Конспект урока русского языка , 4 класс. 1 и 2 спряжение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Максимова Наталья Александровна

открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Школа России»

Тема. Глаголы I и II спряжения.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели деятельности: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: алгоритм  определения спряжения глаголов

Уметь: распознавать окончания глаголов I и II спряжения

Личностные: смыслообразование: связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; знание основных моральных ном и ориентации на их выполнение

Оборудование: УМК «Школа России», 4 класс,2 часть, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.  

под музыку П.И. Чайковского «Времена года.апрель)

Учитель:

Весна, весна! И все ей рады,
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

  Радует сердце яркие краски весенней земли, яркое солнце так и манит, так и зовет на прогулку.

Улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

ΙΙ. Повторение.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.   

1. Словарная работа.

- На доске записаны словарные слова. Какие орфограммы пропущены в этих словах? 

М…роз, п…ртрет, в…сток, к…мандовать, л…пата, яг…да, …дежда.

2. Минутка чистописания.

- Что общего у этих слов? 

- Вспомните написание пропущенной буквы. Запишите заглавную и строчную букву.

ΙΙΙ. Введение в тему.

- А какое слово лишнее? Почему?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт разговор на уроке?

Глагол -  самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! ( А. Югов.)

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

Что такое неопределённая форма глагола?

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Что такое спряжение?

     

               - часть речи

                       - обозначаю действие предмета, отвечаю на вопросы: что делает?

                                 что делают? что делал? что сделает? и т.д.                                                                    

                      - изменяюсь по временам, числам, а в прошедшем времени – по  родам        

                         - имею неопределённую форму  (инфинитив)

                  - в предложении чаще всего бываю сказуемым

- изменение  глаголов по числам  и лицам

ΙV. Сообщение темы и целеполагание.

- Сегодня мы продолжим говорить о спряжении глаголов.

Тема нашего урока «Глаголы I и II спряжения».

                   знаю

Я       

                  хочу узнать

- Какую цель вы поставите на уроке для себя? Для чего вам нужно это знать?

V. Новая тема.

- Давайте проспрягаем глагол «спасти» и выделим окончания.        

- Задайте вопрос. Определите вид глагола.

- В каком времени будем спрягать глагол? Почему?

- Назовите местоимения Ед. ч. 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.  

- Назовите местоимения Мн.ч.1л., 2-го лица, 3-го лица.              

- А теперь проспрягайте самостоятельно глагол «лететь» и выделите окончания.

- Задайте вопрос. Определите вид глагола.

- Проспрягайте глагол в настоящем  времени …            

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (У них получились разные окончания)

- Да, действительно, окончания разные. Как вы думаете, с чем это связано?    (Это связано с особенностями спряжения глаголов.) 

- А что это за особенности вы узнаете из сказки.

Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон  и

потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки

вытолкнули  близнецов  У и Ю и сказали: «ЕШЬ!» «ЕШЬ!»

«Да я уж ЕМ! ЕМ!»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город съедят!»

С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.

- Как вы думаете, что это за города и почему их так назвали? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим таблицу в учебнике с.78 упр. 55

- Сравните окончания. Что заметили? (В первом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения одинаковые.)

- В чём различие остальных окончаний?

Вывод:  Глаголы в зависимости от окончаний при спряжении делятся на две группы -  глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

- Прочитайте об этом правило на с.80. (учебник)

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I …,  а в букве «И» - две палочки  - напоминают римскую цифру II … . Так легко запомнить!    

VI. Физминутка.

- А теперь отдохнём немного! К какому спряжению относится слово «Отдохнём»? (К 1 спряжению, так как слово имеет окончание –ём) 

- Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней!

VII. Первичное закрепление. (самостоятельная работа в тетрадях)

- А теперь задание для закрепления. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны! Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.)

- Приступайте к работе, можете пользоваться таблицей из упр. № 55 с. 79

Проверка детьми по слайду

- Проверьте, правильно ли вы справились с работой. (взаимопроверка)

Творческая работа.

Карточка №1. (работа в парах) 

- Откуда эти строки? Кто написал басню?

- Запишите предложение в тетради, вставьте подходящие по смыслу глаголы, определите спряжение глаголов.

Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ .

Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.

- Разберите это предложение по членам предложения.

Карточка № 2. (задание по выбору)

На карточках даны пословицы, нужно вставить подходящие по смыслу глаголы, выделить окончание, определить спряжение.

1 группа пословиц.

1. По одёжке встречают, по уму ________________________.

2. Человек от лени болеет, а труда ______________________.

3. Мир строит, война _________________________.

4. Что посеешь, то и ________________________.

Слова для справок: здоровеет, пожнёшь, провожают, разрушает.

2 группа пословиц.

1. Глаза боятся, а руки __________________________.

2. Труд всегда даёт, а лень только __________________.

3. Дождик вымочит, а красно солнышко __________________.

4. Земля – тарелка: что положишь, то и __________________________.

VΙΙΙ. Итог урока 

- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

- Поднимите руку те ребята, которые научились различать глаголы 1 и 2 спряжения. Мы достигли цели урока?

- Какой вид работы вам особенно удался? А что было особенно трудно?      

ΙX.  Домашнее задание.

 Правило с.78, с.80 упр.59

Карточка № 3.

Доп./задание.- Определите спряжение глаголов, выделите окончания.

1) Пушки с пристани палят,

    Кораблю пристать велят.

2) Чем вы, гости торг ведёте

    И куда теперь плывёте.

3) Остров на море лежит,  

    Град на острове стоит.

4) Ель растёт перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом.

5) Белка там живёт ручная,

    Да затейница такая.

6) Белка песенки поёт,

    Да орешки всё грызёт.

7) Этим нас не удивишь,

    Правду ль, нет ли говоришь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Спряжения глагола"

На уроке дети знакомятся с двумя спряжениями глагола. При выполнении заданий использовался электронный учебник "Семейный наставник"...

Урок русского языка "Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания I и II спряжения".4 класс

На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов....

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Конспект урока русского языка. Тема: "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со способом определения спряжен...

Конспект урока русского языка. Тема: "Определение спряжения глаголов ", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: повторение знаний об определение спряжения глаголов....