Поздравительная открытка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_pozdr_otkrytka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Оргмомент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Постановка учебной задачи

- Сегодня у нас урок развития речи.

 Слайд 1

Соберите из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока.

Слайд 2

Тема урока «Поздравляю!»

-Итак, сегодня мы будем учиться писать текст – поздравление.

III. Игра «Собери пословицу» (работа по вариантам)

Слайд 3

1) - Ребята, у каждого из вас в конвертах лежат карточки со словами. Вам нужно из них собрать пословицу.

1 вариант: Ласковое слово и кошке приятно.

2 вариант: Хорошее слово – половина счастья.

Проверка: два ученика собирают пословицы на магнитной доске.

- Какой общий смысл у этих пословиц?

(Когда мы слышим хорошее, доброе слово, то на душе становится светлее и радостнее)

- Конечно, ребята, вы правы. Доброе, ласковое слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее.

2) - Скажите, а когда особенно хочется принести человеку радость, сделать приятное?

(В день рождения, в Новый год и т.п.)

- Совершенно верно! В праздник хорошее настроение нам просто необходимо! Не зря в народе говорится: «Без доброго слова празднику не праздник». Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова и пожелания.

3) - Ребята, вы знаете, что речь бывает устной и письменной.

Как вы думаете, где же используется письменная поздравительная речь?

Слайд 4

(В поздравительном письме, в поздравительной открытке, в поздравительной телеграмме)

Слайд 5

IV. Из истории почтовой открытки

 - История открытки как почтовой карточки сравнительно молода и насчитывает всего лишь 140 лет.

      Однако, если рассматривать открытку не как «открытое письмо», а как поздравительное послание, то первая такая карточка была изготовлена ещё в 15 веке. Считается, что герцог Орлеанский, сидя в тюрьме, таким оригинальным способом поздравил свою жену с днём Святого Валентина.

      Но как уже отмечалось, массовое распространение открытки получили лишь в конце 19 века. Их использовали для того, чтобы поздравить друг друга с различными праздниками: Пасхой, Рождеством и другими.

Слайд 6

      До 1860 года открытки изготавливали вручную, поэтому их стоимость была довольно высока. Поздравительные открытки того времени – это настоящие произведения искусства, украшенные многочисленными виньетками и высечкой. Изображение было столь прекрасно, что длинный поздравительный текст здесь попросту не предусматривался. Их просто подписывали и передавали адресату.

V. Работа с информационной картой

(Карты у каждого ученика на партах)

1) Задание:

- Внимательно прочитайте правила написания поздравительного письма.

Простым карандашом выполните разметку текста:

Слайд 7

«+» - правила, которые знали раньше;

«!» - новые сведения;

«?» - непонятно, требует разъяснений;

2) Обсуждение:

- Что нового узнали?

-Какой пункт непонятен, требует разъяснений?

ФИЗМИНУТКА

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Ручки моет, щечки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать!

VI. Работа над планом текста-поздравления

- Зная правила написания текста-поздравления, поставьте пункты плана в нужном порядке.

Слайд 8

  1. Обращение
  2. Поздравление
  3. Пожелание
  4. Подпись
  5. Дата

VII. Беседа по содержанию сочинения. Лексическая работа

  1. Работа по учебнику: с. 45, упр. 4

(Первое поздравление неинтересное, скучное. Счастья и здоровья можно пожелать любому человеку)

- Несмотря на то, что в поздравительных текстах встречаются одинаковые слова, выражения, все же для каждого адресата нужно найти особые слова, нестандартные пожелания, свою интонацию. Нужно написать поздравление так, чтобы порадовать адресата.

  1. Составление коллективного поздравления по опорным словам и выражениям (работа по группам)

1 группа.

Задание:

- Выберете из предложенных вариантов «обращений» один-два, наиболее понравившиеся. Напиши «обращение».

  • дорогая…
  • милая…
  • добрая…
  • любимая…

2 группа.

Задание:

- Выберете из предложенных вариантов «поздравлений» один, наиболее понравившийся. Подчеркни его. Допиши название праздника.

  • От всей души поздравляю…
  • Искренне поздравляю…
  • От всего сердца поздравляю…
  • Очень хочется поздравить…

           

              3 группа.

              Задание:

            - Выберете из предложенных вариантов «пожеланий» три-четыре, которые вам наиболее понравились. Подчеркни их.

Желаю …

        ярких, солнечных лучей; море цветов; добра, света, тепла; веселья, радости, улыбок; бодрости духа; долголетия; праздничного настроения; хорошего самочувствия; чтобы всегда улыбались твои глаза; чтобы печаль никогда не касалась твоих глаз;

               4 группа.

               Задание:

            - Выберете из предложенных вариантов «пожеланий» два-три, которые вам наиболее понравились. Подчеркни их.

Оставайся такой же…

доброй, красивой, нежной, ласковой, мудрой, заботливой, весёлой, жизнерадостной;

Слайд 9

  1. – А вот какое поздравление я написала своей маме к этому празднику.

За ласку, доброту, заботу

Хочу тебя благодарить.

Собрать бы все цветы на свете –

Тебе, родная, подарить.

И пожелать здоровья, счастья,

Побольше радости, тепла,

Чтоб в жизни не было несчастья,

И чтоб не старили года!

VIII. Домашнее задание

с. 45, упр. 5

- Напишите поздравление своим родным или друзьям к Новому году, дню рождения или к какому-либо другому празднику. Поздравление может быть не только в прозе, но и в стихах.

IX. Итог урока, рефлексия

  1. Послушайте, какое пожелание друзьям написал поэт С. Я. Маршак.

Слайд 10

               Пожелание друзьям

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас,

И сердце умным будет.

           Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего,

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

  1. - Над каким видом текста работали на уроке?

- Где пригодится вам умение писать тексты-поздравления?

- «Смайликом» покажите свое настроение в конце урока.

Слайд 11

Дополнительный материал:

Ты этот праздник долго ждешь,

О нем мечтаешь.

С утра гостей ты позовешь,

Теплом встречаешь.

Ты в комнату их проведешь,

На стол накроешь,

Потом посуду уберешь

И всю помоешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поздравительная открытка к 23 февраля

Изготовление открытки с обёмными гвоздиками. Предлагаются и другие варианты открыток....

Развитие речи "Поздравительная открытка"

Урок развития речи. Знакомит детей с правилами оформления поздравительных открыток....

"Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс.

Урок по теме: "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс,   программа Б.Неменского. Это интегрированный урок, но может проводить и учитель изо, если есть опыт работы в графи...

Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )

Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )...

Презентация по трудовому воспитанию на тему: технология изготовления аппликации-открытки "Поздравительная открытка ко дню пожилого человека"

Открытка выполнена в технике «аппликация» с элементами оригами и бумагопластики.Цель: развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса посредством создания открытки в технике «аппл...

Конспект урока изобразительного искусства: "Поздравительная открытка. Изображение открытки" ( УМК " Школа России" , 3 класс)

Тема: «Поздравительная открытка. Изображение открытки»Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе рисования открытки; формирование  представления о...