Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Макагонова Наталья Викторовна

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yazyk_kt_avtosokhranennyy.docx28.89 КБ
Microsoft Office document icon rus.yaz_pz.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в период обучения грамоте (письмо)

№ пп

Дата урока

(по плану)

Дата урока (фактич.)

Тема урока

Примечание

Добукварный период (подготовительный) - 16 ч.

Пропись — первая учебная тетрадь.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линия рабочей строки.

Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов , полуовалов и кругов.

Строка и межстрочное пространство. Письмо длинных прямых наклонных линий.

Письмо  наклонных линий с закруглением внизу.

Письмо элементов букв.

Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий.

Письмо коротких и длинных линий. Письмо линий с закруглением.

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу  и вверху.

 Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов овалов.

Строчная и заглавная буква а, А.

Строчная и заглавная буквы о, О.

Строчная и заглавная буквы и, И.

Строчная буква ы.

Строчная и заглавная буквыу, У.

Букварный период (основной) - 53 ч.

  1. (1)

Строчная и заглавная буквы н,Н.

  1. (2)

Строчная и заглавная буквы с, С.

  1. (3)

Строчная и заглавная буквы к, К.

  1. (4)

Строчная и заглавная буквыт, Т.

  1. (5)

Закрепление написания изученных букв.

  1. (6)

Строчная и заглавная буквы л, Л.

  1. (7)

Строчная и заглавная буквыр, Р.

  1. (8)

Строчная и заглавная буквы в, В.

  1. (9)

Строчная буква е.

  1. (10)

Заглавная буква Е.

  1. (11)

Строчная и заглавная буквы п, П.

  1. (12)

Строчная буква м.

  1. (13)

Заглавная буква М.

  1. (14)

Строчная буква з.

  1. (15)

Заглавная буква З.

  1. (16)

Строчная буква б.

  1. (17)

Заглавная буква Б.

  1. (18)

Строчная и заглавная буквы б, Б.

  1. (19)

Строчная буква д.

  1. (20)

Заглавная буква Д.

  1. (21)

Строчная буква я.

  1. (22)

Заглавная буква Я.

  1. (23)

Строчная и заглавная буквы я, Я.

  1. (24)

Строчная буква г.

  1. (25)

Заглавная буква Г.

  1. (26)

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу.

  1. (27)

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу.

  1. (28)

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

  1. (28)

Буква ь (мягкий знак). Закрепление.

  1. (30)

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук.

  1. (31)

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук. Сочетание ши.

  1. (32)

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук.

  1. (33)

Заглавная букваЖ, обозначающая твердый согласный звук. Сочетание жи.

  1. (34)

Строчная буква ё.

  1. (35)

Заглавная буква Ё.

  1. (36)

Строчная и заглавная буквый, Й.

  1. (37)

 Слова с буквой й.

  1. (38)

Строчная буква х.

  1. (39)

Заглавная буква Х.

  1. (40)

Строчная и заглавная буквы х, Х.

  1. (41)

Строчная буква ю.

  1. (42)

Заглавная буква Ю.

  1. (43)

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук.

  1. (44)

Заглавная буква Ц.

  1. (45)

Строчная буква э.

  1. (46)

Заглавная буква Э.

  1. (47)

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу.

  1. (48)

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу.

  1. (49)

Строчная буква ф.

  1. (50)

Заглавная буква Ф.

  1. (51)

Буквы ь, ъ.

  1. (52)

Буквы ь, ъ.

  1. (53)

Алфавит. Звуки и буквы.

Послебукварный период (заключительный) –19

  1. (1)

Оформление предложений на письме

  1. (2)

Слова, отвечающие на вопрос кто? Что?

  1. (3)

Слова, отвечающие на вопрос что делать? Что сделать?

  1. (4)

Слова, отвечающие на вопрос какой? Какая? Какие? Какое?

Слуховой диктант

Правописание жи-ши

Правописание ча-ща,чу-щу

Правописание чк,чн,щн

Контрольное списывание

88-92

Резервные уроки

Тема урока

Кол-во

часов

   Дата

проведения

Примечание

План

Факт

1.

2.

3.

4.

5-6.

7.

8.

9.

10.

11

12.

13

14

15

16

17

18

19

20

21-22

23.

24

25.

26.

27.

28.

29

30.

31.

32.

33.

34

35.

36.

37.

38.

39

40

Наша речь.

Устная и письменная речь

Текст и предложение

Диалог

Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов

Вежливые слова

Однозначные и многозначные слова . Близкие и противоположные по значению слова.

Слог как минимальная произносительная единица

Деление слов на слоги

Перенос слов

Ударение

Ударные и безударные слоги

Звуки и буквы

Русский  алфавит

Гласные звуки и буквы

Гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах

Гласные звуки. Слова с буквой э

Обозначение ударного гласного буквой на письме

Особенности проверяемых и проверочных  слов

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

Согласные звуки и буквы

Слова с удвоенными согласными

Слова с буквами  И и Й

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.  Перенос слов с мягким знаком

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Звонкие и глухие согласные звуки

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова

Правописание парных согласных звуков на конце слов

Шипящие согласные звуки

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Правописание гласных после шипящих с сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу

Заглавная буква в словах

Контрольный диктант. Повторение

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Предварительный просмотр:

                                                              Пояснительная записка

Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе составлена на        основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный Закон  « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ

( с изменениями и дополнениями)

2.  Федеральный  государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 06 октября 2009 г.  № 373

3.   Приказы  Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г.  № 1241 , от 22 сентября 2011г.  № 2357, от 18 декабря 2012 г № 1060 « О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373»

4.   Учебный план для общеобразовательных учреждений Липецкой области ( приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г.  № ЮТ - 1064 « О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014 - 2015 учебный год»,  учебный план  Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью)  на 2014 - 2015 учебный год для 1-4 классов

5.   Положение о промежуточной аттестации учащихся ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка»

6.  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа ( в двух частях); Москва, Просвещение, 2011г.

7.  Учебники, входящих в Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства   образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

                8.   Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

9.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Под редакцией А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, Просвещение, 2011г.

10.  Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования

Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой; Москва, Просвещение, 2011г.

11.  Календарный учебный график ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка»  на 2014 -2015 уч.год

12. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).

Рабочая программа по русскому языку в 1 классе разработана в целях:

• ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирования коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.

 

 Эти цели обусловливают следующие задачи:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

        — развитие способностей к творческой деятельности.

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:

- коррекция и развитие связной устной и письменной речи;

- коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической речи;

- коррекция и развитие зрительного, слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

- развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность;

- развитие фонематического слуха, совершенствование операций звуко-слогового анализа и синтеза;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности, коммуникативных функций речи;

-  обогащение, закрепление и активизация словаря по учебным предметам;

- формирование грамматического строя речи;

- коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы, навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки, умение выражать свои чувства.

                                                 Сведения о программе

     Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.

      Данная программа, её структура и содержание способствуют реализации практической направленности обучения, осуществлению индивидуального подхода к учащимся.

                                     Обоснование выбора примерной программы:

Данная программа используется потому, что её структура и содержание помогают обеспечить учителю условия для реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся. В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.

  Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.

      Данная программа, её структура и содержание способствуют реализации практической направленности обучения, осуществлению индивидуального подхода к учащимся.

                             Определение места и роли учебного курса.

Курс русского  языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Рабочая программа рассчитана на 132 часа в год.

На изучение русского языка в 1 классе по учебному плану для общеобразовательных учреждений Липецкой области отводится 132 ч (3 часа  – обязательная часть, 1 час  – часть, формируемая участниками образовательного процесса: из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

                                   Формы организации образовательного процесса

  Для полной реализации рабочей программы по русскому языку основными формами организации учебного процесса являются уроки:

урок ознакомления с новым материалом;

урок закрепления изученного материала;

урок проверки знаний и умений;

урок применения знаний и умений;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки и коррекции знаний и умений учащихся;

комбинированный урок.

                               

                                                      Технологии обучения

    Осуществление данной программы будет происходить на основе применения элементов следующих технологий:

    технологии коллективного способа обучения;

    здоровьесберегающих технологий;

    технологий развивающего обучения;

    личностно-ориентированные технологии;

технология  разноуровнего обучения;

игровая технология;

    информационные технологии;

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

ролевые игры; дискуссии; групповая работа; индивидуальная работа; игротека; проектная деятельность. 

                                   Виды и формы контроля:

Предварительный, тематический,  текущий и итоговый контроль, самостоятельная работа, контрольный диктант, тестирование, устный опрос, фронтальный опрос, работа по карточкам.

Планируемый уровень подготовки учеников к концу 1 класса

                                                  (обучение грамоте)

Обучающиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

знать способы их буквенного обозначения;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

знать гигиенические правила письма;

правильно писать формы букв и соединения между ними;

уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Планируемый уровень подготовки обучающихся

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

все буквы русского алфавита;

пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

  • проводить звуковой анализ слов;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
  • употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
  • писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений,  разных по цели высказывания,  на определённую тему;

виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

использования прописной буквы в именах собственных;

написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;

обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

правильного написания слов типа пень, яма;

правописания слов с непроверяемыми орфограммам

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

                                               Содержание программы

В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.

        Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим  методом, слагается из двух  взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

         

I. Подготовительный период.  (16ч)

      Речь (устная и письменная) – общее представление.

      Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

      Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательность), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами – моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

                                       II. Букварный (основной) период.  

                                              Обучение письму. (53ч)

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв  и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.

                                         

                                                 Развитие устной речи

(проводится  течение учебного года на каждом уроке

в процессе речевого общения).

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

  Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л – р, с – з, щ – ж,

 п – б, с – ш и т.д.  (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов – названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

                                             Послебукварный период. (19ч)

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значение. Установление числа и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением  гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

 - раздельное написание слов;

- обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс «Русский язык». Письмо и развитие речи.  

Обобщение знаний по фонетике и графике: звуки и буквы, звуки гласные и согласные, парные звонкие и глухие согласные звуки, согласные мягкие и твердые, обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э, обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, я, ь. Написание сочетаний  жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн. Деление слов на слоги; перенос слов по слогам (практическое применение правил).

Речь. Для чего нужна речь. Слово, предложение, текст – единицы речи. Их роль в общении. Слово как название предметов, признаков предметов, действий предметов (ознакомление). Заглавная буква в именах и фамилиях  людей, в кличках животных, в названиях городов, сел, деревень, улиц, рек.  Предложение как два или несколько слов, связанных  по смыслу и выражающих законченную мысль. Заглавная буква в начале предложения, точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Составление предложений и небольших текстов на определенную тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям. Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т.п.) по картинке; устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителя).

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов.

Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв (сходство и различия элементов в буквах) и их соединений в словах.

Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов, в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифрование), упражнения в преобразовании слов,  их чтение. Простейшие пересказы прочитанного по предложенному плану; по условным смысловым вехам (о чем буду рассказывать, с чего начну, что скажу потом, чем закончу). Самостоятельные устные рассказы по рисунку или серии рисунков.

                                               

Тема

Знания, умения, навыки.

  1. Наша речь

Текст, предложение, диалог.

 

1.Знать виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и интонации: восклицательные и невосклицательные.

2.Уметь передавать различную интонацию предложения в устной и письменной речи.

3.Уметь оформлять предложение на письме: ставить знаки препинания в конце предложения (. ? !),  писать большую букву в начале предложения.

4.Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом.

5.Уметь устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.

  1. Слова, слова, слова…

Слово и слог.

 

1.Уметь сравнивать и различать слова, называющие предмет.

2.Уметь сравнивать и различать слова, называющие признак предмета.

3.Уметь сравнивать и различать слова, называющие  действие предмета.

4.Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом.

3. Звуки и буквы.

1.Уметь различать и сравнивать буквы и звуки.

2.Уметь различать и сравнивать гласные и согласные звуки.

3.Уметь различать и сравнивать звонкие и глухие согласные.

4.Уметь различать и сравнивать парные и непарные согласные.

5.Уметь делить слова на слоги.

6.Уметь переносить слова.

7.Уметь сравнивать количество букв и звуков в слове.

8.Уметь находить ударный слог в слове.

9.Уметь писать большую букву в именах собственных.

10.Уметь правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

11.Знать правописание слов с непроверяемыми написаниями.

12.Уметь чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова.

13.Уметь правильно писать под диктовку текст (15-17 слов) с изученными орфограммами.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной
    окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
  • оформление предложений на письме;
  • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
  • звук и буква и;
  • слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
  • согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
  • согласные, парные по звонкости и глухости;

•        соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
  • соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
  • оформление на письме предложений;
  • деление слов на слоги и для переноса;
  • определение ударного слога в слове;
  • использование прописной буквы в именах собственных;
  • написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
  • обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
  • правильного написания слов типа пень, яма;
  • правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
  • четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
  • правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
    рукописным шрифтом;
  • письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
  • устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

                       Требования к уровню подготовки по русскому языку учащихся,

оканчивающих 1 класс.

ЗУН

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Универсальные учебные действия

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

Виды предложений по цели высказывания;

  • Оформление предложения на письме;
  • Слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • Различия между буквами и звуками;
  • Слогообразующую роль гласного звука в слове;
  • Гласные ударные и безударные;
  • Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
  • Соотношение количества звуков и букв в таких словах как мел, мель.

Оформление на письме предложений. Деление слов на слоги. Передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации. Письмо под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания. Устное составление текста из 3-5 предложений на определенную тему.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Логические

  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.

Информация об используемой литературе, учебнике.

Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010 г

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму.

В.Г. Горецкий, Н. А Федосова  Прописи к «Русской азбуке» .1 класс, в 4 частях. М.: Просвещение, 2014

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник.  – М: Просвещение, 2012

В.П. Канакина Русский язык: рабочая тетрадь. – М: Просвещение, 2013

Образовательные ресурсы сети Интернет

Материально-техническое обеспечение кабинета

Стол ученический – 8

Стул ученический – 16

Стол учительский – 1

Стул учительский – 1

Шкафы секционные – 4

Тумбочка – 1

Доска классная – 1

Ноутбук – 1

Доска SMART– 1  

Электронные пособия

Электронное приложение к учебникам  1 класс

Презентации к урокам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...