Развитие речи "Поздравительная открытка"
план-конспект по русскому языку по теме

Урок развития речи. Знакомит детей с правилами оформления поздравительных открыток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozdravlenie__otkrytyy_urok.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon listy_dlya_pozdravleniy.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon obrashchenie.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon shariki.doc532 КБ
Office presentation icon otkrytka.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правила составления поздравительной открытки.

Цель: Научить писать поздравительные открытки.

Задачи:

  1. Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
  2. Убедитесь, что открытка остается на память, поэтому особенно важно ее подписать красиво.
  3. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
  4. Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Ход занятия.

1.Объявление темы 

- Ребята, тема нашего занятия  на доске. Слайд 1

«Хорошее слово половина счастья»

- Как вы понимаете эту пословицу?

 ( Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово наполовину изменяет настроение человека.)

- Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.

-Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?

( В день рождения! В новый год. В праздники.)

- Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо. А какие праздники вы еще знаете?

(Рождество. День защитника отечества. Международный женский день Новоселье. Свадьба. Юбилей…)

- Верно. Видите, как много праздников существует.

- Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, наша речь может быть как  устной, так и письменной.

 Где же используется письменная поздравительная речь?

(В поздравительном  письме. В поздравительной открытке. В поздравительной  телеграмме.)

–Какой приближается праздник?

– Что вы знаете о новогоднем празднике?

-Что является символом Нового года? (ёлка)

Слайд 2

У ЁЛКИ ИГОЛКИ КОЛКИ

-Что это? (скороговорка)

-Читаем медленно, тихо

 -Читаем медленно, громко

 -Читаем быстро.

– Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека с Новым годом? (подписать открытку)

 - Сегодня мы с вами научимся подписывать поздравительную открытку.

– Это интересно… (из истории поздравительной открытки). Сообщает учитель.

[Известна дата,  когда появилась первая открытка, – 7 октября 1775 года. Возникновение поздравительных писем связывают именно с этой датой и необычайной историей.

В немецком городе Ольденбурге некий книготорговец по имени Шварц рассердился на своего друга. Но так как он был воспитанным, вежливым человеком и не мог сказать другу в глаза то, что больше всего хотелось, он принял другое решение. На белом листе картона Шварц один из рисунков книги, которая имела в то время большой успех. На рисунке главного героя чёрт волочил в преисподнюю, именно этого желал своему другу книготорговец. Его друг развеселился и всем показывал это забавное послание. В книжный магазин Шварца хлынули покупатели, чтобы приобрести такую картинку, ведь у каждого был кто-то, кому хотелось досадить, да ещё так, чтобы не подписывать своего имени. Почтовые служащие долго не принимали всерьёз эту новинку и много лет относились к ней как к пустой затее. Но они заблуждались относительно будущего открытки. Успех её был огромен, и сегодня жизнь без неё была бы лишена многих красок. Время изменило её и изменило её назначение, сейчас её цель не досадить, а доставить удовольствие.]

[В Москве живёт интересный человек – Михаил Степанович Забоченя, который коллекционирует открытки. У него одних только новогодних открыток сто тысяч!]

Слайд 3-10

-Открытки бывают разные.

2. Обучение написанию поздравительной открытки.

- Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.

(Дорогая мама! Уважаемая Наталья Викторовна!)

- Эта часть открытки имеет свое название- обращение.

- Следующая часть открытки- информация о том, с чем поздравляют.

-Большую трудность вызывает третья часть- само пожелание.

-И заканчивается четвертой частью- подпись и дата.

Учитель. А теперь разберем каждую часть.

Обращение.

- Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным.

- Как мы обратимся к папе, маме, бабушке, дедушке?

(Дорогая, любимая, бабушка! Милая, добрая мама! Дорогой мой папа!)

 – Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей?

(Уважаемая.  Дорогая.)

- А у нас есть верные друзья. Когда обращаетесь по имени «Ира», «Саша», то можно употребить уменьшительно-ласкательные суффиксы «Ирочка», «Сашенька». При этом помните, что обращение должно быть приятным. Например: если Люба не любит, когда ее называют «Любашей», то назовите ее Любочка или Любонька.

Слайд 11

Причина поздравления

- Следующая часть поздравления не вызывает труда, т.к здесь мы указываем название праздника. Пожалуйста, Вам слово!

( Поздравляю с Новым годом!… с Международным женским днем!)

- А теперь приступим к самой трудной части- это пожелание.

-Что обычно желают?

(Здоровья. Счастья. Успехов в чем-нибудь.)

- Да, но если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.

При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем.

/Учитель пишет на доске, а ученики листах/

Как желаем?                                                                                                              Что желаем?

- С каких слов можно начать пожелание?

(Желаю тебе…. От всей души желаю…. Искренне желаю…. От всего сердца желаю… Хочу пожелать… Хочу, чтобы… Пусть…)

/ Все варианты написаны в левый столбик/.

-Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать?

(Счастья  Здоровья   Успехов  Удачи)

- Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек?

(Он веселый. Он хорошо себя чувствует. Он добрый. Он улыбается.)

- Как же мы напишем пожелание?
( Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза.)

- Когда мы говорим об успехах, то прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными.

( Успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, новых интересных путешествий.)

- Молодцы. Но помните, если вы пожелаете товарищу исправить двойку или напомните о неприятностях, и это напоминание сохранится в вашей открытке на всю жизнь. Следовательно, успехов надо пожелать, не напоминая о неудачах.

В результате рассуждения получается примерно такая таблица. Но эту таблицу можете вместе с родителями и продолжить.

Слайд 12

Как желаем?

Что желаем?

Желаю тебе (Вам)…

От всей души желаю…

От всего сердца желаю…

Искренне желаю…

Хочу пожелать…

Хочу чтобы…

Пусть…

1. Счастья   2. Здоровья   3. Успехов

1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников.

2. Веселья, радости , бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались Ваши глаза.

3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д.

-Ребята! Все пожелания, написанные в таблице, можно написать (использовать) одному человеку?

(Нет, т.к. каждому человеку нужно подобрать желания подходящие ему.)

-Мы подошли к заключительной части – дата и  подпись.

-Как можно подписаться на открытке?

 Например: «Твой сын Саша», «Твой внук Игорь», «Любящий внук Миша», «Твой друг Дима».

-Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 4 класса подпишется «Александр Петрович», то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал.

Слайд 13

- А теперь давайте попробуем устно составить открытку . Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?

/Слабым ученикам учитель должен помочь, молча указывая на нужную строчку в левом и правом столбиках. Делать это надо так, чтобы ученик не чувствовал напряжение в своей речи. /

 

Обратите внимание, что пожелание должно соответствовать празднику и адресату. 

Поздравления пишутся от души, должны быть приятны тому, кого ты поздравляешь.

Слайд 14-15

-Посмотрите, правильно ли составлены поздравительные открытки.

- А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку.

3. Рефлексия.

-У вас на столах лежат  новогодние  шары.  Они обозначают ваше настроение.

Красный шар        Я СОБОЙ ДОВОЛЕН

Синий шар            Я РАССТРОЕН

Белый шар             СЕРЕДИНКА

-Повесьте выбранный шар на доску.

3. Домашнее задание.

- Поздравительных текстов и стихотворений сейчас много в книгах и брошюрах. Просто нужно правильно выбрать их.

-Где вы найдете открытки? А лучше сделать ее самим.

-Подпишите открытки маме, папе, бабушке, дедушке к Новому году. Не забудь о своих братьях и сестрах, и конечно друзьях.



Предварительный просмотр:





















































Предварительный просмотр:

Обращение








___________________________________________________________________________

Причина поздравления








___________________________________________________________________________

Пожелания

Как желаем?

Что желаем?









































__

Дата

Подпись







Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хорошее слово половина счастья

Слайд 2

У ЁЛКИ ИГОЛКИ КОЛКИ

Слайд 3

Поздравительная открытка

Слайд 4

Пасхальная открытка 19 века

Слайд 5

Почтовая открытка начала 20 века

Слайд 6

Поздравительная открытка середины 20 века

Слайд 7

Поздравительные открытки конца 20 века

Слайд 8

Поздравительные открытки конца 20 века

Слайд 9

Художник Е.Борисов, 1992 г.

Слайд 10

Дорогая, любимая бабушка! Милая, добрая мама! Дорогой мой папа!

Слайд 11

Как желаем? Что желаем? Желаю тебе (Вам)… От всей души желаю… От всего сердца желаю… Искренне желаю… Хочу пожелать… Хочу чтобы… Пусть… 1. Счастья 2. Здоровья 3. Успехов 1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников. 2. Веселья, радости , бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались Ваши глаза. 3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д.

Слайд 12

Твой сын Саша. Твой внук Игорь. Любящая внучка Маша. Твой друг Дима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи - 2класс Тема:Открытка. Пригласительныйй билет.

Данный урок может проходить как урок развития речи или как внеклассное мероприятию по русскому языку....

Урок: Развитие речи (2 класс) Тема: Поздравительная открытка

На уроке учащиеся знакомятся  с историей возникновения первой открытки. Формируеся умение в написании поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета...

Фрагмент интегрированного урока русского языка и технологии "Развитие речи. Составление текста поздравительной открытки"

Размещённый ниже фрагмент интегрированного урока русского языка и технологии  "Развитие речи. Составление текста поздравительной открытки" предназначен для педагогов в качестве варианта...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"

Сочинять  поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...

Внеклассное занятие по творческому развитию Поздравительная открытка «Цветок» (плоскостное моделирование, аппликация ).

Внеклассное занятие по творческому развитию Поздравительная открытка «Цветок»(плоскостное моделирование, аппликация )....

Развитие речи. Поздравительная открытка.

Урок развития речи "Поздравительная открытка" направлен на формирование умения сочинять поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения....