"Повторение. Звук, слог, алфавит"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Кекова Ольга Алексеевна

Повторение правил деления на слоги, порядка букв в алфавите. Урок во 2 классе в предверии праздника День Матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык. Класс – 2 «а»,  учитель – Кекова Ольга Алексеевна.  Дата – 20 ноября 2014 г.

Тема: обобщение знаний по темам: «Звуки и буквы. Слог»

Тип урока:  урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений 
Форма урока: урок-игра

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Цель: закрепление умения различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, делить слово на слоги, пользоваться алфавитом, расширить словарный запас

Предполагаемые результаты: 

Предметные: актуализировать знания учащихся о правописании слов по изученным правилам; появление  навыков сотрудничества.

Метапредметные:

личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; 

познавательные: развивать умение работы со словарями, анализировать пословицы, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Основные понятия: звук, буква, алфавит, слог, перенос слова, ударение;  бережное, нежное отношение к матери.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка

Ресурсы: УМК «Перспектива» учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; наглядный и раздаточный материал

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, цветок-символ урока, незабудки-листочки для минутки чистописания, планшеты, листы с символом урока для выполнения заданий, карточки со словами (написаны прописными буквами),  словарь С. Ожегова,    словарь  В. Даля, плакат с изображением поляны, бумажные цветы разного цвета для самооценки. 

Ход урока

Структура деятельности

Формирование УУД

Действия учителя

Действия ученика

1 Организационный момент

коммуникативные

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись гостям,
И тихонечко сели.

Дети встают, улыбаются друг другу и гостям

2 Мотивация учебной деятельности учащихся

 

3 Постановка темы и цели урока

4. Работа по теме урока

Лексическая работа

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Звучит колыбельная В.А. Моцарта               (Слайд 1)

Учитель читает отрывок рассказа Юрия Иосифовича Коваля. 

«Закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить этот голос, эти глаза, эти руки. Когда ты еще не умел ходить, она носила тебя на руках. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с неё».

- О ком мы будем сегодня говорить?

- Символ нашего урока: незабудка – цветок, обладает чудесной силой возвращать память людям, забывшим своих близких и родственников.

 

- МАМА… Вслушайтесь, как гордо звучит это слово!

- Что означает это слово?

- Обратимся к словарям Сергея Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича Даля. Узнаем из словарей значение этого слова.

- Любящая и заботливая мама много раз скажет своему ребенку: «Учи, уроки, учи!» Ребёнок ответит: «Я всё выучил!» или «Мне не задавали!»  Мама: «А ты повтори уроки»

- Почему нужно повторять урок?

- Есть такая пословица: «Повторение – мать учения».

-Как вы думаете что вы будете сегодня на уроке делать?

Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря В. Даля                                               (Слайд 2)

                           

Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря Ожегова                                              (Слайд 2)

- На какой вопрос отвечают слова, прочитанные ребятами из словаря?

- Как можно обратиться к маме, используя слова, обозначающие признак предмета?

любимая, трудолюбивая, золотая, добрая, красивая, хорошая, весёлая, милая, обаятельная, замечательная

- На какие вопросы эти слова отвечают?

 (Дети называют, учитель на доске прикрепляет таблички с этими словами, написанными прописными буквами каллиграфическим подчерком)

Дети закрывают глаза, слушают музыку

- О маме.

- 30 ноября праздник – день матери.

- Предмет, отвечает на вопрос кто?; состоит из 4б., 4 зв., 2 слогов, ударение падает на 1 слог на гласную букву а.

2 ученика находят слово мама в словарях

2 ученика  работают со словарями, остальные дети рассуждают о теме урока

- Повторять изученные орфограммы и применять их.

- Чтобы не забыть изученное

1 ученик:

Мама жен. маменька, мамонька, -мочка , матушка, родительница: мамуня, мамуся южн. , зап. мамусь или мамысь. 

2 ученик:

1. Женщина по отношению к её детям.
2. В просторечии уважительное обращение к пожилой женщине или жене.
Раньше использовались слова: матушка, маманя, мамаша, уменьшительно - ласкательное – маманюшка, мамашенька  и мамашечка.

Дети называют

- Отвечают на вопрос кто?

- Обозначают предмет

Дети называют:         

любимая, трудолюбивая, золотая, добрая, красивая, хорошая, весёлая, милая, обаятельная, замечательная

- Все слова отвечают на вопрос какая?

Чистописание

регулятивные

- Сегодня минутку чистописания мы выполним не в тетради, а на листках-цветочках. Выберите 2-3 слова и запишите, стараясь соблюдать правила каллиграфии.

- Что общего у этих слов?

- Все ли слова имеют одинаковое количество звуков и букв?

- Найдите слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.

- В этих словах буква я обозначает 2 звука, т.к. стоит после гласной

- Все слова отвечают на вопрос какая?

- В словах обаятельная, замечательная, т.к. буква я обозначает 2 звука. А ь знак звука не обозначает

Работа с пословицами

- Бережное, нежное отношение к Матери, народ передавал из уст в уста, из поколения в поколение в пословицах и поговорках.

- Прочитайте и объясните смысл пословицы

 (От) солнышка т..пло, (от) матушки д..бро.

Матушкин гне.., что в…сенний сне…: и много его выпадает, да скор… растает.

- Запишите, решив орфографические задачи.

- Какие же качества Матери подчёркивает народ в пословицах?

- Действительно, Мама, как солнце окружает нас  теплом, заботой и сочувствием, добротой, поддерживает. Пословицы говорят о волшебной силе материнского слова, о мудрости. И ваши мамы думают о вас, переживают, хотят, чтобы вы не болели.

Дети выполняют задания с помощью учебных планшетов, затем сверяют с образцом,

и отмечают в оценочном листе результаты своей работы

Ответы детей.

- Мама, как солнце окружает нас  теплом, заботой и сочувствием, добротой, поддерживает.

5 Физкультминутка

6 Актуализация знаний и применение в новой ситуации

Лексическая работа

Ассоцианирование слова мама со словом Родина

7 Рефлексия

8 Итоги. Домашнее задание

личностные

регулятивные

коммуникативные

личностные

регулятивные

личностные

регулятивные

коммуникативные

личностные

регулятивные

коммуникативные

личностные

регулятивные

коммуникативные

личностные

регулятивные

Физкультминутка от мам     (видео)            (Слайд 3)

- Мамы разные нужны.

  Мамы всякие важны.

Загадки

1. Приготовит мама суп,
    Ловко вылепит котлеты,
    И нарежет винегреты.
    И с такой умелой мамой
    Я бываю сытой самой!                                  (Слайд 4)
                            (Повар)


Мама-повар предлагает вам задание распределить продукты на 2 части:

-  слова, которые имеют все согласные - твёрдые и       слова, в которых есть мягкие согласные:

арбуз, горох, капуста, картофель, земляника, огурец, яблоко, ягода.                                                    (Слайд 5)

2. Мама всех важней, поверьте!
    Принесет письмо в конверте,
    Бандероль и телеграмму.
    Люди маму очень ждут,
    Уважают мамин труд!
                             (Почтальон)                  (Слайд 6)                       

Мама-почтальон предлагает вам слова разделить на слоги для переноса всеми возможными способами:

Письмо, текст, поезд, телеграмма, бандероль, посылка, печать, открытка, авиа, рейка.         (Слайд 7)

           

3. В школе я ученый самый -
    Повезло мне очень с мамой.
    От нее узнают дети,
    На уроке все на свете.
    Станут лучше и умней,
    Справедливей и добрей.
                                       (Учитель)              (Слайд 8)             

Мама-учитель предлагает вам расшифровать слова

[п'ат'], [ч'этыр'и], [ й'эд'ин'и ца ], [ т р'и ], [ двой'ка]

и записать

            (Слайд 9)

                                                                                               

4. Есть у мамы на прилавке
    Куклы, мячики, булавки,
    Обувь - справа, ткани - слева,
    Чашки - на витрине.
    Мама словно королева

    В нашем магазине!
                                    (Продавец)                   (Слайд 10)

Мама-продавец предлагает вам навести на полках порядок, вставить пропущенные буквы:

Ч…шка, ч…йник, ч..сы, еж…, карандаш…, девоч…ка, хищ…ник, птич…ка, ж…раф, щ…ка, ч..лок.

5. Так её комичен вид –

    Даже плаксу рассмешит!

    На арене выступает,

    Скуку быстро разгоняет.

                                           (Клоун)                   (Слайд 11)

Мама-клоун предлагает встать и поиграть: хлопнуть, если в перечисленных именах мам при написании встречается  мягкий знак.

Клавдия, Адель, Серафима, Зинаида, Дарья, Зульфия, Анна, Ольга, Севастьян, Ангелина, Любовь, Кузьма, Светлана, Наташа, Эльмира.                               

   

 6. Мама - золотые руки -
     Шьет рубашки, платья, брюки,
     Папа, я, сестренка Света -
     Все с иголочки одеты!
                                    (Портниха)                  (Слайд 12)

Объясните выражения «золотые руки», « с иголочки».

Мама-портниха предлагает вам восстановить порядок предложений в тексте о маме.


Я волчка не завожу, я уселась и сижу.

Мама спит, она устала.

Ну, и я играть не стала! 

Работа в парах                                              (Слайд 13)

- Велика наша Россия – мать-свято-русская земля!

В пословице говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Музыка                                                            (Слайд 14)

По-русски мама, по-грузински нана,

А по-аварски - ласково баба.

Из тысяч слов земли и океана

У этого - особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

В военное время не каждая Мать дождалась своего сына домой! Слёзы Матерей – это потеря близких, детей. Но, к сожалению, и в мирное время наши Мамы плачут!

- Что мы можем сделать, чтобы наши Мамы не плакали и не огорчались?

- Что нужно говорить маме. Запишем это предложение, объясняя все орфограммы.

Мамочка, я тебя очень люблю!

- Какие правила повторяли?

- Над какими ещё нужно поработать?

1.На уроке для меня было важно …              (Слайд 15)

2.На уроке мне было сложно …

3.Мне было интересно…

- Чтобы мамы улыбались и не грустили, мы подарим мамам целую поляну цветов.

- Если у вас всё получалось и в оценочном листе стоят ! и +, значит, на поляну прикрепите красный цветок.

- Если у вас не сразу всё получалось и в оценочном листе стоят +, значит, на поляну прикрепите оранжевый цветок.

- Если у вас не сразу всё получалось и встречаются ?, значит, на поляну прикрепите жёлтый цветок.

- Ребята, спасибо вам за урок!                        (Слайд 16)

Дома на приготовленных листах напишите на выбор:

  1. Каллиграфическим подчерком перепишите текст поздравление для мам- жительниц Саратова
  2. Каллиграфическим подчерком перепишите текст поздравление для мам-жительниц Саратова и добавите к тексту свои пожелания
  3. Составите и запишите каллиграфическим подчерком своё поздравление для мам-жительниц Саратова

- Пусть ваши слова будут искренними, теплыми.

- Чтобы гостям было приятно вспоминать наш урок, и накануне Дня матери, подарите цветы-незабудки с тёплыми словами, которые вы писали на минутке чистописания.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает —

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо —

Красива по-своему каждая мама —

Любовью своей материнской красива.

Отгадывают загадку

Дети выполняют задания на листах

Сверка с образцом на слайде

Самооценка в оценочном листе

Отгадывают загадку

Дети выполняют задания на листах

Сверка с образцом на слайде

Самооценка в оценочном листе

Отгадывают загадку

Дети выполняют задания на листах

Сверка с образцом на слайде

Самооценка в оценочном листе

Отгадывают загадку

Дети выполняют задания на листах

Сверка с образцом на слайде

Самооценка в оценочном листе

Отгадывают загадку

Дети встают около своих парт, выполняют хлопки, если в женском имени  пишется мягкий знак.

Отгадывают загадку

Объясняют значения выражений

Дети объясняют

Устно объясняют

Проверка на слайде

Работа у доски – один ученик, остальные на листочках

Дети объясняют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс Урок 12 Мои игрушки. Гласные звуки. Слоги.

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков...

Уроки № 83 (чтение) и № 103 (письмо). Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно» (с. 95). Повторение тем «Слог», «Ударение».

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Тест по звукам и звукам . Слоги и ударение.

Звуки и буквы. Слоги и ударение.Цель: проверка индивидуального качества знаний обучающихся с самоконтролем....

Тест по русскому языку 1 класс "Гласные звуки, слог, ударение"

Тестовая работа для первоклассников (период обучения грамоте), тема "Гласные звуки, слог, ударение"...

Урок обучения грамоте" Буква Я-звук. слог, слово"

Этот урок подготовлен для делегации детей из Финляндии, которые только начали изучать русский язык....

Урок обучение грамоте. Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст.

Обучение грамоте (чтение)Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст. Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь». Учебник для п...

Учебный пакет по русскому языку "Повторение по темам "Звуки, "Слог", "Слово", "Предложение"

Учебный пакет может быть использован на уроках русского языка в конце четверти, для повторения тем или в качестве домашнего задания....