Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Салохович Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового" с учетом требований ФОС НОО. Тип урока - комбинированный. Цели: создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся; развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы. Задачи урока: провести наблюдение над синонимами, антонимами и омонимами; выявить особенности образования слов; уметь подбирать синонимы, антонимы; развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас; продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Повторение старого и открытие нового.

Тип урока

Комбинированный

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

  • провести наблюдение над синонимами, антонимами и омонимами;
  • выявить особенности образования слов;
  • уметь подбирать синонимы, антонимы;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.

п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Реализация общеучебных умений и навыков.

 Итак, русский язык, друзья! 
 На вас надеюсь, как всегда! 
 Мы хороший, дружный класс, 
 Всё получится у нас! Хотите учиться? 
 Значит можно всем садиться. 

Правила посадки.

     -Руки на месте?

     -Ноги на месте?

     -Локти у края?

     -Спинка прямая?


Закончите предложение. 
Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы…………. 

А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться? 

Я тоже продолжу. Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам стать грамотными, думающими людьми. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один. 

Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Напишите в тетрадях сегодняшнее число.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. 

Отвечают хором:

-На месте!

 -На месте!

 -У края!

-Прямая!

Высказывают своё мнение.

Обучающиеся настраиваются на работу.

Активными, внимательными, помогать друг другу.

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предметные:

- распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

- разграничивать эти понятия.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Раздается стук в дверь. Ученикам передают телеграмму.

Читают:

«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Незнайка. Помогите разобраться. Мне нужно объединить слова в пары, а я не могу понять, как это правильно сделать. Буду Вам очень благодарен, если поможете. Спасибо. Незнайка»

Холодный

Красивый

Горячий

Прекрасный

Как называются такие группы слов?

Картинки омонимов

Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Узнаем

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, о чём мы будем говорить?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

Холодный – горячий

Красивый – прекрасный

Синонимы и антонимы

омонимы

С помощью слов "помощников" дети формулируют задачи урока.

Вспомнить о словах-синонимах, антонимах, омонимах. Узнать о них что-то новое.

3.

Актуализация знаний.

Предметные:

- правильно работать со словарем;

-

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию учебника

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Откройте учебники на странице 38. Найдите упражнение 36.

С каким словарем будем работать?

Найдите слова НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ в Толковом словаре. Отыщите синонимы этих слов в словарных статьях.

Посовещайтесь в парах и запишите пары синонимов.

Подберите антонимы к словам НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ, используя объяснение этих слов в словарных статьях.

Найдите упражнение 37. Прочтите отрывок из стихотворения Фёдора Глинки о Москве.

Что означает повторённое три раза слово «град»? Найдите в тексте слово с тем же значением, но звучащее по-другому.

Ты догадываешься, что «град» и «город» означают одно и то же?

«Град» - так говорили раньше, «город» - так мы говорим сейчас.

А теперь определи, что означает слово « град» в следующем предложении:

Из темной тучи выпал крупный град.

«Град» (город) и «град» (осадки) одно и тоже слово с разными значениями?

Как называются такие слова?

Найдите упражнение 38.

Найдите в толковом словаре слово СВЕЖИЙ. Подбери антонимы к 1-му и 2-му значениям этого слова. Запишите полученные пары слов.

Я разделила вас на группы. 1 группа найдут в толковом словаре слова ток1, ток2 и ток3.

2 группа –экипаж1 и экипаж2.

3 группа – язык1 и язык2. Докажите что это омонимы.

Как можно доказать, что эти слова омонимы?

Итак, расскажите своими словами, какие слова называются СИНОНИМАМИ, какие – АНТОНИМАМИ, а какие – ОМОНИМАМИ. Приведите примеры синонимов, антонимов и омонимов, пользуясь материалами предыдущих упражнений.

Толковый словарь

Наивный –  доверчивый, неопытный.

Опрятный – аккуратный, чистый.

Наивный – недоверчивый, опытный.

Опрятный – неаккуратный, грязный.

Град – город.

Да, это крупный населённый пункт.

Град – это осадки.

Нет.

Омонимы – звучат одинаково, значения разные.

Свежий – испорченный.

Свежий – грязный.

Нужно составить с ними предложения.

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Антонимы слова с противоположными значениями

Омонимы – звучат одинаково, значения разные.

Физминутка - игра «Делай все наоборот»

 Я называю действие, а  вы выполняете противоположное   действие.  

         1) Опустите  руки вниз.  

         2) Поднимите руки вверх.  }2 р.

         3) Голову поднимите.  

         4) Голову опустите.  }2 р.

         5) Поворот туловища вправо.  

         6) -----------------------   влево.  }2 р.

         7) Закройте глаза (откройте) }2 р.

         8) Привстаньте.

        9) Присядьте.

Спасибо. Садитесь за парты.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

Предметные:

- уметь определять, значение слов;

- учиться выяснять значение новых слов;

Все эти слова древние, они пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав:

Син-оним     ант-оним      ом-оним

Какую общую часть вы обнаружили?

Каждое из этих слов в греческом языке состоит из двух корней.

Общий корень ОНИМ означает «имя», «название». Другие корни переводятся так:

СИН – единый, охватывающий всё;

АНТ – противоположный;

ОМ – один и тот же, одинаковый.

Посмотрите в учебнике, как произошли слова и их значение: «сим+фония»,  «сим+патия», «сим+метрия».

Можно ли сделать вывод, что эти слова сложные?

А теперь вам предстоит трудное задание. Переведите на русский язык слова «ОМОФОНЫ», «АНТИФОНЫ», «АНТИПАТИЯ», «СИНОПТИКИ».

ОНИМ

Работа с учебниками.

Да.

5.

Первичная проверка понимания

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Если фон по-гречески означает звук, как ты переведешь слова омофоны, антифоны?

А что такое антипатия?

Зная, что оптика – это приборы, позволяющие лучше видеть, объясни, кто такие синоптики?

Зарядка для  глаз:

 закройте глаза – откройте ( 2раза),

 посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

 далеко - близко ( 3 раза).,        

 налево - направо (3 раза)

- Кто  был внимателен  какие антонимы я вам назвала?

Омофоны – слова с одинаковым звучанием.

Антифоны – слова с противоположным звучанием.

Антипатия – чувство неприязни.

Синоптики – специалисты, дающие прогноз погоды.

6.

Первичное закрепление

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Упражнение 39. Сочини и запиши предложения с использованием нескольких новых для тебя слов.

Сначала устно, а затем некоторые предложения записывают в тетради.

Синоптики предсказывают приближение грозы.

Узоры на ковре составляют симметрию.

Оркестр исполнял симфонию.

Молодой человек испытывал симпатию к девушке.

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-  Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

 Выставление оценок.

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Творческое:

Составить словосочетание с  омонимами, все возможные варианты: например: бить (бить в колокол, бить ключом, бить соседа)

 

 Ключ

 

 Лист

 Лук

 Рысь

 Тройка

 Или учебник Упр.40

9.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

--Вспомним тему урока.

--Какую цель ставили?

--Как достигали поставленную цель?

--Что помогало в достижении цели?

    --Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Продолжите предложения.

Сейчас я проверю, чему вы научились.

"Скажу я слово ВЫСОКО,

 А ты ответишь : ... (низко)

 Скажу я слово ДАЛЕКО,

 А ты ответишь : ...(близко)

 Скажу я слово ПОТОЛОК,

 А ты ответишь : ...(пол)

 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

 И скажешь ты : ...(нашел)

 Скажу тебе я слово ТРУС,

 Ответишь ты : ...(храбрец)

 Теперь НАЧАЛО я скажу,

 Ну, отвечай : ...(конец)

Хорошо! Молодцы!

- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) .

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...