Урок русского языка для 4 класса по теме "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Галанова Наталья Евгеньевна

В данном материале представлен конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».

Тема урока: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

Тип урока: урок объяснения нового материала («открытие» новых знаний).

Цели урока:

  • познакомить обучающихся со способом определения спряжения у глаголов с безударным личным окончанием;
  • формировать умение правописания глаголов с безударным личным окончанием;
  • развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).

Урок составлен с использованием технологии проблемно- диалогического обучения, которая позволяет обучающимся самостоятельно «открывать» знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе 

УМК «Школа 2100»

Автор: Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Тема  урока: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

Тип  урока: урок объяснения нового материала

Цели  урока:

  • познакомить учащихся со способом определения спряжения у глаголов с безударным личным окончанием;
  • формировать умение правописания глаголов с безударным личным окончанием;
  • развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, мыслительные операци (анализ, синтез, сравнение).

Ход  урока:

Этапы урока

Ход урока

1.Организационный момент.

 (Слайд) - Хочется начать наш урок русского языка с замечательных строк А.Н. Толстого:

«Русский язык!

Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд…»

2. Языковая разминка

  1. Запись в рабочих тетрадях даты урока.

(Перед тем, как записать предложение учитель просит вставить пропущенные буквы в имени числительном, проговорив названия всех орфограмм)

В_с_мое апреля. осьмое апреля)

  1. Запись предложения под диктовку учителя: (1 ученик у доски)

Весенний ручей запоздал и теперь струится по зелёной траве. (Слайд)

  1. Работа над лексическим значением слов в предложении.

Запоздать - немного опоздать.  

Струиться - течь струями, не сильным потоком.

  1. Синтаксический разбор предложения.

3. Актуализация изученного

- Какой раздел мы изучаем? (Глагол)

- Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

Игра «Пресс конференция» 

(Учитель приглашает к доске одного ученика - «специалиста»,  прикрепляет ему бейджик с надписью «Специалист». Остальные учащиеся - «корреспонденты», они задают вопросы «специалисту».

4. Постановка учебной проблемы

Создание проблемной ситуации

(учитель предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально))

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (Как по окончанию определить спряжение глагола)

- Проговорите алгоритм определения спряжения глагола.

1.Выделить окончание.

2. Поставить ударение.

3.Определить спряжение.

- Отгадайте загадку:

Летит - молчит,

Лежит - молчит,

Когда умрёт -

Тогда заревёт. (Снег)

- Выпишите глаголы и определите у них спряжение.

- Вы замечательно справились с заданием, молодцы!

- Попробуйте и следующее задание выполнить также хорошо.

Вам нужно вставить пропущенные буквы и определить спряжение у глаголов:

Весна приход_т.

Солнышко гре _т.

- В какой части слова была пропущена буква? (В окончании)

- Какое это окончание - ударное или безударное? (Безударное)

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (Дети называют букву, которую вставили, и определяют спряжение. Мнения учащихся разделились.)

- Почему же наши мнения разделились?

 

5. Формулирование проблемы, планирование деятельности

- Какое задание вы выполняли?

(Вставляли пропущенные буквы и определяли спряжение у глаголов)

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

(В глаголах безударное окончание)

- В чём же причина затруднения?

(Нам не хватаем знаний)

- Каких знаний нам не хватает?

(Как определить спряжение глагола, если окончание безударное)

- Какова цель нашего урока?

(Научиться определять спряжение глагола с безударным окончанием)

- Сформулируйте тему урока.

Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями. 

Физкультминутка

Игра «Запретное движение»

6.Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила

- Итак, давайте выяснять, как же определить спряжение глаголов, если окончание безударное. Давайте понаблюдаем.

Проводится работа по учебнику (стр.71 № 254)

Благодарят – благодарить;

владеет – владеть;

летаете – летать;

влияют – влиять;

колете – колоть.

- Поставьте ударение и выделите окончания глаголов (1 столбика).

- Какие глагольные суффиксы в неопределённой форме имеют глаголы 1 спряжения, 2 спряжения? (Ответы учащихся)

- Глагольный суффикс в неопределённой форме  нам поможет определить спряжение у глаголов с безударным личным  окончанием.

- Попробуйте предположить, какие глагольные суффиксы в неопределённой форме будут иметь глаголы 1 спряжения, 2 спряжения. (Предположения учащихся)

- Давайте проверим наши предположения информацией из учебника (правило стр. 72).

- Итак, как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола? Давайте построим алгоритм наших действий. (№ 256)

I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола - ударное или безударное.

II.Если ударное – пишу, как слышу.

III. Если безударное:

  1. ставлю глагол в неопределённую форму;
  2. смотрю, какой суффикс перед - ть-;
  3. если -и- - глагол 2 спряжения, пишу в окончаниях гласную и (-ат-, - ят-);
  4. если не - и - - глагол 1 спряжения, пишу е (-ут-, - ют-).
  5. Проверяю написанное, обозначаю орфограмму.

- Вернёмся к нашим предложениям, в которых у нас возникло сомнение.

- Попробуйте теперь вставить пропущенные буквы, уже опираясь на наш алгоритм.

Весна приход__т. (Н.ф. – приходить - перед -ть- стоит гласная –и-, значит это глагол 2 спряжения, пишу гласную - и-)

Солнышко гре __т. (Н.ф. - греть - перед -ть- стоит гласная –е-, значит это глагол 1 спряжения, пишу гласную - е-)

7. Развитие умений – применение нового знания

- Какую цель мы сегодня поставили перед собой? (Научиться определять спряжение глагола с безударным окончанием)

- Мы узнали способ определения спряжения глагола с безударным окончанием.

- Достигли ли мы цели урока? (Да)

- Что будем делать дальше?

(Теперь надо тренироваться в определении спряжения у глаголов с безударными окончаниями)

- Для чего нужно определять спряжение у глагола с безударным окончанием?

(Чтобы правильно написать гласную в окончании глагола)

Выполнение заданий из учебника (стр.73-74 № 257)

8. Итог урока

- Какая цель стояла перед нами?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?

- Чья версия подтвердилась?

- Что для каждого из вас было интересным?

- Давайте оценим нашу работу.

Закончите предложения:

☺ Я узнал, открыл для себя …

☺ Я научился, смог ...

☺ Я могу похвалить себя и одноклассников за …

9. Домашнее задание

Стр. 94 № 1, стр. 72 выучить правило


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка (4 класс) Галанова Наталья Евгеньевна у читель начальных классов

Слайд 2

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей… жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд… А. Н. Толстой

Слайд 4

Отгадайте загадку Летит молчит, Лежит молчит, Когда умрёт, Тогда заревёт. Летит молчит, Лежит молчит, Когда умрёт, Тогда заревёт.

Слайд 5

Весна приход_т . Солнышко гре_т .

Слайд 6

Тема урока: Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями

Слайд 7

Ставим глагол в неопределённую форму Проверяем, есть ли перед – ть суффикс - и- II спр . и - ат (- ят ) I спр . е - ут (- ют) ДА НЕТ

Слайд 8

Весна приход _т . Солнышко гре _т . и е

Слайд 9

9 Узнал, открыл для себя … Научился, смог … Могу похвалить себя и одноклас - сников за …

Слайд 10

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»

Цель: образовательные:Ø  формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;Ø  отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных ...

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»

Цель: образовательные:Ø  формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;Ø  отрабатывать практические навыки правильного написания безударных л...

Online – викторина «Как определить спряжение глагола, если окончание ударное» на основе приложения Web 2.0 LearninqApps.org

Активная Ссылка на online – викторину «Как определить спряжение глагола, если окончание ударное» на последенем слайде материала....