Конкурс грамотеев
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Васильева Надежда Николаевна

Тема занятия : Конкурс грамотеев.    

    Цели занятия: проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; 
воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности; развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; воспитывать умение работать в группах, воспитывать любовь к родному языку; развивать культуру речи учащихся .

Оборудование : жетоны желтого и зеленого цвета; слова «Знайки», «Грамотеи», карточки с заданиями, кроссворд,  презентация

 На доске:         
«Учите русский   — годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда, 
И та награда – в нем самом».
 Сабир Абдулла
 

                                            Ход занятия.

I.                  Организационный момент

II.                Сообщение темы и целей занятия.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» - сказал когда-то Константин Паустовский. И с этим нельзя не согласиться. Однако богатства эти доступны лишь тому человеку, который умеет бережно и аккуратно обращаться со Словом.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных – нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами  −

                 И всё, что в памяти у нас, означено словами.

                 Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

                 Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.

 

Нас, действительно, окружает огромнейшее количество слов!

Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

    Слова – это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, а красивые слова - говорить всегда, каждый день, а не только в праздник. Ведь в каждом слове есть сила. В добром – добрая, а в плохом – злая.

Русский   язык – необыкновенный  язык,   и  в   этом    мы  сегодня   убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В нём скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.

Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Сегодня вам предоставляется возможность блеснуть вашими знаниями по русскому языку.  Мы  будем играть в КВН, покажем, какие мы прекрасные знатоки русского языка. Постарайтесь быть внимательными, сосредоточенными, вспомните правила, которые изучили. Включайте мышление, смекалку, фантазию.                                                                                                                     Нам  нужно создать две команды. В команды попадут те из вас, кто первыми верно ответят на все мои вопросы. Каждый отвечает только один раз. Кто дает правильный ответ, получает жетон желтого или зеленого цвета, они и будут пропуском в команду. Остальные станут болельщиками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_gramoteev.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема занятия : Конкурс грамотеев.    

    Цели занятия: проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; 
воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности; развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; воспитывать умение работать в группах, воспитывать любовь к родному языку; развивать культуру речи учащихся .

Оборудование : жетоны желтого и зеленого цвета; слова «Знайки», «Грамотеи», карточки с заданиями, кроссворд,  презентация

 На доске:        
«Учите русский   — годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда, 
И та награда – в нем самом».
 Сабир Абдулла

                                            Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей занятия.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» - сказал когда-то Константин Паустовский. И с этим нельзя не согласиться. Однако богатства эти доступны лишь тому человеку, который умеет бережно и аккуратно обращаться со Словом.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных – нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами  −

                 И всё, что в памяти у нас, означено словами.

                 Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

                 Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.

Нас, действительно, окружает огромнейшее количество слов!

Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

        Слова – это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, а красивые слова - говорить всегда, каждый день, а не только в праздник. Ведь в каждом слове есть сила. В добром – добрая, а в плохом – злая.

Русский   язык – необыкновенный  язык,   и  в   этом    мы  сегодня   убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В нём скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.

Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Сегодня вам предоставляется возможность блеснуть вашими знаниями по русскому языку.  Мы  будем играть в КВН, покажем, какие мы прекрасные знатоки русского языка. Постарайтесь быть внимательными, сосредоточенными, вспомните правила, которые изучили. Включайте мышление, смекалку, фантазию.                                                                                                                     Нам  нужно создать две команды. В команды попадут те из вас, кто первыми верно ответят на все мои вопросы. Каждый отвечает только один раз. Кто дает правильный ответ, получает жетон желтого или зеленого цвета, они и будут пропуском в команду. Остальные станут болельщиками.

Отборочный тур.                                                                                                              

1.     Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

2.Какая часть слова самая главная? (Корень)                                                                                  3.  В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

4. Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв)                                                                                     5. Как пишутся имена людей, клички животных.

6. Сколько гласных звуков в русской речи? (6 звуков)                                                                    7. Сколько слогов в слове да? (1)

8. Какие слова называют антонимами? (Противоположные по значению.)

9. С какой буквой пишутся сочетания жи, ши?

10 Какие знаки ставятся в конце предложения? (.!?)

11. С какой буквой пишутся сочетания жи, ши?

12. Какие слова называются синонимами? (Близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.)

13.Как образовать начальную форму глагола? (Поставить глагол в неопределенной форме.)

     

1. Узнай название  команды

У нас образовались две команды: первая команда — те, у кого желтые жетоны, вторая — те, у кого зеленые жетоны. Посовещайтесь, выберите капитана, придумайте  девиз. А название составите из начальных букв слов , являющихся отгадками  загадок для команд.

Загадки для 1 команды

Не крапива, а жжётся (Йод)

 Он звонит, звонит, звонит,

Очень многим он велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.  (Звонок.)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведёт, там заметку кладёт.  ( Карандаш.)

На пяти проводах
Отдыхает стая птиц.   ( Ноты.)    

                                                                                                                                                Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует.    (Азбука)

Конь стальной, хвост льняной   (Игла)

Загадки для 2 команды:

На столе передо мной 
Закрутился: шар земной: 
Арктика, Экватор, Полюс, — 
Уместил всю землю...( Глобус.)

До чего же скучно, братцы, 
На чужой спине кататься! 
Дал бы кто мне пару ног, 
Чтобы сам я бегать мог.   ( Ранец.)

В белое поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.   (Тетрадь)

Я - сборник карт; от ударенья 
Зависят два моих значенья. 
Захочешь - превращусь в названье 
Блестящей, шелковистой ткани я.  (Ответ: Атлас - атлАс.)

Белая чайка
По черному полю скакала,
Следы за собой оставляла.   (Мел)

                                                                                                                                                Расписан день в нем по часам,                                                                                                                              Дела я вписываю сам.                                                                                                                                Куда сходить, что мне купить,                                                                                                                  О чем бы мне не позабыть.                                                                                                                         Во всем он помогает мне,                                                                                                                                    Лежит на письменном столе.   (Ежедневник)

                                                                                         

Продлевает жизнь тетрадкам                                                                                                                        И учебникам немножко,                                                                                                                                            С ней они всегда в порядке —                                                                                                                      Защищает их... (обложка)

А и Б сидели на трубе,

А упала, Б пропала

Что осталось на трубе? (буква И)  

Команды составляют названия команд .(Вывешиваются названия: Знайки, Грамотеи)

Cодержание занятия

1.Конкурс «Разминка»

Игра “Назови одним словом”.

Храбрый человек – храбрец.
Умный человек – умник.
Добрый человек – добряк.
Болтливый человек – болтун.
Богатый человек – богач.
Мудрый человек – мудрец.
Хвастливый человек – хвастун.
Ленивый человек – лентяй.
Весёлый человек – весельчак.                          

1 конкурс  болельщиков

Каждая команда находит вторую половину пословицы

Пословицы для первой команды:
- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
- Век живи … (век учись).
- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

Пословицы для второй команды:
- Семеро … (одного не ждут).
- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
- Поспешишь … (людей насмешишь).

2.  Конкурс «Фонетический» Ответь на «5»

Поставьте правильно ударение

1. Портфель, случай, статуя, магазин, красивее, звонит, километр.

2. Сосчитайте сколько звуков и сколько букв в словах

Юля, коньки, солнце.

3. Вставьте пропущенные буквы

Чудес…ный, мес…ность, гла…кий, но…ки, по…писать, об…явление,тр..пинка,к…ртофель.

 2 команда 

1. Поставьте правильно ударение

Алфавит, средство, столяр, библиотека, баловать, повторим, шофёр.

2. Сосчитайте сколько звуков и сколько букв в словах

Ёж, деньки, сердце

3. Вставьте пропущенные буквы.

Прекрас…ный,  трос…ник, сколь…кий, ло…ки, под…езд, сн…жинка,  м…рковь, сер…це.

3.  Конкурс  «Составь слово и предложение»

1. Помогите Мишутке составить слово, переставив буквы

1 команда                                    

кута -                              ворд-                                      

модок -                           ватра-  

2.Составьте предложение

дома,у,траве,утка,по,гуляла, дворе,во.

2команда

блук –                                    елонь-

кашко-                                   котр-

2.Составьте предложение

у,гостим,бабушки,мы,лето,в,каждое,деревне.

4.Конкурс «Почему они так называются?»

Дети определяют название грибов и разбирают слова по составу

Подберезовик, лисички                       подосиновик,  опята

5.  Конкурс «Кто в лесу живет?»

1. Какого зверя  называют так                            1. Какого зверя  называют так

1 команде                                                               2 команде

Косой        …                                                          колючий        ...

Сохатый      …                                                        рогатый         …

Серый         …                                                         косолапый     …

2задание «Кто такой?» укажите стрелкой.

1 команде                                                         2 команде

Голодный            еж                                   ядовитая     медведица

Трусливый          волк                               пушистая        лиса

Рогатый              заяц                                косолапая     змея

Колючий            олень                              хитрая         белка

3 задание «Кто что делает?»

Подобрать и записать как можно больше слов и  словосочетаний, обозначающих действия этого животного.

4.  Конкурс болельщиков «Синонимы – антонимы»

1 команда

Найдите слово, которое не является синонимом к остальным словам:
 
Храбрый, отважный, находчивый, бесстрашный.
2. Найдите слово, которое является антонимом к остальным:
 
Вредный, целебный, ядовитый, бесполезный.

  2 команда
1. Найдите слово, которое не является синонимом к остальным словам:
 
Крупный, огромный, трусливый, большой.
2. Найдите слово, которое является антонимом к остальным:
 
Скиталец, бродяга, путешественник, домосед.

5. Конкурс «Наборщик»


Из букв слова «Год культуры»  за 3  минуты составить слова.

6. Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, 
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

7.«Превращение слов».

В русском языке каждое слово имеет свое значение, если мы изменим хотя бы одну букву, то значение слова изменится. Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.

ПАРА--…(ФАРА)                        ИГЛА--…(ИГРА)

РОЩА--…(РОЗА)                        УХА---…(УХО)

СВЕТ--…(ЦВЕТ)                                  БЕЛКА--…(БУЛКА)

РЕКА--…(РУКА)                                  БИНТ--…(ВИНТ)

8. «Крылатые выражения».

Разговаривая друг с другом, мы часто используем меткие слова, крылатые выражения. А знаете ли вы их значения? Раскрой смысл крылатых выражений.

ВО ВЕСЬ ДУХ—(БЫСТРО)                          РУКОЙ ПОДАТЬ—(БЛИЗКО)

ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК—(ЗАМОЛЧАТЬ)        ЗНАТЬ НАЗУБОК—(ВЫУЧИТЬ)

ВОДИТЬ ЗА НОС—(ОБМАНЫВАТЬ)        СКАЛИТЬ ЗУБЫ—(СМЕЯТЬСЯ)

10. «Наши имена»

При рождении ребенку дают имя его родители. В детстве они называют его ласково: Ирочка, Ванечка, Игорек. Во взрослой жизни людей называют полными именами: Ирина, Иван, Игорь. Назовите сваи полные имена.

11. «Шифровка».

Ребята, пока вы называли свои полные имена, вам пришла шифровка. Она напечатана обычными буквами, в которых не хватает одного элемента. Надо подумать какого, приставить его и почитать слова.(написано по половине каждой буквы)

              Б Е Р Е Г      П Е В Е Ц                           К О Н Е Ц        С Е В Е Р

12. Дополни пословицу.

В процессе трудовой деятельности, наблюдения за природой народ составил пословицы. Дополните пословицы.

Для 1 команды

  1. Минута час … (бережет).
  2. Поспешишь … (людей насмешишь).
  3. Тише едешь …(дальше будешь).
  4. Скучен день до вечера …(коли делать нечего).

Для 2 команды

  1. Делу время …(потехе час).
  2. Одна нога тут …(другая там).
  3. Не спеши языком …(торопись делом).
  4. Воробей торопился …(маленький уродился).

13. Скороговорки.

Чтобы речь была чистой, быстрой люди проговаривают скороговорки. Скажите и вы их.

Для 1 команды

  Галдят грачата на галчат,

  Глядят галчата на грачат.

Для 2 команды

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

14 Конкурс Ребусы

Разгадайте ребусы     1 команда

ТЕМ+НОЖ –Ж=темно

ГОРА –А+И+ЗОНТ=горизонт        

кабан – ан + лук = каблук

ква + рак – ак + тира = квартира

Разгадайте ребусы    2 команда

ТЕ+ПЛОТ-Т=тепло

СТОЛ+ЯР=столяр

череп – п + муха=черемуха

корь – ь + идол – л + р = коридор

.

15. Подведение итогов.  Награждение.

Прощаться настала пора,

Урок нам закончить пора!

С ним узнал ты много слов

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их

Не зря урок наш был потрачен!

Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Давайте поблагодарим

русский язык.

Люблю тебя, русский язык!

Ты умный и строгий

Тебя, мой русский язык,

Осилим мы понемногу!

     

Вот и закончилась наша игра.

Что вам понравилось? Что было интересным? Я думаю, вы будете еще больше любить русский язык и изучать его с интересом.

СЛОВО ЖЮРИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие во 2 классе " Конкурс грамотеев"

расширить словарный запас учащихся, , прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику...

Конкурс грамотеев

Внеклассное мероприятие по руссому языку для учащихся 4 классов....

"Конкурс грамотеев"

Внеклассное мероприятие по русскому языкуВнеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"  Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе "Конкурс грамотеев" Цель: расширен...

"Конкурс грамотеев" внеклассное занятие по русскому языку

В конкурсе применяются нетрадиционные задания по русскому языку. расчитанные на проявление смекалки, находчивости, дружную работу микроколлективов....

Внеклассное занятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"

Данное занятие проводится с учащимися 1 - х классов. Цели: в игровой и соревновательной форме способствовать расширению и  углублению знаний по русскому языку,  прививать любовь к русскому я...

Конкурс грамотеев

Этот материал может быть использован на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету...

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) «Конкурс грамотеев»

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) «Конкурс грамотеев» направлено на формирование у обучающихся с задержкой психического развития положительной мотивации к изучению...