Урок русского языка "Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания I и II спряжения".4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гундарь Вера Михайловна

На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».

4 класс

Цель: научить отличать глаголы I и II спряжения, писать личные  окончания глаголов.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с I и II спряжением глаголов, учить отличать глаголы I и II спряжения.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Оборудование и материалы:

для учителя: компьютер, интерактивная доска, колонки.

для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Тип:  комбинированный урок.      

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится.  Работать мы будем под девизом "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить" Желаю вам удачи.

Слова  М. В. Ломоносова – (слайд 3)

   ΙΙ. Актуализация опорных знаний. (слайд 4-5).

Выберите из текста глаголы и определите лицо, число, время. Проверь себя.

III. Постановка проблемы.

Вставь в глаголы пропущенные окончания. Попробуй.

Не получается? Как же быть? Какие окончания получили? (Разные). Как вы думаете отчего зависит написание окончаний у глаголов? (слайд 7).

Устный рассказ на тему « Что я знаю о глаголе» по самостоятельно составленному плану(слайд 6).

IV. Решение проблемы

Ученики  выдвигают гипотезы, а затем их проверяют.

 Давайте возьмём слова дружить и прыгать и изменим их по лицам и числам. -  Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этих глаголов.

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания) (слайд 8-9).

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения (слайд 10-11).

- Проверим, правильно ли вы справились с работой. Поменяйся тетрадью с соседом и проверь работу.

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!

-А теперь посмотрим на слайд 10 и сформулируем правило как правильно написать окончания у глаголов? –Ответы детей.

-А теперь проверим как мы запомнили это правило. Дети выполняют работу (слайд 7) и повторяют что такое спряжение глагола (слайд 12).

V.  Первичное закрепление.

 Словарная работа.    (слайд 13).

Запишите к данным словам однокоренные глаголы в неопределённой форме и определи их спряжение. Выдели их суффиксы. Наблюдение после выполнения задания.

  • Сочинение-  сочинять, 
  • жёлтый-  желтеть,
  •     сверкающий- сверкать,
  • фантазия- фантазировать,
  • решение- решать.

 Вывод по изученному материалу: Определить спряжение поможет глагольный суффикс (слайд 15).

VII. Первичный контроль. Развитие орфографических умений.

- Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение) (слайд 16).

- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.

- Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика) (слайд 17).

- Похвалите себя, кто выполнил все правильно ( слайд 19).

Оцени свою работу ( слайд 18).

VIII. Физкультминутка.  

А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём) (слайд 20).

- Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней! (слайд 21 - 24).

IX. Развитие орфографических умений.

-Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Используя алгоритм, определи, какие буквы гласных надо писать в окончаниях глаголов (слайд 25).

- Проверим, правильно ли вы справились с работой (слайд 26). 

- Похвалите себя, кто выполнил все правильно (слайд 27).

-Вставь в пословицы пропущенные глаголы  (слайд 28).

- Проверим, правильно ли вы справились с работой  (слайд 29).

- Похвалите себя, кто выполнил все правильно (слайд 30).

- Поставь глаголы в форму 3-го лица единственного числа. Укажи спряжение глаголов (слайд 31).

- Проверим, правильно ли вы справились с работой (слайд 32).

- Похвалите себя, кто выполнил все правильно (слайд 33).

IX. Итог урока (слайд 34). 

Наш урок подошёл к концу, давайте подведем итог.

- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

-Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

X. Домашнее задание (слайд 35).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Системно – деятельностный подход на уроке русского языка «Определение спряжения глагола с безударным окончанием»»

В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Определение спряжения глагола с безударным окончанием», целью которого было:формирование умений определять спряжение глагола с ...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

Конспект урока русского языка «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме» УМК «Система Л. Занкова»,4 класс

МАтериал рредназначен для урока русского языка в 4 классе, Может быть использован по любому УМК. Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...