Три склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Каньшина Оксана Анатольевна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока40.71 КБ
Файл Презентация909.35 КБ
Microsoft Office document icon Приложение52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение?

Три склонения имен существительных"

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Цели и задачи:

Познавательные:

1. Ввести понятие склонения имён существительных

2. Разработать алгоритм для определения склонения существительных

3. Развитие умения определять падеж имён существительных, изменять существительные по падежам.

Развивающие:

1.Научить осуществлять основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

2. Развивать готовность к речевому взаимодействию в паре, в группе.

3. Развивать умения оценивать учебные действия;

 Воспитательные

1. Воспитывать уважение и внимание к говорящему.

2. Воспитывать интерес к языку;

Познавательные УУД

1.Развиваем умения извлекать информацию  текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.На основе анализа объектов делать выводы.

4.Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре, в группе.

Личностные УУД

1.Развиваем умения выказывать своё отношение, свои эмоции.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Психологический настрой детей.

На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится? Нарисуйте.

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

2. Мозговая гимнастика.

- Вспомните, над какой темой мы работаем. Закройте глаза и вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.

- Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

II. Планирование учебной деятельности.

  - Определите последовательность этапов урока. [на доске:]

                                    План урока.

•        Применяем новые знания.                                                     (3)

•        Повторяем, что мы знаем об имени существительном.      (1)

•        Подводим итог.                                                                       (4)

•        Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.         (2)

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

 - Работаем  по плану:

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

-  Cейчас я предлагаю поработать в парах.

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

  • Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
  • Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
  • Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
  • Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
  • Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
  • Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
  • Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
  • Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

  • Значение  какого слова вам не совсем понятно?
  • Попробуйте подобрать однокоренные слова.
  • Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?

- Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

Сформулируйте тему урока.

2. Постановка проблемы

- Прочитайте предложение, записанное на доске.

Книги учат нас смелости  и дружбе.

  • Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.
  • Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
  • Что заметили?
  • Какие вопросы возникают?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

IV.  Решение проблемы

Идет работа в группах.

Каждая группа ученых получает конверт с заданием.

1. Работаем по плану. (План на слайде)

  1. Просклонять предложенные существительные.
  2. Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.
  3. Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
  4. Сделать вывод.

Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.

– Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные  окончания?    

Вывод:  Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме  окончания –а, -я).

              Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания  –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание).

              Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь

              на конце.  

-  Как называются в русском языке эти группы существительных?

    Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора)

- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.

адрес

1

2

3

4

5

А

с

су

ме

не

ль

Б

ще

к

т

ны

н

В

ни

ви

ло

е

и

Г

х

ни

те

ри

я

А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4

С     к      ло     не    ни     е

[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]

 Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)

1 склонение            2 склонение           3 склонение

             

ж. р.    м. р.                   ср. р.    м. р.                      ж. р.

  в нач. ф.                        в нач. ф.                        в нач. ф.

   -а,  -я                             -о,  -е                          ь на конце

2. Чтение правила в учебнике.

Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 141

Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила.

V. Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»

(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:

      3. Применяем новые знания.?

VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

    Почему у слов о смелости и о дружбе  разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

   - Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

Прием ТРКМ «Составление кластера»

  • Сколько склонений у имен существительных?
  • Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?

http://festival.1september.ru/articles/583332/1.gif

  • С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

а) Практическая работа № 159

Упражнение выполняется коллективно

Задание: определить склонение существительных и записать в з столбика.

б) Игра «Третье лишнее»

Идет работа в парах.

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

в) Отгадывание загадок.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

  • Семь одежек,
    Все без застежек. (Капуста)
  • Белая вата
    Поплыла куда-то. (облако)
  • Зимой спит,
    Летом ульи ворошит. (медведь)
  • Что же это за девица –
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ель)
  • И железные рога,
    И железная нога,
    На цепи на дно пойдет-
    Остановит пароход. (Якорь)

Контроль: самопроверка. Учащиеся проверяют по образцу.

VII. Стадия рефлексии.

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы со слайдов.

  • В каких высказываниях у вас возник спор?
  • Узнали ответы на этот вопросы?
  • Что такое склонение?
  • Сколько склонений у имен существительных?
  • Склонение – это постоянный признак?

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
  • Все ли имена существительные склоняются?

Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.

2. Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».

VIII. Домашняя работа.

Написать эссе по опорным словам

Опорные слова: существительное, склонение, род, падеж, окончание. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Три склонения имён существительных Урок русского языка 4 класс

Слайд 2

Ш е с т на д цат ое д е к а бря. Кла сс ная работа.

Слайд 4

План урока. Применяем новые знания. Повторяем то, что знаем. Подводим итог. Открываем новое. 1 2 3 4

Слайд 5

Игра «Верю- неверю » 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 6

Тема урока: Склонение имён существительных

Слайд 7

Книги учат нас смелости и дружбе. Почему род, падеж, число одинаковый, а окончания разные?

Слайд 8

Работа в группах: Просклонять предложенные существительные. Сравнить окончания этих существительных, что общего и чем отличаются. Для проверки можно взять любое похожее существительное и просклонять его. Сделать вывод.

Слайд 9

1-я группа 2-я группа 3-я группа Ж.р. и м.р. М.р. Ж.р. -а, -я Ср.р. - о , -е -ь

Слайд 10

адрес 1 2 3 4 5 А с су ме не ль Б ще к т ны н В ни ви ло е и Г х ни те ри я

Слайд 11

1 2 3

Слайд 12

Игра «Слушай, думай, хлопай» р емонт о блако т етрадь г азета к арнавал г лушь л иства серебро свобода к апля к ровать к олено цитата р ояль п ечаль к остёр к опейка мелочь

Слайд 13

Книги учат нас смелост и и дружб е . Почему род, падеж, число одинаковый, а окончания разные?

Слайд 14

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Поставить слово в начальную форму - И.п . ед.ч . Определить род и окончание. По роду и по окончанию определить склонение .

Слайд 15

Игра «Третье лишнее» Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка, рысь. Дочь, конь, ночь.

Слайд 16

Загадки К а пуста – 1 скл . Обл а ко – 2 скл . М е дведь – 2 скл . Ель – 3 скл . Як о рь – 2 скл .

Слайд 17

Игра «Верю- неверю » 2 3 4 5 6 7 8 + - - - + + + +

Слайд 18

Подводим итоги. Что такое склонение ? Сколько склонений у имен существительных? Как определить склонение имени существительного ? Все ли существительные склоняются?

Слайд 20

Опорные слова: Существительное Склонение Род Падеж Окончание

Слайд 21

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

И.п.

страна

земля

Окончания

И.п.

дядя

Слава

Окончания

И.п.

окно

поле

Окончания

И.п.

стол

огонь

Окончания

И.п.

печь

степь

Окончания

И.п.

метель

ночь

Окончания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...