Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Лебедева Светлана Андреевна
Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные задачи, что соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта. Урок сопровождается небольшой презентацией, которая помогает ребятам совершить увлекательное заочное путешествие по станциям. Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._4_kl._lebedeva_s.a.rar1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марфинская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока русского языка

в 4 классе по теме

«Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание»

в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе»

(Образовательная программа «Школа 2100»)

                                                       Урок разработала

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         высшей квалификационной

                                          категории

                                                                                Лебедева Светлана Андреевна

2014 год


Тема урока. Повторение. Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание.

Тип урока. Систематизация и обобщение знаний.

Вид урока. Урок закрепления.

Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: освоить  личностный смысл учения, дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха.

Регулятивные: определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу  выполнения задания.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»; обобщить и систематизировать знания о глаголе, формировать умение писать окончания глаголов.

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

-аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;  

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Содержание урока.

  1. Психологическая установка на урок.

- Я вижу природа тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда.

Что это весна?Слайд 2.

Улыбнитесь друг другу, дети.  Сядьте удобно. Закройте глаза. Положите головы на парты. Повторяйте за мной:

(Звучит музыка «Романтическая коллекция: музыка для души»)

-Весна, тепло, свет.

-Солнышко.

-Я в школе на уроке.

-Я радуюсь этому.

-Внимание мое растет.

-Голова мыслит ясно.

-Память моя крепка.

-Я очень хочу учиться.

-Я готов к работе.

II. Формулирование проблемы.

- Весна всегда  приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка мы тоже открываем для себя новые знания. Но сегодня, ребята, я приглашаю вас путешествовать, знания свои совершенствовать. Наш путь лежит в необыкновенный город  страны «Части речи».

-Угадайте, о какой части речи идет речь?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады, и хлеб в полях растет. ( О глаголе)

(Открывается карта)Слайд 3.
-Помните, что сегодня мы будем работать под девизом:

ОДИН ЗА ВСЕХ,  ВСЕ ЗА ОДНОГО. Слайд 4.

Оценить свою работу или работу товарищей вы можете сигнальными карточками:

   красный -отлично, верный ответ;

     желтый – хорошо;

        синий – можно подтянуться, были трудности.

III.        Актуализация знаний.

Первая станция «Чистописание». Слайд 5.

-Пропишите буквы, слоги, предложения, найдите глаголы, определите их время.

I группа  

Мы   Ве   На   это   ол

Мы шли по весеннему лесу.

II группа

Сол  си  Ла   ннве

Ласково сияет апрельское солнце.

III группа

Стзд  ой  итра

На березе построит гнездо черный грач.

(Проверка и самооценка)

IV.        Развитие умений.

Вторая станция «Словознайка».

На табличках записаны словарные слова, показываю их, вращая карточки. Дети самостоятельно записывают  в тетради, выделяя орфограмму.

Нарисовать, адресовать, обедать, желать, дежурить, посеять.

Проверяем написанное и оцениваем.Слайд 6.

-Узнайте новое словарное слово: сиять ярким, искристым, прерывистым светом (сверкать).

I группа  

- Подберите синонимы к слову сверкать. (Сиять, блистать, искриться).

II группа  

- Составьте предложение со словомсверкать. (Сверкает яркий солнца луч.)

III группа

- Что объединяет все  эти словарные слова? (Это глаголы в неопределенной форме, с суффиксом -ть-, отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

Физминутка

Зрительная игра «Жмурки» (технология В.Ф. Базарного)

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Выборочно спрашиваю их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Третья станция Вспоминайка.

На этой станции вам предстоит сдать экзамен по теме «Глагол».

Выберите по одному знатоку от каждой группы для участия в блиц-поединке. Остальные ученики оценивают ответы кружочками. Вопросы задаются по очереди всем знатокам очень быстро:

Какая часть речи называется глаголом?

Когда пишется -тся,  когда  -ться?

Назови глаголы - исключения.

Как изменяется глагол?

Как пишутся приставки с глаголами?

Думаешь, идешь, стоишь. Что объединяет эти глаголы?

Что такое спряжение?

Как определить спряжение глагола?

Как пишут частицу не с глаголами?

Четвертая станция «Проверяйка». Слайд 7(таблица окончаний).

Самостоятельная работа

У доски работают три человека, по одному от каждой группы.

-Проспрягайте глаголы:  шагать, дуть, любить, используя таблицу окончаний глаголов и алгоритм «Как определить, какую букву нужно писать в безударных личных окончаниях глагола» на с.140 учебника.

Остальные учащиеся выполняют упражнение 257 на с.84(вставляют буквы гласных в окончания глаголов, используя алгоритм на с.140). Взаимопроверка.

Физминутка«Поймай зайку»(технология В.Ф. Базарного)

Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Я располагаюсь впереди сбоку. Включаю электрический фонарик и «выпускаю зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Отмечаю  самых старательных «охотников».

Пятая станция «Выбирайка».

I группа   Слайд 8.

-Исправьте ошибки в тексте:

Дуит тёплый южный ветир,

Солнышка всё ярче светит,

Снек худеит, мякнит, таит.

Что за месец? Кто узнает?

ПроверкаСлайд 9.

II группа  

-Соберите из частей пословицы. Найдите глаголы, определите спряжение.

(Части пословиц расположены на стенах класса).

Апрельский цветок                    

ломает снежок.

Апрель-батюшка

в поле зовет.

Апрель воду подбирает,

цветы рассыпает.

III группа  

-Восстановите загадку, запишите в тетрадь в нужном порядке строки, определяйте спряжение глаголов.

Оделся сад.

В белый цвет

Гром грохоч…т. Угадай,

Запева…т соловей.

Зелене…т даль полей,                              

Пчелы первые летят.

Что за месяц это?

ПроверкаСлайд 10.

Зеленеет даль полей,                              

Запевает соловей.

В белый цвет

Оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

V.    Итог урока.

Станция «Итоговая»

-Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Жители этого города довольны вами.

Самооценка  собственной деятельности  на уроке.

А как вы оцениваете свою работу? (Показывают кружочки).

-Ребята, понравился вам наш урок?

-Чему учились на уроке?

-Что у вас на уроке вызывало трудность?

-С чем вы справлялись легко?

-Я благодарю вас всех. Вы хорошо потрудились. Слайд 11.

VI.     Домашнее задание

Составить рассказ о весне.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Русский язык».
  2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Русский язык. Учебник.4класс. Часть 2. М.:Баласс,2012г.
  3. Комиссарова Л.Ю.  Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса         Учебное пособие.  М.: Баласс, 2012

  1. Т.В.Титкова. Открытые уроки. 1-4 классы.М.:Вако,2008г.
  2. С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград, 2010г.
  3. Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова. Методические рекомендации по русскому языку для 4 класса. М.: Баласс, 2012г.

Интернет-ресурсы

-        Сайт «Все для учителей начальной школы» http://www.nsc.1september.ru

-        Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» http://www.standart.edu.ru

- Сайт журнала «Начальная школа»   http://www.n-shkola.ru

-         Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов        http://school-collection.edu.ru/