Разработка урока русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Хохлова Светлана Александровна

Цели:

- уточнить представление о родственных словах, научить выделять корень, закрепить умение разбирать по членам предложения;

- помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас;

- развивать внимание, технику чистописания, речь;

- воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_3_kl.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №172

Урок русского языка

на тему:

 «Корень слова.

 Однокоренные слова»

  Подготовила

             учитель начальных классов:

           Хохлова С.А.

2011 г.

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Система: развивающая система Л.В.Занкова

Цели:

- уточнить представление о родственных словах, научить выделять корень, закрепить умение разбирать по членам предложения;

- помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас;

- развивать внимание, технику чистописания, речь;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, кроссворд, плакат с рисунком дерева.

Ход урока

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у вас настроение?

- Какое настроение у вас? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. Красная фишка – настроение отличное, желтая – хорошее, синяя – так себе.

И я покажу вам свое настроение.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех настроение было прекрасное.

2. Проверка домашнего задания.

3. Чистописание.

- Какой звук чаще всего встречается в четверостишии, которое я сейчас прочту?

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят. (Звук л)

4. Словарная работа.

- Работать со словарными словами мы будем следующим образом.

Перед вами кроссворд. Нужно его разгадать, и тогда вы узнаете, какие новые словарные слова мы сегодня изучим.

По горизонтали:

1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. (Коньки)

2. Предмет, предназначенный для сидения, лежания на нем. (Мебель)

3. Животное,  дающее молоко. (Корова)

По вертикали:

4. Твердая набойка на подошве обуви под пяткой. (Каблук)

5. Ягода с колючками. (Малина)

                                                  4.

1.

5.

3.

                                           

5. Объяснение нового материала.

- Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения.(Корень, стебель, плод, цветок)

- Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес – из деревьев, речь – из предложений, а предложения из слов. Слова имеют корень.

Вы, наверное, удивитесь. Разве есть у слова корень? Это же не растение.

Я вам сейчас расскажу одну историю.

Много- много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать, что с ним делать.

А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

Вот какое дерево выросло. Посмотрите на плакат.

(Слова на дереве заходить, сходить, переходить, ходить, уходить, входить)

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

Выпишите слова, которые выросли от корешка ход

(Ходить, уходить, входить, заходить, сходить, переходить)

- Выделите ту часть, которая одинакова во всех словах.

- Так, кто же мне скажет, что такое корень?

Чтение вывода по учебнику.

6. Закрепление нового материала.

А) выполнение задания.

- Подберите однокоренные слова к словам «береза» и «шел». Объясните значение каждого слова

береза                  подберезовик     шёл              пришел

                             березовая                                 зашел

                              березки                                     ушел  

Б) Игра «Кто лишний?»

На доске записаны слова:

Водитель, водовоз, вода, водолаз, мир, перемирие, мираж, мировой

- Предложите задание.

- Выберите «лишнее» слово. Объясните, почему оно лишнее.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

В) Работа с учебником.

Г) Самостоятельная работа

- Со словами водолаз, водитель, мир составьте несколько предложений.

7. Итог урока.

- Ну, что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы!

- как вы думаете, урок прошел успешно?

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....