Урок обучения грамоте 1 класс УМК Перспектива "Буква Чч, звук (ч)
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Семёнова Татьяна Николаевна

Урок обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19045_urok_obucheniya_gramote.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

УМК «Перспектива»

Учебник: «Азбука» Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева

Тема: Буква Ч, звук [ Ч ´]

Автор: Семёнова Т.Н.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы снова отправимся путешествовать по АЗБУКЕ с тётушкой Совой. А вот с какой буквой мы сегодня будем знакомиться вы узнаете, разгадав загадки.

III. Знакомство с новым материалом.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке.
(Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так
. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (
Туча)

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужны звуковые бусинки. Но прежде чем начать работать с новым звуком, давайте познакомимся, какой буквой он будет обозначаться. А познакомит нас с новой буквой, конечно наша старая знакомая тётушка Сова.

(Просмотр видеофрагмента из серии: обучающая программа для детей «Уроки тётушки Совы» Азбука – малышка)

Вот мы с вами и познакомились с новой буквой. (слайд1)        

А теперь поработаем с новым звуком. (слайд 2)        

Артикуляция

Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (согласные звуки)

- Звуковыми бусинками мы обозначаем твёрдый согласныё и мягкий согласный. (слайд 3)

– Давайте произнесем звук [ч’] сначала твёрдо, а затем мягко.

- Есть отличия? (Нет)

– Как произносится новый звук? (Только мягко)

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.) ( Слайд 4)

– А теперь положим руку на ушки, и еще раз произнесем звук Ч. Определите звонкий он или глухой? ( Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.). (слайд 6)

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Тётушка Сова приглашала всех пить чай. Какие предметы нужны для чаепития? (чашки, чайник)

Работа с «Азбукой» стр. 52. Звукобуквенный анализ слов: чашка, чайник:

Сравнение звуков Й и Ч.

- У звука Й появился новый друг-звук Ч (К схемам добавляется новое изображение)

- Закончите выполнять звуковые схемы. Поместите звуковые бусинки в домики.

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.

Работа в парах.

Читаем текст, если вам встретиться слово чай подчеркнитего простым карандашом. Как будем работать? ( В парах)

После того как выполнили работу меняемся Азбуками для проверки.

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1)

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

- А в нашей Азбуке тоже есть текст в котором произошла ссора между мальчиками. Послушайте и скажите в чём мальчики были не правы?

Физминутка

С каким правилом мы сейчас познакомились?

(ЧА, ЧУ)

Читаем слова на следующей странице и подчеркиваем новые сочетания в словах.

Какие слова встретились с сочетанием ЧА? ЧУ?

Повторение пройденного. Работа в группах.

- Какие ещё мы знаем секрыты-сочетания? ( жи-ши)

Вставте пропущенные буквы  в слова.

Взаимопроверка.

Как вы думаете с чем обычно пьют чай? (С конфетами)

VI. Подведение итога занятия.

– Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Как вы думаете с чем обычно пьют чай? (С конфетами)

Буква Ч Дарит вам всем сладкие конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по программе «Перспектива» по теме: "Буквы А,а , обозначающие гласный звук а"

Конспект урока с презентацией по обучению грамоте в 1 классе по программе "Перспекива".       В конспекте пременяется релаксационные упражнения, дается характеристика звука, ведётс...

Урок обучения грамоте с использованием ТДМ. Буква У, звук у

Урок позволит учить детей выполнять звуковой анализ слов, составлять звуковую модель слов, соотносить буквенную запись слова и его звуковую модель. Разработан с учетом ФГОС....

урок обучения грамоте, УМК "Школа России". Буква О, звук О

На уроке представлены различные формы работ по развитию фонематического слуха первоклассников, умения различать гласные и согласные звуки, рассуждать ,работать в паре с одноклассником....

Конспект урока в 1 классе по теме "Буква Ее, звук [йэ]"(УМК"Школа России")

Конспект урока в 1 классе по теме "Буква Ее, звук [йэ]"(УМК"Школа России")...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...

Конспект урока письма 1 класс "Письмо прописной буквы «Л». Звуки [л], [л’] "

Цели : формирование умения узнавания графического образа буквы «Л», формирование навыка написания прописной буквы «Л», слогов и слов с данной буквой....

Конспект урока по обучению грамоте1 класс УМК "Школа России". Тема: Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б

Цели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[б] и мягком [б,] и букве Б б.Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятие «согласный звук», о парности по твер...