План урока по русскому языку 3 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Синтялёва Галина Андреевна

Урок  русского языка.   3 класс.  УМК  « Школа России».

Тип урока - открытие нового знания.

Тема урока – Род  имён  существительных.

Цель – познакомить с грамматическим  признаком имён  существительных – родом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Вольгинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов Синтялёва Галина Андреевна.

План урока по русскому языку 3 класс УМК «Школа России».


Урок  русского языка.   3 класс.  УМК  « Школа России».

Тип урока - открытие нового знания.

Тема урока – Род  имён  существительных.

Цель – познакомить с грамматическим  признаком имён  существительных – родом.

Задачи.

Познакомить учащихся с понятием род имён существительных через  наблюдение и проблемно-поисковую работу, создание условий для усвоения способа определения рода имени существительного  через алгоритм деятельности учащихся: согласовывать прилагательные с существительными, находить  и исправлять нарушения норм литературного языка, связанными с родом  существительных.

Развивать логическое  мышление, умение  выслушивать мнение  одноклассников, предлагать и доказывать  свою  точку зрения,  развивать коммуникативные  навыки через  работу  в  группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес  к предмету, самостоятельности, осознание необходимости самосовершенствования, достигать положительные результаты  труда, любовь и уважительное отношение к родному  языку.

Проблема.

Как  определить род  имени  существительного?

Формирование  УУД.

Предметные:

 - определять грамматический признак  имени  существительных – род;

- находить  имена  существительные;

- видеть знакомые  орфограммы, применять  применять правила их правописания.

Метапредметные.

Личностные:

- признавать  важность учёбы и познания  нового, понимать необходимость выполнения тех  или иных учебных  действий;

- формировать учебно- познавательный интерес к новому  материалу и  способам  решения  новой  задачи;

- проводить самооценку на основе критерия успешности;

- не бояться  собственных ошибок  и прислушиваться к чужому  мнению.

Регулятивные:

- планировать, определять  последовательность действий для  решения  задачи;

- определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному  плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью одноклассников и учителя;

- вырабатывать критерии оценки своих  действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно оценивать правильность выполнения как своих, так и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

- разрешать проблемную ситуацию;

- добывать нужную информацию;

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- стремиться к сотрудничеству, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование

Памятка по запоминанию родов имён существительных.

Сигнальные карточки (у каждого ученика)

Карточки с заданиями для групповой работы.

Смайлики для рефлексии.

Компьютер.

Экран.

Формы  работы.

Фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы.

Игровые, наглядные, практические методы, постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, использование продукций ИКТ.  

Ход  урока.

Актуализация  опорных знаний.

1.Организационный момент (психологический  настрой на урок.)

- Посмотрите на результат вашей работы в тетрадях.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Порадуйтесь успеху или дайте дружественный совет.

-Что по вашему помогает людям в работе,

 да и в жизни? (Прослушивание и исполнение фрагмента песни « У друзей нет выходных».

2.Определение темы и целей урока.

- Прочитай слова: дружба, друг, дружелюбие.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Так о какой части речи мы будем говорить на уроке? (Имя существительное.)

- Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком обладает имя существительное.

3.Чистописание.

- Какая буква спряталась в загадке?

  Давно известно детям всем:

  Корова знает букву ...

   Ответ: Буква М

Пишем:  М мм М мм ма  ме мы  му  ми

- Укажите вид соединения букв.

- Назовите слова, в которых есть такие соединения. ( мама,  машина,  метро, мебель, мыши, мыло, хоромы, мужчина, муха, мужество, мир, минута и т. д.)

-  К какой части речи отнесёте названые слова?

4. Словарная  работа.

- Замени одним словом.

Мебель для сна    кровать

Плод яблони          яблоко

Помещение, где идёт торговля   магазин

Седьмой день недели   воскресенье

Подземный транспорт  метро

Командная игра на льду  хоккей

- Какая орфограмма в каждом слове? (непроверяемая безударная гласная)

5.Повторение. Блиц – опрос. Продолжить предложение.

1. Имя существительное -                                                        часть речи

2.Имя существительное обозначает…                                  предмет

3.Имя существительное отвечает на вопросы                    кто? что?

4.Имя существительное в предложении может быть…   подл.,втор.членом

5.Постоянный признак имени существительного…          одуш.-неодушевл.

6.Непостоянный признак имени существительного…       число

6.  Восприятие и усвоение нового материала

1) «Мозговой  штурм». Картинки.

-Что это? – ПЕНАЛ (чей?)- он мой    -мужской род.

- Кто это? – ЛИСА  (чья?) – она  моя – женский  род.

- Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё  -средний  род.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

«Род имён существительных»

2) Работа с правилом.

- Прочитайте правило самостоятельно с.19 в учебнике.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Какие слова можно подставить к словам мужского рода?

- Какие слова можно подставить к существительным женского рода?

- Какие слова можно подставить к существительным среднего рода?

Повторное чтение правила.

Стишок – помощник. (Как определить род имени существительного?)

Женский род запомню  я и скажу «она моя».

И запомню   род  мужской, и опять  скажу  «он  мой»

Средний  род «оно  моё» - это правило  моё.

3) Выполнение упр.404

1ряд-муж.род

2 ряд – жен.род

3 ряд – сред. Род

Проверка.

7.Физминутка.

Называю  слова: посёлок, улица, дерево, компьютер, школьница, солнце, весна, календарь, окно, телевизор.

Если существительное

М.р. -  дети поднимают руки вверх.

Ж.р –   хлопают.

Ср.р. – приседают.

8.Усвоение и осмысление  полученных знаний.

Выполнение  упр. 406.

а)     Прочитать текст.

- О чём говорится в тексте?

Определить главную мысль. (Уважение к хлебу.)

  б)        Выписать имена существительные, определить род.

Проблема. Как определить род существительного  на столе ? 

 В)   Составление алгоритма.

1.Поставь в начальную форму.

2.Он,  она, оно.

3.Вывод: м. р ., ж. р., ср. р.

9. Осмысление  и  обобщение  полученных  знаний.

а)        Работа по группам.

1 группа: надписать род существительных.

Ученье – свет, а неученье – тьма. Ученье- лучшее богатство. Без хозяина дом –сирота.

2 группа:  определить  род имён  существительных ( на листке слова)

Окунь, сестра, щука, диван, ваза, стекло, градусник, мороженое, подушка,

одеяло, семья.

3 группа: выписать из словаря по 3 существительных  мужского   рода, женского рода,  среднего  рода. 

б)    Проверка.

10.Подведение  итогов.

Прикрепить на магнит смайлик.

Всё понятно и всё удалось – улыбающийся.

Остались неразрешённые проблемы  - задумчивый.

 Ещё понадобится помощь – грустный.

11. Домашнее задание.

Упр.405 и знать правило.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по УМК "школа России" - "Обобщение знаний об имени существительном"

закрепить знания детей по теме  «Имя существительное», совершенствовать умение определять тип склонения, писать окончания имен существительных; создать условия для развития мышления и речи; для в...

конспект урока по русскому языку 3 кл. "Школа России" Канакина

Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?Урок:  №41Тип урока: Открытие «нового» знанияВид урока: игра « Детективы»...

урок по русскому языку 1 кл. школа России на тему "Правила переноса слов"

урок по русскому языку 1 кл. школа России на тему "Правила переноса слов"...

Конспект урока по русскому языку «Ударение» ( УМК Школа России ,1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: УдарениеЦели деятельности учителя: формирование умений различать ударные и безударные слоги; осмысление словообразующей роли ударения в словах.Планируем...

Конспект урока по русскому языку \'\' Местоимения\'\' УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку '' Местоимения''   УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждойвременной формы. Планируемые результаты Предметные: знать понятие «Время глаго...

Конспект урока по русскому языку "Число глаголов" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты: Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- уметь определять число глаголов;- уметь испо...