Конспект урока по русскому чзыку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Валеева Зенфира Юнусовна

Исследование слова "Луч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_slova_luch.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Закрепление знаний

  1. Орг. момент

Продолжим наши исследования объектов русского языка.  

Тема нашего исследования – слово  и  словосочетание.

Какое это слово вы узнаете,  отгадав загадку

 

Каждый день  по утрам

он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел –

значит,  новый день пришел.

 (Солнечный луч)

Слайд № 1, 2

  1. Введение в тему

Мы посмотрим на слово ЛУЧ с разных сторон науки о русском языке.  Какие разделы русского языка вы знаете?

КАРТОЧКИ   составить солнышко

Слайд № 3

I. раздел науки Лексика.

Лексика – это раздел науки о языке, который изучает значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Что означает слово  ЛУЧ ? Обратимся к словарю С.И. Ожегова:          будьте внимательны к каждому слову. Это вам поможет в выполнении следующего задания.                                                        Слайд № 4

  1. Узкая полоса света, исходящая от яркого светящегося предмета. Солнечный л. Л. прожектора. Л. надежды (перен.: проблеск надежды). Л. света в тёмном царстве (перен.: о чём-н. радостном, светлом в тёмной, отсталой среде).

2. Остронаправленный поток частиц энергии (спец.). Рентгеновские ~и. Ультрафиолетовые ~и. Тепловой ~.

3. Часть прямой линии, лежащая по одну сторону от какой-н. её точки (спец.).

 Лексика рассматривает наличие синонимов. Имеет ли наше слово синонимы? Какие?

 Слайд  № 5

Луч – линия, полоса, поток.

  • Запишите эти слова в тетради и подчеркните орфограммы.
  • Разделите слова на группы по признакам.

II. Что изучает орфография?                              Слайд  № 6

Орфография изучает правила написания слов.

Слайд № 7

Найдите ошибки  в предложении и обоснуйте ваш ответ.

 Лучь сонца освитил вершыну  маладово дерева.

Из словосочетания Луч солнца образуйте другое словосочетание, состоящее из прилагательного и существительного.

Солнечный луч

Физминутка

Солнечные лучики

Играют на стене.

Поманю их пальчиком –

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей –

Вот, вот, вот - левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок –

Убежал на потолок!

III. Что изучает словообразование?                Слайд № 8

Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.

 Какие части слова вы знаете?  (Корень, суффикс….)

Из каких частей слов состоит слово ЛУЧ

Как доказать, что в  слове ЛУЧ  нулевое окончание?

 Словообразование рассматривает группу родственных слов

От слова Луч образуйте новые слова.

 Игра соревнование: Кто больше подберет родственных слов? (луч).             РАБОТА  В ГРУППАХ

Луч. Лучик, лучевидный.  Лучистый. Лучезарный, лучезарнось. Лучегорск, Пучезар, лучевой, лучеиспускпние, лучеобразный, лучина, излучина, лучиться, излучение

Луч – лучик –лучистое –лучина – лучезарный – лучевой – излучина

                                               по составу у доски

IV. Что изучает фонетика?                    Слайд №  10

Фонетика – это учение о звуковой стороне языка; наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

Фонетический разбор слова: ЛУЧИК

 

V. Что исследует раздел морфология?       Слайд № 11

Морфология – это раздел грамматики,  изучает части речи.

 – Какие части речи вы знаете?

Какой частью речи является слово Луч? Солнечная?

 Работа по вариантам

1 вариант  - морфологический разбор слова луч

2  вариант  - морфологический разбор слова солнечный 

Луч – имя существительное, обозначает предмет:  

 1) неодушевленная форма (что?) – луч

 2) мужской род, 2-ое склонение;

 3) именительный падеж.

 

  1. Солнечная  - имя прилагательное (какой?)
  2. Н.ф.
  3. Ж Р.. И.П, Е Ч
  4. Вт чл

VI. Что рассматривает синтаксис?           Слайд № 12

Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.

    С какой частями речи связано имя существительное?

 Что вы знаете об имени прилагательном?

Задание  на выбор

 1 группа

  • Синтаксический разбор предложения: (III)  слайд № 13

Солнечный луч   разбудил  лес и растопил  снежинки на верхушке  высокой сосны.

2 группа

  • Со словосочетанием  солнечный луч  составить предложение.

3 группа

  • Творческое задание.( I и II)
  1. Сочинить сказку о солнечном лучике
  2. Сочинить стихотворение.

                 Просклоняйте словосочетание

        1 ряд ?                 2 ряд ?              3 ряд?

У доски      Ж Р     С.Р       М Р

И.п. какие?         солнечные утренние (лучи)

Р.п. каких?         солнечных утренних (лучей)

Д.п. каким?        солнечным утренним (лучам)

В.п. какие?         солнечные утренние (лучи)

Т.п. какими?      солнечными утренними (лучами)

П.п. о каких?     о  солнечных утренних (лучах)

VII. Что изучает фразеология?                   Слайд № 15

– Фразеология – особое сочетание слов.

 – Какие знаем устойчивые словосочетания со словом Луч  Что они обозначают?

 Луч  Надежды   (перен. проблеск надежды).

Луч света в тёмном царстве (перен.: о чём-н. радостном, светлом в тёмной, отсталой среде).

Дополнительно

 А можно ли изобразить  солнечный луч  с помощью художественных средств? Как?

 Рассматривание картины     слайд  № 16

Итог урока. Рефлексия.

 Мы сегодня рассмотрели слово Луч  с разных точек зрения.

 Какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали?

 Фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, фразеология.

 – Достигли ли цели? Чему научились?

 Д/з.  1 группа Составить своё предложение со словом Луч  

 2 группа В произведениях каких авторов встречается словосочетание солнечный луч?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...