Открытый урок по русскому языку в 3 классе, тема "Написание непроизносимых согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Киселева Ольга Борисовна

Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода. Перед учащимися ставится проблема, они ищут пути ее решения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Перо пишет, а ум водит.

Слайд 2

Здра_ствуй, со_нце красное. Здра_ствуй, утро ясное. В радос_ный прелес_ный день, Заниматься нам не лень. ? ? ? ? ?

Слайд 3

Цель урока: Сформулировать правило правописания непроизносимых согласных в корне слова. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Слайд 4

Исследование: мес ? ность Мес_ность, мес т о, мес т ечко, мес_ный, совмес_ный. Т Т Т

Слайд 5

Здра_ствуй, со_нце красное. Здра_ствуй, утро ясное. В радос_ный прелес_ный день, Заниматься нам не лень. ? ? ? ? ?

Слайд 6

Здра_ствуй, со_нце красное. Здра_ствуй, утро ясное. В радос_ный прелес_ный день, Заниматься нам не лень. в в л т т

Слайд 7

1 в. Радос…ный 2 в. Извес…ный Опас…ный Работаем в паре: Опа сн ый

Слайд 8

Радос т ный Извес т ный Проверка

Слайд 9

чудес…ный прелес…ный Образец : чуде сн ый прелес т ный Самостоятельная работа: + ?

Слайд 10

Продолжи предложение : 1.На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я … 3.Урок для меня показался… 4.За урок я… 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже легким / трудным

Слайд 11

Всем спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему:

«Написание слов с непроизносимыми согласными»

                                                           Составила и провела:

кандидат педагогических наук

учитель начальных классов

                                                                                        Киселева О.Б.

05.12.2012г.

Класс 3

Предмет: русский язык

Тема: «Написание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: сформировать представление о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

Задачи:

- познакомить с новой орфограммой и способом ее проверки;

- активизировать словарный запас детей при подборе родственных слов;

- развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слов.

Планируемый результат.

Познавательные умения:

- анализировать написание слов с непроизносимыми согласными;

- использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне».

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- использовать алгоритм проверки написания непроизносимой согласной;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- формировать высказывание, используя правило о правописании непроизносимых согласных;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Используемые методы, приемы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, работа в парах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Т.Г. Рамзаевой.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Начинаем урок русского языка. Сегодня нам поможет девиз нашего урока, который подсказала мне мудрая сова. Прочитаем его вместе.

На доске открыт девиз урока

Перо пишет, а ум водит.

  • Как вы думаете, что сова хотела сказать нам этими словами? (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)
  • Какие еще качества нужны в учении?
  • Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества.

  • (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)

(Усердие, трудолюбие, …)

Постановка проблемы урока

Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы.  В левом верхнем углу найдите стихотворение и прочитайте его про себя.

Текст:

Здравствуй,  солнце  красное.

Здравствуй,  утро  ясное.

 В  радостный  прелестный  день, Заниматься  нам  не  лень.

О чем оно?

К кому обращаются? Как нужно прочитать.

Сравните свой текст и мой.

Давайте прочитаем мой текст, с пропущенными буквами.

- Мы прочитали текст, с пропущенными буквами. Смысл потерялся?

- Что–то было непонятно?

- А может здесь и не надо ничего писать?

Ребята, мы встали перед проблемой !

- Как же называются согласные, если они не произносятся?

- Теперь вы можете поставить цель нашего урока!

- Прочитайте цель урока.

Какова тема нашего урока?

- Прочитайте тему урока.

Ребята, сегодня вы САМИ определили цель и сформулировали тему урока.

Сейчас вам предстоит вывести правило.

(О солнышке, об утре, о прелестном дне)

(Бодро, весело)

Мы видим пропущенные буквы.

Чтение текста.

Нет.

Все понятно

Надо

Непроизносимые

Ответы 2-3 учащихся.

После появления на слайде хором прочитали.

Ответы учащихся.

После появления на слайде хором прочитали.

Исследование

Но для этого проведем исследование.

Исследуем слово местность.

- Прочитаем.

Есть непроизносимый согласный?

- Подберите родственные слова.

Посмотрите на экран – я их уже записала.

-Ребята, где находится непроизносимый согласный?

- Что мы знаем об орфограмме корня?

- Какую букву вставим?

- Попробуйте сформулировать правило. Я вам помогу начать.

- Продолжите фразу ….

Я вам это правило сказала?

Вы сами его вывели?

А что нам предлагает учебник. Прочитаем правило на с. 125 хором.

Вернемся к нашему пробному действию.

Пользуясь правилом, преодолеем опасное место в слове. (Называем слово и подбираем к нему проверочное)

Мы справились с пробным действием?

Помогло ли правило?

Чтение вместе с учителем.

Да.

Ответы учеников.

(В корне)

Все гласные и согласные в корне пишутся одинаково.

Букву т.

Ответы учеников.

Нет.

Да.

Чтение хором правила.

Ответы учеников. (Здравствуй, солнце, здравствуй, радостный, прелестный.)

Да.

Да.

Работа в паре

Сейчас работа в паре.

Прежде, чем начнем работать в паре для примера разберем слово опасный, используя правило.

- Читаю опасный.

- Подбираю проверочные слова.

- Какие можно слова подобрать?

Какую букву вставим?

Какой вывод?

Теперь при работе в паре вы должны объяснить написание непроизносимого согласного друг другу. Также  нужно оценить  друг друга. Если ваш сосед правильно вставил букву и объяснил ее написание – поставьте ему +, если же не все вам было понятно, ответ был неполным - ?

1вариант – слово радостный, 2 вариант – слово известный.

- Поворачиваемся друг к другу:

первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.

Проверим, что у вас получилось.

1 вариант проверяем (до правильного ответа)

Кто получил +

Кто получил ?

2 вариант проверяем (до правильного ответа)

Кто получил +

Кто получил ?

Ответы учащихся.  (Опасен, опасаться)

Не нужно вставлять, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного.

Не всегда пишется согласный

Поворачиваемся друг к другу:

первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.

Поднимают руки.

Слайд 8 Физминутка

Молодцы.  Ребята,  мы основную работу выполнили и можем отдохнуть. (Выключить вовремя)

Самостоятельная работа

- Переходим к следующему этапу нашего урока.

- Я хочу узнать, как каждый из вас научился применять правило.

Для этого я предлагаю самостоятельную работу.

Также помните слова мудрой совы: Прежде, чем написать – нужно подумать.

Под лучиками а и б запишите слова: чудесный, прелестный. Докажите почему вы вставили или не вставили букву.

Работают.

Проверьте себя по образцу.

- Оцените себя, как вы справились с заданием. Если вы не допустили ошибок и доказали – поставьте +. Если были затруднения - ?

- Поднимите руки, кто поставил

себе ?

Значит, что нужно сделать?

У кого +?

Вы – молодцы! Но все равно с этим правилом вы еще будете работать.

Где полученные знания можно применить?

Деятельность учеников.

(закрепить)

(В письменной речи, при выполнении домашнего задания)

Рефлексия

-Вот и закончился урок. Наша работа была плодотворной.

Самыми активными на уроке были –

Самые полные ответы были –

Сова хочет услышать ваше мнение об уроке. Продолжите предложение. Кому трудно – выберите слова-подсказки.

Звонок – спасибо.

Деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 2 класс Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Урок русского ячзыка во втором классе. Тема урока "непроизносимые согласные в корне слова"...

Русский язык. 2 класс Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Урок русского ячзыка во втором классе. Тема урока "непроизносимые согласные в корне слова"...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"...

Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс)....

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....

Открытый урок по русскому языку на тему: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение», 3 класс

Открытый урок, 3 класс.Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение» ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.Цель. Совершенствование умения проверять и...