Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Предмет: Русский язык

УМК  «Гармония»

Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

Класс: 3

Тип урока: Урок изучения нового материала

     Тема: Размышляем о прошедшем времени  (Правописание безударных суффиксов  в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л.)

Цель: формировать  умения  грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass_s_uud.doc131.5 КБ
Файл glagol.rar884.1 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

УМК  «Гармония»

Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

Класс: 3

Тип урока: Урок изучения нового материала

     Тема: Размышляем о прошедшем времени  (Правописание безударных суффиксов  в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л.)

Цель: формировать  умения  грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.

Задачи урока:

 Предметные:

- открыть способ проверки написания безударных суффиксов в  глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л

Метапредметные:

Познавательные УУД:

 - формирование общеучебных УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при образовании и написании глаголов в форме прошедшего времени;
  • структурирования знаний при составлении алгоритма;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания при ответе на вопросы учителя;
  • рефлексии при работе в парах и при выполнении дифференцированных заданий;
  • контроля и оценки при взаимопроверке и при заполнении листов самооценки.

 - формирование логических УУД:

  • анализа и синтеза при нахождении глаголов среди других частей речи;
  • выбора основания для классификации объектов при делении глаголов на группы;
  • сравнения при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;
  • обобщения  на основе самостоятельного открытия учащимися способа проверки написания суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л

Регулятивные УУД:

 - формирование регулятивных УУД:

  • целеполагания через постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;
  • контроля и коррекции при сравнении результата с заданным эталоном при проверке дифференцированных заданий;
  • оценки через осознание качества и уровня усвоения нового материала при заполнении листов самооценки;

Коммуникативные УУД:

 - формирование коммуникативных УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при групповой работе, работе в парах и при фронтальной работе;
  • умение точно и полно выражать свои мысли при формулировке вывода о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;
  • умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при подведении итогов групповой работы;

Личностные:

 - ориентировать учащихся на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата

 - способствовать формированию у учащихся осознания необходимости  грамотно писать и беречь своё время

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная, работа в парах.

Метод обучения:

- частично-поисковый

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- мультимедийная презентация в программе Power Point;

- карточки для самопроверки и самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка.

 - С каким настроением вы пришли на урок? (лист самооценки)

В листе самооценки отмечают с каким настроением они пришли на урок

Коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем,  формирование  умения слушать и слышать, создание эмоционально – познавательной мотивации)

Регулятивные УУД (нацеливание на успешную деятельность)

Личностные УУД (выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к познанию нового)

 2. Этап актуализации знаний

 Сегодня на электронную почту к нам пришло странное письмо.

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему ________________. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена  - ведь я всего три года _____________ .  Да и как _____________ – на двойки да на тройки, ничего______________  и ____________ . Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»

- От кого может быть это письмо? (от Пети Зубова из произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени») Как догадались?

 - С каким настроением писал Петя это письмо?

- Почему он называет себя стариком? Зачем  написал нам письмо?  (чтобы мы не повторяли его ошибок)

 - У вас на партах лежат часики разного цвета (деление на группы). О чём они нам будут напоминать? (надо беречь время)

 - Понятен ли до конца смысл письма? Почему? (нет, пропущены слова)

-   Можем ли мы восстановить письмо? Что для этого нужно? (вставить слова)

- Из данных слов выпишите в тетрадь  в столбик те, которые можно вставить в данный текст. Решите орфографические задачи (один ученик у доски)

(Не)н. учиться, ученик, учёный,  работа, работ.ть, (не)вид.ть,  (не)слыш.ть (выписывают, объясняя орфограммы)

1) Не научиться,

2) работать,

3) не видеть,

4) не слышать.

(словесная оценка ответа)

- В какую группу можно объединить эти слова? (глаголы)

- Для чего выполняли это задание? (учились отличать глаголы от других частей речи; учились грамотно писать глаголы в неопределённой форме)

- Для чего нам это нужно? (писать с ошибками на родном языке – стыдно)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с глаголом.

 - Что такое глагол?

- Что общего во всех глаголах?

- Какое задание вы бы предложили выполнить с этими глаголами? (Разделите глаголы на группы).

Работа в группах

1. 1. не научиться                2. работать      (основание: с частицей не – без частицы не)

    3. не видеть

    4. не слышать

2.  1. не научиться                2. работать    

                                            3. не видеть

                                            4. не слышать

  (основание: 1) вопросы – что сделать? что делать? 2) ударный  суффикс перед ть, безударный суффикс перед ть, 3) с приставкой – без приставки, 4)с суффиксом  -ся, без суффикса  -ся)

Способ деления один, а оснований несколько

- По значению эти глаголы подходят для текста? Вставляем.

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему не научиться . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена  - ведь я всего три года работать. Да и как работать – на двойки да на тройки, ничего не видеть и не слышать. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»

- Прочитайте. Что не так? (слова не связаны друг с другом, у глаголов нужно изменить форму)

- Как изменяются глаголы? (по временам, по числам, в прошедшем времени по родам, в настоящем и будущем времени по лицам)

Отвечают на вопросы учителя

Устно анализируют слова, выбирают те из них, которые можно вставить в текст. Выписывают их в тетрадь, решая орфографические задачи.

Делят слова на группы по разным основаниям.

Анализируют получившийся текст, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя.

Приём «яркое пятно»

Личностные УУД  (нравственно-этическая ориентация)

Коммуникативные УУД

(умение строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами)

Логические УУД (анализ, синтез)

Личностные УУД  (нравственно-этическая ориентация)

Коммуникативные УУД

(умение строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами)

Логические УУД (выбор оснований для классификации))

Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра)

Общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания)

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Постановка проблемы.

Работа в парах.

- Вставьте в текст эти глаголы, выбрав для них нужную форму.

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему не научился . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена  - ведь я всего три года работ.л.  Да и как работ.л – на двойки да на тройки, ничего не вид.л и не слыш.л. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»

- Какая форма глаголов подошла для этого текста.? (пр. в., ед. ч. м.р.)

- Кто справился легко?

- Были ли слова, написание которых вызвало затруднение? (безударный суффикс – опасное место)

- Чему же ещё нам самим нужно научиться? ( писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени перед  -л)

Это тема нашего урока.

             Проектирование и фиксация нового знания.

Работа в парах.

- Понаблюдайте, каким способом слова объединили парами. Для чего? (глагол неопр. ф – глагол прош. в.    высказывания детей)

Слайд: таять     видеть     строить

             та.л       вид.л        стро.л

- Кто увидел закономерность?

Вывод: В глаголах прошедшего времени пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед –ть)

 

            Реализация построенного проекта.

 - Сравним наши выводы с выводом в учебнике.   стр.109 (правило) Это новая орфограмма.

Физкультминутка. (Я называю разные части речи: если вы слышите глагол – приседаете, если другие части речи – хлопаете в ладоши

Рыбак, рыбачил, рыбный

Замолчали, молчание, молчаливый

Смешной, смех, смешил

Чёрный, чернел, чернота

Вставляют в текст глаголы, выбрав для них  нужную форму.

В глаголах прошедшего времени с безударным суффиксом оставляют окошки, т. к. не могут объяснить его написание.

Наблюдают за парами слов, находят закономерность, делают выводы.

Читают правило в учебнике, сравнивают свои выводы с правилом

Коммуникативные УУД (сотрудничество)

Личностные УУД (знание основных моральных норм работы в паре - справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Регулятивные УУД (целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно)

Общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания)

Общеучебные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Общеучебные УУД (поиск и выделение необходимой информации)

Логические УУД (сравнение)

Логические УУД (обобщение)  

4. Этап усвоения нового знания.

   Первичное закрепление.

1) -  Вернёмся к тексту. Так как же точно узнать, какой безударный суффикс  нужно написать в глаголах, которые вызвали у нас сомнение?

        работать - работал

        не видеть – не видел

        не слышать – не слышал

 - Запишем наши действия в виде схемы

2) Составление алгоритма:

неопр. ф. – суффикс перед –ть          

                                                                                             

прош в.  – суффикс перед –л    

 3) - Какое задание нам предстоит выполнить? Для чего? (Научиться писать слова с новой орфограммой)

Списать предложение, решив орфографические задачи. В скобках перед глаголами писать проверочные слова)

Так Петя дум.л и шагал, шагал и дум.л и сам не замет.л, как попал в лес.

- Чему мы учились, выполняя это задание? (писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)

 - Где эти знания нам пригодятся?

Пользуясь правилом, вставляют безударные суффиксы в глаголы прошедшего времени.

Составляют алгоритм

Списывают предложение, решив орфографические задачи.

Коммуникативные УУД (умение точно и полно выражать свои мысли)

Общеучебные УУД (структурирование знаний)

Регулятивные УУД (составление последовательности действий)

5. Этап закрепления нового материала.

    - Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?

1)

           Дифференциация по уровню сложности.

1 группа

плакать – плак.л

строить – стро.л

Спишите пары слов, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы.

2 группа

Поставьте глаголы в указанную форму. Выделите орфограммы.

прыгать – пр.в., м.р. (прыгал)

клеить – пр. в., ж.р.

падать – пр.в. ср. р.

слушать – пр. в. мн. ч.

3 группа

Используя данные глаголы, составьте новые глаголы по аналогии. Запишите их парами: неопр. ф. – пр.в.

Налить (солить) собирать

Нажать (...........) летать   (лежать)

Глядеть (...........) висеть   (видеть)

Проверка

(каждый ученик проверяет себя самостоятельно и оценивает правильность выполнения по шкале)

Всем группам: Устно составьте предложение так, чтобы в нём были употреблены любые два ваших глагола в форме прошедшего времени.

2) Тетрадь «Потренируйся» упр. 81 самостоятельно (взаимопроверка по шкале)

Самостоятельная работа

Проверяют свою работу по образцу.

Работа в тетрадях с печатной основой.

Регулятивные УУД (контроль и коррекция)

Общеучебные УУД (рефлексии при сравнении результатов самостоятельной работы с предложенным эталоном)

Коммуникативные УУД (управление поведением партнёра, контроль и оценка его действий)

6. Этап подведения итогов.

- Чему учились на уроке?  Чему мы могли бы научить Петю? А Петя нас чему-нибудь научил? Что понравилось? Что было трудным?

Оцените свою работу на уроке.

Оцените свои знания по теме «Глагол»

ОЦЕНКИ

 

Домашнее задание: упр 292  (1 и2 группы), упр. 293 (3 группа)

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке и свои знания.

Регулятивные УУД (осознание качества и уровня усвоения нового материала и оценки результатов работы)

Общеучебные УУД (контроль и оценка при заполнении листов самооценки)

Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)



Подписи к слайдам:

3 класс УМК «Гармония»
Автор: Шубина Е. В.учитель начальных классов МБОУ Лицей №7, г. Кстово, Нижегородской области
2014 год
Кто автор письма? «Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И, главное, ничему ___. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена - ведь я всего три года ___. Да и как ___ – на двойки да на тройки, ничего ___ и ___. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» Петя Зубов Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» «Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И, главное, ничему ___. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена - ведь я всего три года ___. Да и как ___ – на двойки да на тройки, ничего ___ и ___. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» (Не)н. учиться, ученик, учёный, работа, работ.ть, (не)вид.ть, (не)слыш.ть
(Не)н. учиться, ученик, учёный, работа, работ.ть, (не)вид.ть, (не)слыш.ть
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И, главное, ничему ___. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена - ведь я всего три года ____. Да и как ____ – на двойки да на тройки, ничего ____ и ____ . Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» Не научиться работатьне видеть не слышать
Глагол
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И, главное, ничему ___. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена - ведь я всего три года ____. Да и как ____ – на двойки да на тройки, ничего ____ и ____ . Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» 1. не научиться 2. работать 3. не видеть 4. не слышать
(Не)н.учиться, ученик, учёный, работа, работ.ть, (не)вид.ть, (не)слыш.ть
Глагол 1. не научиться 2.работать 3.не видеть 4.не слышать
1. С частицей не Без частицы не1. не научиться 2. работать3. не видеть4. не слышать
2. Что сделать? Что делать? 1. не научиться 2. работать 3. не видеть 4. не слышать
Глагол 1.не научиться 2.работать 3.не видеть 4.не слышать
1. не научиться 2. работать 3. не видеть 4. не слышать
С ударным суффиксом С безударным суффиксом
Глагол Глагол
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И, главное, ничему не научиться . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена - ведь я всего три года работать. Да и как работать– на двойки да на тройки, ничего не видеть и не слышать . Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» Глагол. Размышляем о прошедшем времени.
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И, главное, ничему не научился . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена - ведь я всего три года работ.л. Да и как работ.л– на двойки да на тройки, ничего не вид.л и не слыш.л . Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И, главное, ничему не научился . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена - ведь я всего три года работ.л. Да и как работ.л– на двойки да на тройки, ничего не вид.л и не слыш.л . Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» таять видеть строить
та .л вид .ла стро .ли
я
е
и
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени
работ .л не вид .л не слыш .л
работать не видеть не слышать
а
а
е
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени АлгоритмНеопр. ф.Прош. вр. - ть - л
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени АлгоритмНеопр. ф.Прош. вр. - ть - л
Так Петя дум.л и шагал, шагал и дум.л и сам не замет.л, как попал в лес.
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени Спишите пары слов, решив орфографические задачи.Плакать – плак.лСтроить – стро.л
Поставьте глаголы в указанную форму. Выделите орфограмму.Прыг .ть – пр.в., м. р.Кле .ть – пр.в., ж. р.Слуш .ть – пр.в., мн. ч.
Используя данные глаголы, составьте новые глаголы по аналогии. Запишите их в форме пр. в., м.р., ед. чНалить (солить) собиратьНажать (............) летатьГлядеть (...........) висеть
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени
АлгоритмНеопр. ф.Прош. вр. - ть - л
Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился правильно определять суффиксы глаголов прошедшего времени и могу помочь другим.
Я считаю, что могу правильно определять суффиксы глаголов прошедшего времени , но мне ещё нужна помощь.
Я считаю, что на уроке было трудно.
Помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока русского языка по теме: "Первое и второе спряжение глаголов настоящего времени"

В конспекте урока указаны цели урока, формируемые УУД, ход урока....

Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»

Технологическая карта урока русского языка  в   4  классе. Тема: «Правописание безударного суффикса  в глаголах прошедшего времени»...