«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ифонькина Надежда Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, технологии критического мышления, здоровьесберегающая, игровые. Формы работы, приемы, методы:  подводящий диалог,  поисково-исследовательский прием, наглядно-иллюстративный метод, АМО прием ««Знаем-хотим узнать-узнали», индивидуальная, фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_spryazhenie_glagola.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Ифонькина Надежда Сергеевна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок предъявления новых знаний

Вид урока: проблемный урок

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, технологии критического мышления, здоровьесберегающая, проблемно-поискового обучения, игровые.

Тема урока: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Цель урока: овладеть системой словоизменения глаголов в настоящем и будущем времени, понятием «спряжение»; первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения, формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием.
  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь, положительные качества личностибыть ответственными, организованными, самостоятельными.

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы:

Основные: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2ч. Часть 2. Изд.5-е. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 144 с.

Дополнительные: компьютер, проектор, экран, презентация

Формируемые учебные универсальные действия:

Предметные:

-научиться различать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием;

- уметь применять знания на практике, отыскивая правильный ответ.

Личностные:

-осознавать роль языка в жизни людей;

-понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

-уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью .

 Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы;

-работать по плану.

Познавательные:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);

-строить рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Коммуникативные:

-развивать умение слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 

-оформлять свои мысли в устной форме.

Формы работы, приемы, методы:  подводящий диалог,  поисково-исследовательский прием, наглядно-иллюстративный метод, АМО прием ««Знаем-хотим узнать-узнали», индивидуальная, фронтальная.

Этапы урока

Цель

Методы и приемы работы

ФОУП

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

I.Организационный момент

(2 мин)

Организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.

Словесный метод

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Учащиеся приветствуют гостей кивком головы

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать других

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место

Познавательные УУД:

Уметь формулировать проблему, выдвигать гипотезы

II. Актуализация знаний (5-7 мин)

Закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее.

АМО «Знаем-хотим узнать узнали»

Словесный метод – опрос.

Практический метод – устный рассказ.

Ф

И

-Открываем тетради, записываем число, классная работа. Языковая разминка.

-Спишите предложение, соблюдая правила каллиграфии, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы и выполните синтаксический разбор. К доске …

К_лючие сн_ж_нки закружились в м_розном воздух_.

-Догадайтесь о какой части речи говорится в загадке?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады

И хлеб в полях растет?

-О какой части речи здесь говорится?

-Докажите?

-Кто догадался, о какой части речи мы поведем разговор на уроке? (слово глагол вешаю над таблицей ЗУХ)

-Давайте вспомним, опираясь на ключевые слова, что вы уже знаете о глаголе? (заполняем таблицу АМО)

(слова: самостоятельная часть речи, что делать что сделать? действие предмета, сказуемое, ть, ти, чь, время, лицо, число, род, спряжение)

                  ГЛАГОЛ

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1 ученик работает у доски.

О глаголе

(в загадке перечисляются действия, а глагол обозначает действие предмета)

О глаголе

Вспоминают раннее пройденный материал о глаголе

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

Кратко формулировать свои мысли

Познавательные УУД:

Уметь анализировать, представлять информацию в виде таблицы.

  1. III. Постановка темы и определение целей урока
  2. (2-3 мин.)  

Сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

Словесный метод - беседа, наглядный метод, АМО «Знаем-хотим узнать узнали»

Ф

-Что же за слово у нас осталось?

-Знакомо ли вам это понятие?

- Как вы думаете, над какой темой сегодня мы с вами будем работать?

-Какова цель нашего урока? Что мы хотим узнать?

(заполняем таблицу АМО)

-Вы сказали, что для вас это слово новое, скажите, откуда мы можем получить информацию о том, чего не знаем?

спряжение

нет, мы не знаем, что такое спряжение

Спряжение глаголов

1.Узнать, что такое спряжение,

какое бывает спряжение у глаголов, 2.научиться определять спряжение глаголов

из словаря, из книги, из интернета, из учебника

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме,

аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Первичное усвоение новых знаний (мин)

Познакомить учащихся с новым понятием – спряжение.

Словесный метод – беседа, чтение. Наглядный метод – правила в учебнике, записи на доске, слайде.

Практический метод – работа в учебнике, наблюдение, работа по вариантам.

Ф

И

-Верно, можно получить из учебника.

-Откройте учебники на с. 75 упр.247, прочитайте про себя задание.

- Рассмотрите формы глагола идти?

- В каком времени стоит глагол?

- Как изменяются глаголы в настоящем времени?

-Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Понаблюдаем, как изменяется глагол по лицам и числам в настоящем времени.

Я иду               мы идем

Ты идешь        вы идете

Он идет           они идут

-Какая часть слова изменилась?

- Назовите окончания глаголов?

- Какая гласная буква чаще всего повторяется в окончаниях?

- Посмотрите, как изменяется глагол стоять при помощи личных местоимений

Я стою                  мы стоим

Ты стоишь            вы стоите

Он стоит               они стоят

-Какая часть изменилась?

- Назовите окончания глаголов?

- Какая гласная буква чаще всего повторяется в окончаниях?

- Сравните личные окончания глаголов идти и стоять. Что вы заметили?

-Какие буквы гласных?

-Как видите, глаголы в настоящем времени в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания.

- Откройте учебник на с.76, упр. 248. Прочитайте задание про себя.

-Теперь попробуйте самостоятельно  изменить глаголы спасти и сочинить, задание будем выполнять по вариантам, работая по образцу на слайде

СЛАЙД

-1 Вариант изменяет глагол спасти по лицам и числам,

-2 вариант глагол сочинить, выделите личные окончания глагола.  

- Давайте проверим, что получилось.

(сравниваем со слайдом на экране) (поднимите руки те, кто выполнил задание правильно)

-Это новые слова или формы одного и того же слова?

- Как вы изменяли глаголы?

- В каком времени мы изменяли глаголы спасти и сочинить?

-В каком времени изменяли глаголы стоять, идти (в упр.247)?

 -Кто догадался как можно по-другому назвать это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени?

Можно предположить, что изменение глаголов по лицам и числам как – то связано со спряжением? Как вы думаете?)

-Давайте проверим наше предположение.

-Прочитайте правило на странице 76. Прочитай, …

-Совпало ли наше предположение?

-Что такое спряжение?

СЛАЙД

- Одинаковые ли окончания у глаголов при спряжении?

СЛАЙД

-Какая гласная буква чаще меняется в окончаниях?

- На сколько групп можно разделить глаголы?

Сравним наш вывод с правилом в учебнике на с.76 во второй рамке

-Наш вывод полностью совпал с выводом в учебнике.

СЛАЙД

- Обратите внимание на правописание окончаний глаголов 2-го лица ед.числа.

- Что интересного заметили? ( на конце пишется ь). Посмотрите, как оформляется эта орфограмма. (ь – показатель формы 2-го лица ед.числа глагола)

-Итак, мы с вами хотели узнать, что такое спряжение, мы узнали. Узнали какие варианты окончаний могут быть при спряжение у глагола

В настоящем времени

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам

окончание

буква е

Окончание

буква и

В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)

Ё, и

Формы слова

по лицам и числам

в будущем

в настоящем

Спряжение

да

изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени

разные

ё , и

на 2 группы: В 1 группу можно отнести все глаголы, у которых в окончании есть буква е, во 2 - и

Коммуникативные УУД:

Сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге

Регулятивные УУД:

Уметь формулировать свои мысли

Познавательные УУД:

Отбирать информацию, анализировать, строить логическую цепь рассуждения;

Делать выводы на основе анализа объектов

V  Физкультминутка

Устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Наглядный метод

– Теперь, немножко отдохнем.

Мы устали, засиделись.

Нам размяться захотелось.

Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг.

То на стену посмотрю,

То в окошко погляжу.

Влево-вправо поворот,

А потом наоборот.

А теперь все потянулись

И на место вновь вернулись.

Регулятивные УУД: снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления

VI. Первичная проверка понимания (

Формирование понятия спряжение и первичных умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Наглядный метод

Словесный метод – беседа.

Наглядный метод – учебник.

Практический метод – работа в учебнике, чтение.

И

Ф

СЛАЙД

-Мы с вами говорили, что в зависимости от личных окончаний глаголы можно разделить на 2 группы.

- А как вы думаете, сколько тогда спряжений может быть у глаголов?

-Посмотрите на странице 77 текст в рамке, сверим наши предположения с тем, что нам предлагают авторы.

Прочитайте про себя правило в рамке и текст под рамкой рядом с восклицательным знаком.

- Сколько спряжений в русском языке? 

-Как будем обозначать спряжение глаголов?

– На что необходимо обратить внимание, чтобы определить к какому спряжению относятся глаголы?

-Какое должно быть окончание у глагола?

-Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях буква е (-ё), а в 3 лице мн.ч. –ут (-ют) – I спряжение, в окончаниях буква и, а в 3 лице мн.ч. –ат (-ят) – II спряжение

- Есть способ быстрее запомнить правило. Может быть, кто-то из вас догадался? Внимательно посмотрите на экран. Кто может предложить легкий способ определения спряжений глагола?

- Совершенно верно, так тоже легко запомнить.

-А может ли глагол перейти из одного спряжения в другое?

-Спряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола?

2

2

Римскими цифрами: I и II.

на окончание

Ударное

( В букве «Е» одна наклонная прямая – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» - две наклонные прямые, римская цифра II.

Нет

Постоянный

Коммуникативные УУД:

 уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

VII. Первичное закрепление

 (5-7 мин)

Закрепление усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, развитие логического мышления.

Словесный, наглядный метод

Наглядный метод –материал учебника, записи на доске.

Практический метод – работа в учебнике над упражнениями.

Ф

СЛАЙД

-А теперь, чтобы закрепить понятие о спряжение, которое вы сегодня узнали, выполним задание.

- Выпишите глаголы I спряжения в 1 столбик, а глаголы II спряжения во второй столбик, выделите окончания.

(упр.250, с.78 по времени)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в письменной форме

Познавательные УУД:

Определять, какая информация нужна для решения учебной задачи,

Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VIII. Подведение итогов урока

Рефлексия  учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Проверить знания, полученные на уроке

Наглядный, фронтальный, словесный метод - опрос, АМО «Знаем-хотим узнать узнали», практический метод – дают характеристику своей деятельности фразеологизмом.

Ф

- Итак, какая была тема урока?

- Какие были задачи нашего урока?

- Продолжим заполнение таблицы

- Что мы узнали на уроке? (заполняем таблицу в столбе «Узнали»)

– Что такое спряжение? 

- Что еще узнали о спряжении?

- Как определить спряжение глагола, если окончание ударное?

– Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения,?

- Какую – II спряжения? 

Спряжение – постоянный или непостоянный признак глагола?

-Спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может.

– Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Посмотрите на экран. Перед вами три фразеологизма. Выберите1 из 3 фразеологизмов, которые характеризуют вашу работу сегодня на уроке.

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

И запишите его в тетрадь.

(узнать что такое спряжение, какое бывает спряжение у глаголов, научиться определять спряжение глаголов) см.таблицу хотим узнать

Мы узнали, что такое спряжение.  Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

Глаголы бывают 1спр. и 2 спр.

В I спряжении в окончаниях буква – е, 

II спряжении – и

Постоянный

Коммуникативные УУД:

аргументировать свое мнение

с помощью полученных знаний

Личностные УУД: Способность к самооценке, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные УУД:

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IX. Домашнее задание (1 мин)

Повторение, закрепление и обобщение материала, пройденного на уроке, дома,

Словесный метод - объяснение, пояснение

Выучить правило на с.76-77 наизусть.

На выбор упр.250, с.78  или упр.1, с.107

Урок окончен. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)

Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...

Урок русского языка "Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания I и II спряжения".4 класс

На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов....

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения".

Открытый урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (УМК "Школа 2100")...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...