Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 Цель:

образовательные:

Ø  формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;

Ø  отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов

 

развивающие:

Ø  учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;

Ø  способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух

 

воспитательные:

Ø  содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_avtosokhranennyy.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»  

                                                                Подготовила и провела учитель МКОУ СОШ №7                      п. Талинка

 Шимон Светлана  Владимировна    

 Цель:

образовательные:

  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов

развивающие:

  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух

воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Учебные материалы:

Учебник «Русский язык,  4 класс» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки.

Ход.

1 Организационный  момент.

У. Ребята, давайте начнем наш урок с установки, которую каждый даст для себя.

Прочитайте «про себя» эти слова:  (Слайд 2)

Я буду внимательным.

Буду думать.

Буду  размышлять.

Буду догадлив, старателен.

Дети читают «про себя» слова, написанные на слайде.

2 Актуализация знаний.

У. Среди букв спряталось слово, вы найдете его, если исключите глухие согласные. (Слайд 3)

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

Учащиеся работают по карточкам в парах.

У. Какое слово у вас получилось?

Д. Исключив глухие согласные, мы получили слово глагол.

У.  Расскажите, что вы знаете о глаголе по плану. (Слайд 4)

  Глагол – это …

 Отвечает на вопросы …

 Обозначает …

  Глаголы бывают … спряжения.

Спряжение глаголов – это….

 Спряжение – это…  признак  глагола.

Д.Глагол – это самостоятельная часть речи.

 Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

 Обозначает действие предмета.

   Глаголы бывают  1 и 2 спряжения.

Спряжение глаголов – это  изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

 Спряжение – это постоянный признак глагола.

У. Вспомните  личные окончания глаголов.

Поработаем по капточкам.

1 вариант вставит пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов 1 спряжения, 2 вариант –  в глаголах 2 спряжения.

(работа по карточкам)

Карточка 1

                     Iспряжение
        ед.ч.                мн.ч.                
1 –е л.  -у (-ю)                          - …м (-…м)

2 – е л. – …шь (…шь)             - …те (-…те)

3 – е л. – …т (-…т)                   - …т (- …т)

                                                                                       

                       

Карточка 2

                     IIспряжение
        ед.ч.                     мн.ч              .                          
1 –е л.  -у (-ю)                          - …м

2 – е л. – …шь                         - …те

3 – е л. – …т                            - …т (- …т)

                                                                                       

                       

У. Проведем взаимопроверку по ключу. (Слайд 5)

Верните друг другу карточки.

Кто выполнил работу без ошибок?

Какой совет вы дадите ребятам, допустившим ошибки?

Д. Ели допущены ошибки в определении гласной в личных окончаниях глаголов, надо выучить таблицу окончаний.

У. Запишите глаголы в 2 столбика по спряжениям, подчеркните орфограммы.

                                                                                                                 (Слайд 6)

Говорит, бежит, пьёт, шьёт, сидит

У. Какие глаголы относятся к первому спряжению?

Д. К первому спряжению мы отнесли глаголы пьёт и шьёт.

У. Прочитайте глаголы второго спряжения.

Д. Бежит, сидит.

У. Ребята, а что вам помогло определить спряжение глаголов?

Д. Спряжение глаголов мы смогли определить по ударным окончаниям, так как мы уже знаем таблицу личных окончаний глаголов.

3 Постановка проблемы.

У. А сейчас, ребята, я хочу предложить вам заглянуть на минутку на урок русского языка в один 4 класс. (Слайд 7).

Ребята изучили спряжение глаголов и писали диктант.  Саша написал:  «Ярко светит солнце», а Маша написала: «Ярко светет солнце»

В написании какого слова у ребят возникли разногласия?

Д. Ребята по – разному написали глагол светит.

У. Какого спряжения глагол в предложении Саши. Почему?

Д. У Саши глагол светит 2 спряжения, потому что он написал окончание –ит.

У.А в предложении Маши?

Д. А у Маши этот глагол 1 спряжения, потому что она написала окончание –ет.

У. А может ли один и тот же глагол быть и первого и второго спряжения?

Д. Один и тот же глагол не может быть и первого, и второго спряжения, потому что спряжение – это постоянный признак глагола.

У. Значит кто – то из ребят допустил ошибку.

Попробуем разобраться в этом.

Но сначала скажите, почему возникла ошибка?

Д. Кто – то из ребят допустил ошибку, потому что окончание безударное, и на слух нельзя определить, какое окончание надо писать.

 4 Определение темы и задач урока.

У.Умеем ли мы определять спряжение глагола по безударному окончанию?

Какой возникает вопрос?  

Д. Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?)   (Слайд 8)

У. Это и есть тема нашего урока.

Какие задачи для себя вы бы определили на урок?

Д. Сегодня на уроке нам надо научиться определять спряжение глаголов по безударным окончаниям, правильно писать безударные личные окончания глаголов.

5 Открытие нового знания.

У. Вы верно определили тему и задачи урока. Готовы ли вы открыть новое знание?

 Я вижу, что вы все готовы к дальнейшей работе.

Работаем в парах.

 Выполним упр. 254 на стр. 71 учебника.  (Слайд 9)

 Прочитайте задание, обсудите, что надо сделать.

Понятно ли вам задание? Начинайте работу.

 Задание: Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.

 Благодарят –

 Владеет –

 Летаете –

 Колете –

 Учащиеся работают в парах, затем проводим обсуждение работы.

У. Какого спряжения глагол благодарят?  

Д. Глагол благодарят 2 спряжения, так как окончание – ят.

У. Какой глагольный суффикс записали в глаголе неопределенной формы перед суффиксом – ть?

Д. Перед суффиксом –ть в неопределенной форме стоит глагольный суффикс – и.

  Аналогично работаем с другими глаголами.

У. Посмотрите внимательно на записанные глаголы.

Благодарят – благодарить (2 спр.)

 Владеет – владеть (1 спр.)

 Летаете – летать (1 спр.)

 Колете – колоть (1 спр.)

Обсудите в парах, какие глагольные суффиксы в неопределенной форме указывают на 1,2 спряжение. Попробуйте сформулировать правило.

 Дети обсуждают работу.

У. К какому выводу вы пришли?

Д. Мы пришли к выводу, что глагольный суффикс – и в неопределенной форме указывает на 2 спряжение, все остальные суффиксы – на 1 спряжение.

У.  Проверьте свое предположение по учебнику на стр. 72.

 Дети знакомятся с правилом, приходим к выводу, что предположения верны.

                                                                                           Физминутка.

6 Закрепление материала.

У. Отдохнули?

Готовы ли вы применить полученные знания на практике?

Д. Да, готовы.

У. Тогда приступим к работе.

Прочитайте и закончите предложения. (Слайд 10)

Чтобы правильно написать личное окончание глагола, буду действовать так;

1 Ставлю ударение и определяю, какое окончание (ударное или безударное)

2 Если ударное – пишу (как слышу).

А теперь поработайте в группах и составьте алгоритм работы над глаголами с безударными личными окончаниями.

Дети получают листы, на которых должны составить алгоритм.

Поможет вам в составлении алгоритма упражнение 256.

Прочитайте, как мы должны пошагово действовать и впишите текст в фигуры.

Проводим проверку алгоритма. (Слайд 11)

У. К доске выйдут представители каждой группы, и мы сравним, что у вас получилось.

Д. Определяем, окончание ударное, если нет, ставим в неопределенную форму. Оканчивается на – ить, значит второе спряжение.

Если нет – первое спряжение.

Запись алгоритма:

Окончание ударное

                                                                         Нет

                                                  Ставим в неопределенную форму

                                                      Оканчивается на – ить

                                                 Да                                                      нет

                                             2 спр.                                                    1 спр.

У.  Алгоритм работы мы с вами составили.

Опираясь на алгоритм выполним упражнение 257.

Часть упражнения выполняем с комментированием.

Груст…м в разлуке, ребята спор..т, брат боле..т, давно друж..м, он приход…т поздно, книга леж..т в портфеле.

Д. Грустим в разлуке. Ставлю ударение, окончание безударное, значит можем допустить ошибку. Ставлю глагол в неопределенную форму – грустить, заканчивется на – ить, значит второе спряжение, пишем окончание – им.

Аналогично комментируют все остальные глаголы.

Вторую часть задания ребята выполняют самостоятельно.

Забот…мся о родителях, слуша…те музыку, встрет..м его у школы, они люб…т читать.

Проводим проверку с объяснением.

У. Давайте вернемся к глаголу светить.

Можете ли вы определить, кто написал правильно безударное личное окончание в глаголе?

Д. Правильно написал Саша, потому что если поставить глагол светит в неопределенную форму, получится светить, оканчивается на – ить, значит второе спряжение, надо писать окончание –ит.

У. Ребята, как вы думаете, для чего надо уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

Д.  Уметь определять спряжение глаголов надо для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов.

У.Можно ли сказать, что правописание глаголов с безударным личным окончанием – это орфограмма?

Д. Конечно, это орфограмма.

7 Итог урока.

У. Ребята, какую задачу мы сегодня ставили перед собой на уроке?

Д. Сегодня на уроке мы учились определять спряжение глаголов по безударным окончаниям, правильно писать безударные личные окончания глаголов.

У. Как нужно действовать, чтобы определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола?

Д. Чтобы правильно написать безударную гласную в личном окончании глагола, надо определить спряжение глагола, поставив его в неопределенную форму.

У. Закончить урок я хочу пословицей: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Объясните смысл пословицы.

Д. Чтобы чего – то добиться, надо обязательно потрудиться. Вот мы сегодня хорошо поработали и познакомились с новой орфограммой.

У. Запишите пословицу, определите спряжение глагола

Дети записывают пословицу.

Какое окончание вы записали в глаголе вытащишь? Почему?

Д. В глаголе вытащишь надо писать окончание – ишь, потому что это глагол 2 спряжения, в неопределенной форме вытащить, заканчивается на – ить.

У. Оцените себя, достаточно ли вы хорошо усвоили это правило?

Дети оценивают свою работу на уроке по шкале успеха.

8 Домашнее задание.

Выучить правило на стр. 72, упр. 258.

Ласточка день начинает, а соловей ______________ (кончает).

Мир строит, а война_______________ (разрушает).

Дождик вымочит, а солнышко_____________ (высушит).

По одёжке встречают, а по уму _______________ (провожают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»

Цель: образовательные:Ø  формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;Ø  отрабатывать практические навыки правильного написания безударных л...

Урок русского языка для 4 класса по теме "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное"

В данном материале представлен конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.Тип...

Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по не­определённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; напи­сание безударных личных окончаний глаголов....