Урок обучения грамоте" Буква Я-звук. слог, слово"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Этот урок подготовлен для делегации детей из Финляндии, которые только начали изучать русский язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Буква Я - звук, слог, слово.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой Я и звуками, которые она обозначает.

- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы.

Планируемые результаты.

Знакомятся с гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука). Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов.

Основные понятия: Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Слого – звуковой анализ слов.

Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов ( схема); логические – характеризуют звуки [й’а], [а] и букву я.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.


Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности. слайд 1 (1 мин.)

Добрый день! Я надеюсь, что вы уже освоились в нашем Лицее и подружились с ребятами.

Желаю вам приятных эмоций и плодотворной работы на нашем занятии.

2. Актуализация знаний. (3 мин.)  

Наши ученики любят свой лицей и тщательно готовятся к урокам

Но нужно ещё и подготовить портфель, сложить туда всё необходимое. Что лежит у нас в портфеле?

( Трое учащихся достают из ранца учебные принадлежности и читают стихи)

Треугольник

В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы - на века.

Линейка

Я - линейка. Прямота -
Главная моя черта.

Точилка


Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

Карандаш

Я — малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я — наоборот!

Кисточка


Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой 
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Дневник

В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом — 
До чего же хороши! 
Ну-ка, мама, подпиши!

фломастер

Я художник первоклассный,

Это всем ребятам ясно.

Нарисую тигра в клетке,

Мяч футбольный и ракетку.

Всё подвластно мастеру, 

Коль в руках фломастеры.

Ластик

Я — ластик. Я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!

Пенал

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается,
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.

Закладка

Я — нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Тетради

Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
- Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
- Математика!
На чем примирились тетрадка
с тетрадкой,
Для нас до сих пор остается загадкой.

Альбом

А я, конечно же, альбом.
Я здесь для рисованья.
Ты должен проявить на нём
В художестве старанья.
Хоть краски, хоть карандаши
Годятся для предмета.
Когда рисуешь – не спеши,
Ведь в спешке пользы нету.

краски

Нам купила мама краски.
Рисовали с братом маски.
Только мамочка забыла
Закупить побольше мыла.

3.Постановка учебной задачи.

 Выходит ученица:

Всем на свете буква я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

А вы знаете, кто я?

Я – не просто буква я!

Буква, слог и слово!

IV.Открытие нового знания.(4 мин) 

Чтобы всё это узнать, мы попросим Мудрую Сову рассказать нам

 все  секреты буквы я.

Знакомство с новой буквой.

Сделайте звуко- буквенный анализ слов: яблоко, ягоды, яблони ( дети делают звуко- буквенный анализ слов и выкладывают с помощью карточек)

Вывод:

Мы слышим в начале слог слияние-ЙА. Этот слог обозначается одной буквой я.

Какая это буква- гласная, или согласная? Давайте понаблюдаем.

Вывод: Буква я – гласная, потому что она тянется, поётся, произносится, не встречая во рту преград.

Буква я стоит в конце русского алфавита.

Как вы думаете, может ли буква я обозначать два звука, если стоит в середине слова?

 - Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? (Это обезьяна.)

-Анализ слова обезьяна.

Вывод- буква я обозначает два звука, если стоит после мягкого знака.

-Анализ слова заяц.

Вывод-буква я обозначает два звука, если стоит после гласной

Анализ слова Россия.

Вывод- буква я на конце слова после гласной тоже обозначает 2 звука.

Но буква я очень хитрая, говорит мудрая сова. Она не всегда может обозначать два звука.

Рассмотрим схемы слов:

мяч ( дети делают звуко - буквенный анализ и выясняют, что если буква я стоит после мягкого согласного, то обозначает один звук[а]

пять- обратите внимание, что букв в слове-4, а звука-три, потому что мягкий знак звука не обозначает.

Вывод:

Если буква я стоит в начале слова, после мягкого знака, или после гласной - она обозначает 2 звука-йа, если оны стоит после мягкого согласного, то смягчает его и обозначает один звук-а

V. Физкультминутка (1мин)

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

IX. Первичное закрепление

 Усвоение новых знаний и способов деятельности

1.Буква Я – гласная.

2.Буква Я – обозначает два звука в начале слова и после гласного.

3. Буква Я – в слиянии смягчает согласный звук.

Попробуйте найти на картинках слова, в которых есть буква я и какие звуки она обозначает?

http://festival.1september.ru/articles/611406/1.gif

Самостоятельная работа. Чтение текста.( Работа в парах)

Найдите слова с букой я.

Сколько звуков обозначает буква.

Чтение текста с изученной буквой вслух.

X. Рефлексия деятельности. Итог.(2 мин)

– С какой буквой познакомились? (Мы познакомились с буквой Я)

- Что интересного узнали о ней?

- Как вы думаете, понравился ли наш урок Рае?

– Кому сегодня было сложно?

– У кого всё получилось?

- кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт зелёное яблочко;
- кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием -жёлтое яблочко;
- кому было трудно успевать и выполнять задания —красное яблочко.

– Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Урок обучения грамоте. Тема "Чтение слогов и слов с буквами Шш. Л. Толстой "Стал дед стар..." "

Урок проведен в рамках семинара по духовно-нравственному воспитанию. Основная задача урока:воспитание  нравственных ценностей на примере уважительного отношения к взрослым. p.p1 {margin: 0.0px...

Урок обучение грамоте. Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст.

Обучение грамоте (чтение)Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст. Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь». Учебник для п...