СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш].
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме

Цели: познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.61 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx376.66 КБ

Предварительный просмотр:

 СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш].
БУКВЫ
Ш, ш

Цели: познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: ребусы; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)

– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

– С каким звуком будем сегодня работать?

– Повторите, четко произнося звуки:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Шапка, шайба, шар, лапша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Шубы, шум, мишутка, шут.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо,

Шорох, шепот, шелк, мешок.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Шило, шина, малыши.

  Звуковой  анализ  слов  на  основе  одноуровневых  моделей
(с. 82).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

– Что изображено слева? (Шляпа.)

– Прочитайте слово «шляпа» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «шляпа».

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Что нарисовано справа? (Душ.)

– Прочитайте слово «душ» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите последний звук в слове «душ».

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

IV. Конструирование большой и малой букв Ш, ш.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ш», «ш».

На что похожа буква «Ш»?

На зубья этого ковша.

                        В. Степанов

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

                        Г. Виеру

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Ш», «ш».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

 Физкультминутка

Буква «ш» обозначает один согласный звук: твердый глухой звук [ш].

Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева? (Шуба.)

– Прочитайте слово «шуба» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «шуба» стоит буква «ш»?

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Что изображено в центре? (Шина.)

– Прочитайте слово «шина» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «шина» стоит буква «ш»?

– Какой звук обозначает буква «ш» в слове «шина»?

– Какой звук обозначает буква «и» в слоге «ши»?

– Что нарисовано справа? (Груши.)

– Прочитайте слово «груши» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Какая буква пишется в слоге «ши»?

– Какой звук произносится в слоге «ши»?

     Чтение слогов по заданным схемам (с. 83).

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ш].)

– Какой звук обозначает буква «ш» во всех слогах?

 Физкультминутка

  Чтение слогов и слов (с. 83).

Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним «лишним» звуком.

После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными словами.

Учащиеся читают пары слов на желтом фоне слева – направо и справа – налево.

– Как называются данные слова? (Перевертыши.)

Шёлк – нитки,  изготовляемые  из  выделений  гусеницы-шелкопряда. (Волосы как шелк.)

Клёш – расширенный книзу.

Марш – торжественное музыкальное произведение.

Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.

Оркестр играл туш.

.

Шут – клоун.

IX. Чтение стихотворения «Жадина».

– Кто автор этого стихотворения?

– Что просили у Гриши?

– Как он отвечал на все просьбы?

– Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.

– Объясните название произведения. Почему оно так названо?

 

2. РебусыСлайды

На десятом этаже

Жили буквы «ш» и «ж».

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

…Две вороны ворожили,

Десять – сено … (ворошили).

И сороки не тужили:

У реки пожар … (тушили).

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых … (шарил).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая … (ушами).

 ыИтог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какой звук обозначает буква «ш»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ша-ша-ша , ша-ша-ша , Шапка, шайба, шар, лапша. Шу-шу-шу , шу-шу-шу, Шубы, шум, мишутка, шут. Шо-шо-шо , шо-шо-шо , Шорох, шепот, шелк, мешок. Ши-ши-ши , ши-ши-ши, Шило, шина, малыши.

Слайд 2

Шёлк – нитки, изготовляемые из выделений гусеницы-шелкопряда. (Волосы как шелк.) Клёш – расширенный книзу. Марш – торжественное музыкальное произведение. Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие .

Слайд 3

Ш

Слайд 4

шутка

Слайд 5

Ф

Слайд 6

шарф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш"

урок "Согласный глухой твердый звук (Ш). Буквы Ш,ш" (обучение грамоте)...

презентация к уроку "Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш,ш"

презентация к уроку обучения грамоте "Буквы Ш, ш"...

"Согласный глухой твёрдый звук [ц].Буквы Ц, ц."

Конспект  урока обучения грамоте(чтения) с презентацией  по УМК "Перспективная начальная школа"           ...

"Согласный глухой твёрдый звук[ш].Буквы Ш,ш."

Конспект урока обучения грамоте (чтения) по УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.

·         Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;·         рас...

Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы ж, Ж.

Технологическая карта урока "Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы ж, Ж"  1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"...