Урок развития речи по теме: "Сочинение-описание русской берёзы".(3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Каменко Людмила Николаевна

Урок  развития речи по теме: "Сочинение-описание русской берёзы". Урок проводится в 3 классе после изучения творчества С. Есенина на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

                                    В 3 КЛАССЕ

ТЕМА: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ «РУССКАЯ БЕРЁЗКА»

ПОДГОТОВИЛА: Каменко Л.Н.

Цель: изложить материал в заданной форме текста-описания и в определённом художественном стиле.

     Учитель: - Какие типы текстов вам известны?

                      - Текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение.

      Учитель: - Чем текст- описание отличается от других видов текста?

                        - Описать - значит ответить на вопрос Какой? предмет, человек, явление. Текст-описание – это текст, в котором названы признаки предмета, человека, явления.

     Учитель: - Какие особенности художественного стиля вы знаете?

                        - В художественном стиле используются сравнения, эпитеты, олицетворения. Его цель – воздействие на чувства читателя, слушателя.

     Учитель: - Сегодня мы будем учиться составлять описание берёзы в художественном стиле. Для этого познакомимся с художественными текстами, стихами, песнями, посвящёнными берёзе. Будем учиться у мастеров художественного слова. К берёзке в России относились с особой любовью. Её воспевали в песнях, ей посвящали стихи, художники изображали её красоту на картинах. Наши предки считали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, русскую душу.

     

     Подготовка к сочинению начинается на уроке чтения, на котором дети знакомятся с творчеством Сергея Есенина.

- Русский поэт Сергей Есенин  родился и вырос в селе Константиново Рязанской губернии. Места эти с давних пор славились берёзовыми лесами. Неслучайно, что Есенин всей душой полюбил русскую берёзу. В своём творчестве поэт часто обращался к этому дереву – символу русской земли.

(Дети читают и обсуждают стихотворения С.Есенина о берёзе).

                 

                  Белая берёза

                  Под моим окном

                  Принакрылась снегом,

                  Точно серебром...

     

     Я навек за туманы и росы

     Полюбил у берёзки стан,

     И её золотистые косы,

     И холщовый её сарафан.

               ...Вернулся я

                  В родимый дом.

                  Зеленокосая,

                  В юбчонке белой

                  Стоит берёза над прудом.

   

     Улыбнулись сонные берёзки,

     Растрепали шёлковые косы,

     Шелестят зелёные серёжки,

     И горят серебряные росы...

- С кем автор сравнивает берёзу?  В каких строчках поэт подчёркивает свою любовь к этому дереву?

         

    Работа продолжается на уроке развития речи.

- Не только Есенин любил и превозносил в своих стихах  это дерево. Многие русские писатели и поэты писали о нём. Сейчас мы с вами познакомимся с отрывками различных авторов, в которых они описывают красоту русской берёзы. Постарайтесь запомнить, с кем сравнивали берёзу, как её описывали, какова берёза в разные времена года.

     Землю уже посеребрили первые морозы, и необлетевшее золото берёз обрамляло её по межам, и это серебро морозов и золото берёз скромным украшением лежало на ней, как листочки накладного золота и серебряной фольги на её святой и смиренной старине.

                                                                                     Б. Пастернак.

     Старые деревья уже давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие, ели и сосны.

                                                                                    С. Аксаков.

  ...Осенний, ясный, немножко морозный день, когда берёзка, словно в сказке, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе...

                                                                                    И. Тургенев.

     Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими серёжками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет.

                                                                                  П. Панфилов.

     И берёзы дождались тепла. Дождичком умылись, росой напились. Ещё ярче светлеет береста. Свешиваются ветки с нежными листьями и серёжками. Сменила берёза свою гладкую зимнюю причёску.

                                                                                  Д. Зуев.

     На берёзах надулись тройчатые почки, и, если сломишь веточку, из неё, как слёзы на весеннем солнце, каплет, почти ручьём льётся сок.

                                                                                П. Романов.

     Если в самом раннем весеннем свете поглядеть на белую берёзу, то белая кора в сравнении с белизной снега покажется чуть-чуть розовой. А белизна снега под берёзой покажется синеватой.

                                                                              М. Пришвин.

    Берёзы и вётла бросают на землю длинные тени. Они пока ещё без листьев, но уже чувствуется дыхание весны. Под солнцем почки с каждым днём наливаются всё полнее и начинают лопаться. Синевато-коричневый цвет берёз живописно соседствует с тёмно-зелёной хвоей молодой ели.

                                                                              Н. Краснов.

    Бредёшь по тропе, словно из сказки в сказку. Вот заворожённым хороводом стоят белые берёзы...

                                                                             В. Степанов.

   

    Возле кедра стояла белая берёзка, с нежными листьями, с белым, стройным стволом, радостная, нарядная, пышная...Цветки любовно жались к ней, выползали вверх, стараясь перегнать друг друга, а она, белая берёзка, свесив свои зелёные кудри, что-то тихо шептала им.

                                                                            В. Шишков.

  ...Полукруг луны блестел золотом сквозь чёрную сетку плакучей берёзы.

                                                                           И. Тургенев.

            И вот уже, огнём объята,

            Горит осина, как свеча.

            И из осинника лосята

            Бегут, забавно топоча.

           Огонь с осины на берёзу

           Переметнулся, и она,

           Чуть обожжённая морозом,

           Полужелта, полукрасна.

                                                                          Г. Граубин.

     После чтения отрывков, ребята рассматривают репродукции картин русских художников (А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март», И. Шишкина «Рубка леса», И. Грабаря «Февральская лазурь») и замечают, что художники тоже часто в своём творчестве обращались к образу русской берёзы. Дети описывают берёзы на картинах, находят сходства и различия в описаниях авторов и изображениях художников.

    Начинается словарная работа на доске. Там уже имеются записи:

I.  Вступление.        (Представление предмета)            

II. Основная часть. (Наиболее характерные признаки)  Используй          

                                              ствол                                         слова:

                                              кора                                         словно

                                              ветви                                       будто

                                              листья                                     похожа на

                                              серёжки                                  как

III.Заключение.       (Оценка предмета, отношение к нему)

      В результате коллективной творческой работы на доске появляется следующий словесный материал:

I.    Вступление.                  символ России

                                              издавна почитали и любили

                                              поэты, писатели и художники посвящали

II.   Основная часть.            Берёзка белоствольная, кудрявая,  

                                               ветвистая, плакучая, белая, светлая,

                                               красива и величава

                                               словно русская красавица

                                               стоят хороводом

                                               будто девица в белом платье

                                               Ствол белый с чёрными отметинами,

                                               крапинами, глазками

                                               стройный, корявый, тонкий, изящный

                                               Ветви тонкие, изящные, плакучие,

                                               точно косы русских красавиц

                                               словно кудри девушек

                                               как чёрная паутина

                                               роскошный наряд

                                               Листочки резные, душистые, нежные,      

                                               блестящие, кружевная листва

                                               будто кожаные заплатки

                                               словно золотые монетки

                                               пушистые серёжки

                                              шелестят, говорят, поют

III.  Заключение.                  любуюсь

                                               восторгаюсь

                                               нравится, потому что

     Учитель: - Ребята, постарайтесь описать берёзку красочно, образно, ярко, выразительно, так, чтобы все увидели красоту нашей берёзки.

         После этого ребята приступают к самостоятельной работе над сочинением.

     

     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс

Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями....

Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ

Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....

Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.

      Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...

Урок развития речи в коррекционной школе 8 вида 1 класс. Тема: Зима. Название зимних месяцев.

Конспект урока по развитию речи в 1 классе классе коррекционной школы...

Урок развития речи. Сочинение сказки по готовому началу. 4 класс

ТЕМА УРОКА: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ. ТИП УРОКА: Развитие речи ЦЕЛИ УРОКА:  закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;  знакомство с приемами сюжето...

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс...