Конспект урока русского языка «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме» УМК «Система Л. Занкова»,4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бабенкова Ирина Николаевна

МАтериал рредназначен для урока русского языка в 4 классе, Может быть использован по любому УМК. Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа « 1381 с углубленным изучением английского языка»

Конспект урока русского языка

Тема. «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме»

(УМК «Система Л. Занкова»,4 класс)                                                                                                                                                 

                                                                                                          Выполнила:    Бабенкова И.Н.,                                                                                                                    

                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                                           ГБОУ «Школа «№ 1381»

                                                                                                                         

Москва, 2016г.

Тип урока: Открытие  новых знаний 

Тема урока: Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме

Цели урока.

Обучающая – создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися нового способа   определения спряжения глаголов с безударным окончанием; развитие орфографической зоркости; развитие речи;  

Развивающая - развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная -  воспитание  культуры общения в малых группах.

Средства обучения: презентация, интерактивное задание на смарт-доске

Методы: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, деятельностный.
                                                         

 Ход урока

I.Организационный этап  

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.                    

Учитель организует учащихся, создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке.                                                              Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

     Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!

                       

II.  Актуализация знаний 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”

Чистописание

Посмотрите на доску. Сочетание каких букв Вы видите ? Пропишите

ть  чь  ть  чь  ть  чь  ть  чь  

-В каких словах Вам встречались такие буквосочетания? ( в глаголах, в инфинитиве) Что такое глагол? Как изменяются глаголы?    

Игра «Перестрелка» Сейчас девочки будут придумывать глаголы, а мальчики определять спряжение, а потом наоборот.

Словарная работа Прочитайте слова, записанные  на доске, вставьте окончания глаголов

            3 л. ед.ч. -   по..                                  2 л. ед.ч. -  стро..

           1 л. мн.ч.  -  молч ...                          3 л. ед.ч. -  жар..

          3 л. мн.ч. -  рев..                                 2л. мн.ч.  -  рису..

         3 л. мн. ч.  -  начн..                            3 л. ед.ч.  – пряч..

III. Постановка темы и целей урока (формулирование проблемы).

Цель: обсуждение затруднений

Какие слова вызвали сомнения? Почему? (Во втором столбике окончание у глаголов безударное, сложно  определить, что писать)

Значит, что вы не умеете? Определять спряжение у глаголов с безударным окончанием  

Постановка учебной задачи

Чему вы должны научиться на уроке? (Нам нужно научиться оределять спряжение глаголов с безударным окончанием) Зачем ? ( Зная спряжение глагола, иы сможем првильно написать окончание глагола)

IV. Познавательная деятельность.Открытие  новового  знания

Цель: решение задачи, обсуждение её решения и нахождение нового способа определения спряжения у глаголов с безударным окончанием.

Открытие нового знания.

В каком столбике Вам было сложно определить окончание глаголов? Образуйте от данных глаголов неопределенную форму и запишите. Прочитайте, что у Вас получилось?

Строить, жарить, рисовать, прятать

На какие группы Вы разделили бы эти глаголы? ( Одни оканчиваются на –ить, а другие на –ать) Какие отнесем ко какому спряжению?

Работа в группах.

Сейчас Вы будете работать в группах по 4 человека. Вам надо попробовать составить алгоритм (план действий), который нам поможет правильно определить спряжение глагола и написать окончание. ( Дети обсуждают, затем предлагают свои планы. Корректируют и получается общий план)

Составление алгоритма определения спряжения глаголов с безударным окончанием.

1. Читаем глагол , ставим ударение

2.1. Если у глагола ударное окончание –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют , то это глагол I. спряжения; если ударное окончание –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят, то это II. спряжения

2.2. Если у глагола безударное окончание, то глагол надо поставить в неопределенную форму ( инфинитив) и , если глагол оканчивается на –ить, то перед нами глагол  II. Спряжения, если оканчивается на –ать, -еть или другое , то это глагол  I. спряжения.

Цель определения спряжения:  правильное написание окончаний глаголов

Работа с правилом

Откройте учебник, прочитайте правило

Сравните Ваш алгоритм и правило.

V.  Физминутка

Гимнастика для глаз

Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой).

Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки.

Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза.

Напишите носом свое имя и фамилию .

Используется гимнастика для глаз.

-снятие мышечного напряжения;

- охрана здоровья ребенка;

- соблюдение гигиенических требований.

VI. Первичное закрепление

(Интеллектуально преобразовательная деятельность)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа со смарт-доской

Перед Вами глаголы и две корзины. Ваша задача распределить глаголы в корзины по спряжениям ( выполнение заданий на смарт –доске, последовательно выходят все)

Проверка :

Прочитайте глаголы I. спряжения.  II. спряжения . Чем похожи глаголы II. Спряжения? Почему все эти глаголы требовали такой тщательной проверки? ( У них безударное окончание)

 Вывод:   глаголы с безударным окончанием в инфинитиве во втором спряжении оканчиваются на –ить, а в первом на –ать, -еть, -уть и другое.

VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкойв парах по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.                                    - Давайте проверим, «работает» ли открытый нами новый  способ определения спряжения?

Самостоятельная работа упр 141 

Взаимопроверка

Какие глаголы отнесли к I спряжени?  Ко  II спряжению?

VIII.  Итог урока 

Рефлексия учебной деятельности

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), результатов своей деятельности и всего класса.

Чему вы должны были научиться? (Нам нужно было найти способ определения спряжения у глаголов с безударным окончанием)

Как же определить спряжение у глаголов ?

1. Читаем глагол , ставим ударение

2.1. Если у глагола ударное окончание –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют , то это глагол I. спряжения; если ударное окончание –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят, то это II. спряжения

2.2. Если у глагола безударное окончание, то глагол надо поставить в неопределенную форму ( инфинитив) и , если глагол оканчивается на –ить, то перед нами глагол  II. Спряжения, если оканчивается на –ать, -еть или другое , то это глагол  I. спряжения.

Зачем надо определять спряжение у глагоов?

Цель определения спряжения:  правильное написание окончаний глаголов

Заполните карты  самооценки  и выразите оценку своей учебной деятельности   через «светофора»:

  Зеленый – я понимаю достаточно хорошо, могу еще кому-нибудь объяснить.

  Желтый – я кое-что понимаю, но не все.

 Красный – я ничего не понимаю.

IX. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – стр. 93 правило, выполнить упр. 143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Сценарий урока по русскому языку в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"

Данный материал представляет собой урок русского языка в 4 классе на тему  «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"  по программе «Начальная школа XXI века». Основная р...

Системно – деятельностный подход на уроке русского языка «Определение спряжения глагола с безударным окончанием»»

В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Определение спряжения глагола с безударным окончанием», целью которого было:формирование умений определять спряжение глагола с ...

Конспект урока русский язык по теме "Имя прилагательное. Безударные окончания"

Представлен конспект для 4 класса по УМК "Перспектива"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения правильно пис...