку зрения, выслушивать товарища;

            - углублять знания детей о нашем городе.

Оборудование: - презентация с видами Санкт-Петербурга

                           - видеофрагмент «Дворцовая площадь»

                           - маршрутные листы с заданиями

                           - карточки со словами с пропущенными буквами

ХОД УРОКА:

1. Чистописание:

ббпп     ввфф    ггкк    ддтт     жжшш      ззсс

 

- Чем интересны эти буквы? (парные согласные)

- Какова тема нашего урока?

- Запишите буквы в тетрадь.

На доске слова: дорожка, город, бороздка, городки, ворота

- Что общего в этих словах? (сочетание –оро-)

- Какое слово лишнее и почему? (ворота – нет парных согласных)

- Найдите пару интересных слов. Чем они интересны? (город, городки –

  однокоренные слова; выясняется смысл слова городки)

- Запишите слова, выделите корень в однокоренных словах, слово

   городки разберите по составу. Как пишется корень в однокоренных

   словах?

- Где может находиться парный согласный? Подчеркните буквы, которые

  Обозначают парные согласные,

                                                               

1

- У нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. По какому городу будем путешествовать, догадайтесь, прослушав стихотворение:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак,

Блеск безлунный, когда я в комнате своей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады пустынных улиц

И светла Адмиралтейская игла.

- Догадались? Верно, это наш город.

На доске открывается запись:

Наш горо… Санкт-Петербур… очень краси… .

- Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, подумайте, как их прове-

рить.

Проверка: 1 ученик у доски вставляет буквы, подбирает проверочные слова.

- У каждого из вас лежит маршрутный лист. Найдите п.1 «Проверяй!» Какое правило вы использовали, чтобы проверить парные согласные в конце слова?

Молодцы!

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

2. – Сегодня на экскурсию по городу с нами отправляются парные согласные. Они помогут нам быть грамотными петербуржцами, будут предлагать задания. Вспомним историю нашего города.

На доске:   На остро… прибывал наро…,

                   Шёл май и века третий го… .

- О каком острове идет речь? (на доске вывешивается карточка Заячий остров)

- В каком году началось строительство нашего города? (27 мая 1703 года)

- Кто догадается, какого века шел третий год? (18 век)

- Запишите стихотворение, в группах обсудите, какие согласные вы написали и почему. Проверка.

- Выполните звуко-буквенный анализ слова НАРОД. Где найти памятку?

  Проверьте в группах правильность выполнения задания. Какой звук слышится

  в конце слова? А какая буква написана? Почему нужно проверять парные соглас-

  ные?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

                                                                     

3. Работа в группах. У каждой группы карточка со словами:

 1 группа: бере…(г/к) - ……                        2 группа: площа…ь (д/т) - …..

                  зали…(в/ф) - …...                                         пор… (д/т) - ……

                  решё…(д/т) ка - ….                                       бли …(з/с) ко - …...

3 группа:   са…(д/т) - …….                          4 группа: фла…(г/к) - …….

                   остро…(в/ф) - …..                                        гер…(б/п) - ……

                   Не…(в/ф)ский - …                                        у…(з/с)кий - …..

5 группа: фаса…(д/т) - …….

                 грани…(д/т) - …...

                 кана…(в/ф)ка - ….

- В группе обсудите, какие буквы пропущены, запишите на карточке проверочные слова, запишите слова в тетради в строчку через запятую (без проверочных слов),

Подчеркните парные согласные.

Проверка: каждая группа вывешивает свою карточку на доску (по очереди), доказывает правильность написания парных согласных, остальные группы дописывают новые слова в тетрадях.

- Ребята, а какой способ проверки парных согласных вы еще использовали? Найдите его в ваших маршрутных листах «Проверяй».

- Это правило поможет вам выполнить ЗАДАНИЕ № 1 в маршрутных листах. Обсудите в группе, какие слова вы запишете, как проверить парные согласные, и запишите эти слова прямо в маршрутном листе.

Проверка по группам.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

4. – А теперь самое серьезное задание. Посмотрите видеозапись (фрагмент «Дворцовая площадь»). Задание: на маршрутных листах в ЗАДАНИИ № 2 записать слова с парными согласными, которые вы увидите или услышите в видеофрагменте.

Каждая группа называет свои слова.

- А кто записал такие слова?

Учитель вывешивает карточки со словами, а ученики дописывают их:

ЭРМИТАЖ                

ПЛОЩАДЬ

ШТАБ

ФАСАД

СТОЛП

ПАРАД

РЕШЁТКА

                                                                 

  • А теперь задание для самостоятельной работы  в группах.

Каждый член группы выберет для себя одно из написанных слов (слова не должны повторяться). С этим словом составьте предложение и запишите его в Маршрутном листе, ЗАДАНИЕ № 3.

Прочитайте по очереди свои предложения. Помогите составить предложение тому, кто не смог справиться сам.

А теперь в ЗАДАНИИ № 4 запишите все ваши предложения так, чтобы получился рассказ о Дворцовой площади.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ рассказов по 1 человеку от группы.

5. ИТОГ.

         

- Ребята, у вас получились замечательные рассказы. Они доказывают, что вы хорошо знаете и любите свой город. И я думаю, что на уроке вы потрудились не зря.

- Что для вас было ново и интересно?

- Что запомнилось больше всего?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Отредактируйте рассказы из ЗАДАНИЯ № 4 и перепишите их в тетрадь.

Спасибо за урок. Молодцы

                               МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.

                                                 ПРОВЕРЯЙ!

ИЗМЕНИ ФОРМУ СЛОВА                    ПОДБЕРИ  ОДНОКОРЕННОЕ

                                                                    СЛОВО

                                                    ЗАДАНИЕ № 1.

Нева широкая, а Чёрная речка  …  .

Петропавловский собор высокий, а домик Петра 1 …  .

Гранит тяжёлый, а тополиный пух  …  .

Булыжник шершавый, а мрамор  …  .

                                                   ЗАДАНИЕ № 2.

                                                    ЗАДАНИЕ № 3.

                                                   ЗАДАНИЕ № 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Люблю тебя, Петра творенье,

Слайд 2

Люблю твой строгий, стройный вид,

Слайд 3

Невы державное теченье,

Слайд 4

Береговой её гранит,

Слайд 5

Твоих оград узор чугунный,

Слайд 6

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, Блеск безлунный,

Слайд 7

Когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады,

Слайд 8

И ясны спящие громады пустынных улиц

Слайд 9

И светла Адмиралтейская игла.»

Слайд 10

Дворцовая площадь

Слайд 11

площа …ь Эрмита... шта … фаса… с тол… п ара… площа д ь Эрмита ж шта б фаса д стол п пара д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова»

«Правописание парных согласных в корне».Цель:- формирование навыка правильного грамотного письма при написании слов с парными согласными....

Презентация к уроку русского языка " Правописание парных согласных в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в корне слова"....

Конспект урока по русскому языку "Проверка парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока будет полезен учителям, работающих в классах КРО....