"Повторение. Звук, слог, алфавит"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Повторение правил деления на слоги, порядка букв в алфавите. Урок во 2 классе в предверии праздника День Матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: русский язык. Класс – 2 «а», учитель – Кекова Ольга Алексеевна. Дата – 20 ноября 2014 г.
Тема: обобщение знаний по темам: «Звуки и буквы. Слог»
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Форма урока: урок-игра
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах
Цель: закрепление умения различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, делить слово на слоги, пользоваться алфавитом, расширить словарный запас
Предполагаемые результаты:
Предметные: актуализировать знания учащихся о правописании слов по изученным правилам; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умение работы со словарями, анализировать пословицы, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Основные понятия: звук, буква, алфавит, слог, перенос слова, ударение; бережное, нежное отношение к матери.
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка
Ресурсы: УМК «Перспектива» учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; наглядный и раздаточный материал
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, цветок-символ урока, незабудки-листочки для минутки чистописания, планшеты, листы с символом урока для выполнения заданий, карточки со словами (написаны прописными буквами), словарь С. Ожегова, словарь В. Даля, плакат с изображением поляны, бумажные цветы разного цвета для самооценки.
Ход урока
Структура деятельности | Формирование УУД | Действия учителя | Действия ученика |
1 Организационный момент | коммуникативные | Добрый день, добрый час! Улыбнулись гостям, | Дети встают, улыбаются друг другу и гостям |
2 Мотивация учебной деятельности учащихся
3 Постановка темы и цели урока 4. Работа по теме урока Лексическая работа | личностные регулятивные познавательные коммуникативные личностные | Звучит колыбельная В.А. Моцарта (Слайд 1) Учитель читает отрывок рассказа Юрия Иосифовича Коваля. «Закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить этот голос, эти глаза, эти руки. Когда ты еще не умел ходить, она носила тебя на руках. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с неё». - О ком мы будем сегодня говорить? - Символ нашего урока: незабудка – цветок, обладает чудесной силой возвращать память людям, забывшим своих близких и родственников.
- МАМА… Вслушайтесь, как гордо звучит это слово! - Что означает это слово? - Обратимся к словарям Сергея Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича Даля. Узнаем из словарей значение этого слова. - Любящая и заботливая мама много раз скажет своему ребенку: «Учи, уроки, учи!» Ребёнок ответит: «Я всё выучил!» или «Мне не задавали!» Мама: «А ты повтори уроки» - Почему нужно повторять урок? - Есть такая пословица: «Повторение – мать учения». -Как вы думаете что вы будете сегодня на уроке делать? Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря В. Даля (Слайд 2)
Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря Ожегова (Слайд 2) - На какой вопрос отвечают слова, прочитанные ребятами из словаря? - Как можно обратиться к маме, используя слова, обозначающие признак предмета? любимая, трудолюбивая, золотая, добрая, красивая, хорошая, весёлая, милая, обаятельная, замечательная - На какие вопросы эти слова отвечают? (Дети называют, учитель на доске прикрепляет таблички с этими словами, написанными прописными буквами каллиграфическим подчерком) | Дети закрывают глаза, слушают музыку - О маме. - 30 ноября праздник – день матери. - Предмет, отвечает на вопрос кто?; состоит из 4б., 4 зв., 2 слогов, ударение падает на 1 слог на гласную букву а. 2 ученика находят слово мама в словарях 2 ученика работают со словарями, остальные дети рассуждают о теме урока - Повторять изученные орфограммы и применять их. - Чтобы не забыть изученное 1 ученик: Мама жен. маменька, мамонька, -мочка , матушка, родительница: мамуня, мамуся южн. , зап. мамусь или мамысь. 2 ученик: 1. Женщина по отношению к её детям. Дети называют - Отвечают на вопрос кто? - Обозначают предмет Дети называют: любимая, трудолюбивая, золотая, добрая, красивая, хорошая, весёлая, милая, обаятельная, замечательная - Все слова отвечают на вопрос какая? |
Чистописание | регулятивные | - Сегодня минутку чистописания мы выполним не в тетради, а на листках-цветочках. Выберите 2-3 слова и запишите, стараясь соблюдать правила каллиграфии. - Что общего у этих слов? - Все ли слова имеют одинаковое количество звуков и букв? - Найдите слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. | - В этих словах буква я обозначает 2 звука, т.к. стоит после гласной - Все слова отвечают на вопрос какая? - В словах обаятельная, замечательная, т.к. буква я обозначает 2 звука. А ь знак звука не обозначает |
Работа с пословицами | - Бережное, нежное отношение к Матери, народ передавал из уст в уста, из поколения в поколение в пословицах и поговорках. - Прочитайте и объясните смысл пословицы (От) солнышка т..пло, (от) матушки д..бро. Матушкин гне.., что в…сенний сне…: и много его выпадает, да скор… растает. - Запишите, решив орфографические задачи. - Какие же качества Матери подчёркивает народ в пословицах? - Действительно, Мама, как солнце окружает нас теплом, заботой и сочувствием, добротой, поддерживает. Пословицы говорят о волшебной силе материнского слова, о мудрости. И ваши мамы думают о вас, переживают, хотят, чтобы вы не болели. | Дети выполняют задания с помощью учебных планшетов, затем сверяют с образцом, и отмечают в оценочном листе результаты своей работы Ответы детей. - Мама, как солнце окружает нас теплом, заботой и сочувствием, добротой, поддерживает. | |
5 Физкультминутка 6 Актуализация знаний и применение в новой ситуации Лексическая работа Ассоцианирование слова мама со словом Родина 7 Рефлексия 8 Итоги. Домашнее задание | личностные регулятивные коммуникативные личностные регулятивные личностные регулятивные коммуникативные личностные регулятивные коммуникативные личностные регулятивные коммуникативные личностные регулятивные | Физкультминутка от мам (видео) (Слайд 3) - Мамы разные нужны. Мамы всякие важны. Загадки 1. Приготовит мама суп,
- слова, которые имеют все согласные - твёрдые и слова, в которых есть мягкие согласные: арбуз, горох, капуста, картофель, земляника, огурец, яблоко, ягода. (Слайд 5) 2. Мама всех важней, поверьте! Мама-почтальон предлагает вам слова разделить на слоги для переноса всеми возможными способами: Письмо, текст, поезд, телеграмма, бандероль, посылка, печать, открытка, авиа, рейка. (Слайд 7)
3. В школе я ученый самый - Мама-учитель предлагает вам расшифровать слова [п'ат'], [ч'этыр'и], [ й'эд'ин'и ца ], [ т р'и ], [ двой'ка] и записать (Слайд 9)
4. Есть у мамы на прилавке В нашем магазине! Мама-продавец предлагает вам навести на полках порядок, вставить пропущенные буквы: Ч…шка, ч…йник, ч..сы, еж…, карандаш…, девоч…ка, хищ…ник, птич…ка, ж…раф, щ…ка, ч..лок. 5. Так её комичен вид – Даже плаксу рассмешит! На арене выступает, Скуку быстро разгоняет. (Клоун) (Слайд 11) Мама-клоун предлагает встать и поиграть: хлопнуть, если в перечисленных именах мам при написании встречается мягкий знак. Клавдия, Адель, Серафима, Зинаида, Дарья, Зульфия, Анна, Ольга, Севастьян, Ангелина, Любовь, Кузьма, Светлана, Наташа, Эльмира.
6. Мама - золотые руки - Объясните выражения «золотые руки», « с иголочки». Мама-портниха предлагает вам восстановить порядок предложений в тексте о маме.
Мама спит, она устала. Ну, и я играть не стала! Работа в парах (Слайд 13) - Велика наша Россия – мать-свято-русская земля! В пословице говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Музыка (Слайд 14) По-русски мама, по-грузински нана, А по-аварски - ласково баба. Из тысяч слов земли и океана У этого - особая судьба. Став первым словом в год наш колыбельный, Оно порой входило в дымный круг И на устах солдата в час смертельный Последним зовом становилось вдруг. В военное время не каждая Мать дождалась своего сына домой! Слёзы Матерей – это потеря близких, детей. Но, к сожалению, и в мирное время наши Мамы плачут! - Что мы можем сделать, чтобы наши Мамы не плакали и не огорчались? - Что нужно говорить маме. Запишем это предложение, объясняя все орфограммы. Мамочка, я тебя очень люблю! - Какие правила повторяли? - Над какими ещё нужно поработать? 1.На уроке для меня было важно … (Слайд 15) 2.На уроке мне было сложно … 3.Мне было интересно… - Чтобы мамы улыбались и не грустили, мы подарим мамам целую поляну цветов. - Если у вас всё получалось и в оценочном листе стоят ! и +, значит, на поляну прикрепите красный цветок. - Если у вас не сразу всё получалось и в оценочном листе стоят +, значит, на поляну прикрепите оранжевый цветок. - Если у вас не сразу всё получалось и встречаются ?, значит, на поляну прикрепите жёлтый цветок. - Ребята, спасибо вам за урок! (Слайд 16) Дома на приготовленных листах напишите на выбор:
- Пусть ваши слова будут искренними, теплыми. - Чтобы гостям было приятно вспоминать наш урок, и накануне Дня матери, подарите цветы-незабудки с тёплыми словами, которые вы писали на минутке чистописания. Мы маме так редко приносим букеты, Но каждый так часто ее огорчает — А добрая мама прощает все это, Красивая мама все это прощает. Под грузом забот не сгибаясь, Она выполняет свой долг терпеливо — Красива по-своему каждая мама — Любовью своей материнской красива. | Отгадывают загадку Дети выполняют задания на листах Сверка с образцом на слайде Самооценка в оценочном листе Отгадывают загадку Дети выполняют задания на листах Сверка с образцом на слайде Самооценка в оценочном листе Отгадывают загадку Дети выполняют задания на листах Сверка с образцом на слайде Самооценка в оценочном листе Отгадывают загадку Дети выполняют задания на листах Сверка с образцом на слайде Самооценка в оценочном листе Отгадывают загадку Дети встают около своих парт, выполняют хлопки, если в женском имени пишется мягкий знак. Отгадывают загадку Объясняют значения выражений Дети объясняют Устно объясняют Проверка на слайде Работа у доски – один ученик, остальные на листочках Дети объясняют |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/23/picture-486045-1411494752.jpg)
Обучение грамоте 1 класс Урок 12 Мои игрушки. Гласные звуки. Слоги.
Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-295545-1474338773.jpg)
Уроки № 83 (чтение) и № 103 (письмо). Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно» (с. 95). Повторение тем «Слог», «Ударение».
По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....
Тест по звукам и звукам . Слоги и ударение.
Звуки и буквы. Слоги и ударение.Цель: проверка индивидуального качества знаний обучающихся с самоконтролем....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-971775-1510596085.jpg)
Тест по русскому языку 1 класс "Гласные звуки, слог, ударение"
Тестовая работа для первоклассников (период обучения грамоте), тема "Гласные звуки, слог, ударение"...
Урок обучения грамоте" Буква Я-звук. слог, слово"
Этот урок подготовлен для делегации детей из Финляндии, которые только начали изучать русский язык....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-35030-1392807650.jpg)
Урок обучение грамоте. Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст.
Обучение грамоте (чтение)Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст. Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь». Учебник для п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1098093-1546469110.jpg)
Учебный пакет по русскому языку "Повторение по темам "Звуки, "Слог", "Слово", "Предложение"
Учебный пакет может быть использован на уроках русского языка в конце четверти, для повторения тем или в качестве домашнего задания....