Урок развития речи - 2класс Тема:Открытка. Пригласительныйй билет.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тимофеева Марина Геннадьевна

Данный урок может проходить как урок развития речи или как внеклассное мероприятию по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок развития речи (2 класс)28.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык (развитие речи)

Тимофеева Марина Геннадьевна, учитель начальных классов,

 г. Кемерово МБОУ «Гимназия №71» («Радуга»)

Пр. Ленинградский 32б

Тема: Открытка. Пригласительный билет. (3 класс)

Тип урока: изучение нового материала, овладение новыми умениями и навыками.

Цель: ознакомление с особенностями текста  в пригласительном билете,  овладение  умением подписывать пригласительный билет, опираясь на структуру текста.

Дидактические задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте как основном лингвистическом понятии (тематическое и композиционное единство, смысловая цельность частей текста); научить составлять текст  пригласительных билетов; познакомить с историей происхождения открытки и пригласительного билета.
  • Развивающие: развивать у учащихся интеллектуальные способности: умение логически мыслить, умение отбирать главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; 
    развивать учебно-коммуникативные навыки (умение ориентироваться в условиях речевого общения, уметь принимать участие в дискуссии, отвечать на вопросы, конструировать их и задавать).
  • Воспитывающие: воспитывать культуру общения через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

 Формировать УУД:

  • Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в коллективе и следовать им (Коммуникативные УУД)
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)
  • Приобретение школьниками социальных знаний  (Познавательные УУД)

Оборудование: выставка открыток и пригласительных билетов, презентация к уроку, заготовки пригласительных билетов, таблицы по структуре текста, карточки – опоры.

Технические средства: проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

 Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

II.Актуализация знаний

III. Постановка учебной задачи

IV.Формирование новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

4.1. Знакомство с историей появления открытки в мире, в России.

4.2. Знакомство с разными видами открыток.

4.3. Работа с Толковым словарём и Интернет – ресурсами

4.4.Знакомство со структурой текста в открытке и пригласительном билете.

V.Физминутка

VI. Практическая работа (7-10 мин)

6.1 Обсуждение и составление текста

.

6.2. Презентация работ

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание

IX. Рефлексия

Ну- ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке?

Ручка книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

- Ребята, сегодня на уроке развития речи  мы будем продолжать работу над текстом. На урок возьмём необычный текст, будем учиться правильно его составлять.

- Скажите, пожалуйста, если мы хотим поздравить кого-нибудь с праздником, радостным событием в жизни или пригласить на торжественное мероприятие, то при помощи чего мы можем это сделать?

 Конечно же, в современное время мы можем отправить СМС сообщение, написать по электронной почте, а ещё традиционно можем подписать открытку и пригласительный билет.

- Итак, как вы думаете, какова же сегодня тема нашего урока?

- Действительно. Тема урока: Открытка. Пригласительный билет.                  СЛАЙД 1

- Сформулируйте цель  нашего урока?

                                                               СЛАЙД 2

Сегодня мы работаем в группах. Вспомните правила совместной работы. Итак, приступаем к работе.

-Что же такое открытка?

- Где мы можем найти толкование слова? Давайте обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

                                                СЛАЙД 3                                                          

- Открытка появилась и с тех пор радует глаз и душу. Посмотрите, сколько красивых открыток украшают нашу доску! Здесь мы можем увидеть не только типографские открытки, но и дизайнерские. Посмотрите, какие они красивые, эксклюзивные.

-А всегда ли они были такими? Как же появились открытки?

Сразу несколько стран мира оспаривают право на изобретение открытого письма. Это Франция, Великобритания, Германия, Китай. После многолетних исследований, единодушно было принято решение, что первое открытое письмо появилось в Австрии в 1869 году.

                                               СЛАЙД 4        

 В 1874 году открытка получила официальное признание на Всемирном почтовом  конгрессе в Берне. С этого времени прошло практически полтора века, и за это время открытка пережила немало изменений. Она постоянно меняла свой облик.                                                                  СЛАЙД 5 - 6

- Первые открытки в России появились в 1894 году. Долгое время это были простые бланки. С 1895 года начали появляться художественные открытки. Первые художественные открытки стала издавать Община Святой Евгении. Это было время чудесного рождения открытки в России.  

- Старинные авторские открытки были совершенно трогательные. На них изображались дети, автор обязательно прописывал на открытке пословицу или поговорку. Направляя людей на размышления о жизни.

(Далее следует рассказ об открытках, изображавших улочки Москвы, о серии открыток, посвященных 100 летию А.С.Пушкина; об открытках, которые путешественники отправляли из разных стран мира и т.д.)                             СЛАЙДЫ 7 - 25

- Есть люди, которые увлечены коллекционированием открыток. Как называется коллекционирование открыток?  

                                                  СЛАЙД  26                

 

- На уроках русского языка мы уже познакомились с особенностями текста, которыми пользуемся, чтобы правильно подписать открытку. Сегодня на уроке обратимся к одной из разновидностей открытки: пригласительному билету.

- Что же такое пригласительный билет?      

                                       СЛАЙДЫ 27-28

- Для чего нужны пригласительные билеты?

- Куда можно пригласить? Кого можно пригласить? Обсудите, пожалуйста, в  группах.

Пригласительные билеты выглядят, как открытки. Но в чём отличие?

- Действительно, отличие в предназначении   текста и в структуре текста.

-Давайте, вспомним, из каких частей состоит текст? (начало, основная часть, концовка)

- Что будет являться началом в данном тексте?

- Что будет содержать основная часть?

- Что будет включать в себя заключительная часть?                                                 СЛАЙДЫ 29-33

  • НАЧАЛО –  обращение (обсуждается как можно обратиться); СЛАЙД
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ -  повод, место, время;
  • КОНЦОВКА – подпись

 -Давайте рассмотрим образцы текстов пригласительных билетов. Правильно ли они подписаны? Обоснуйте свой ответ.    

                                       СЛАЙДЫ 34-36

- Ребята, давайте отдохнём.(Музыкальная физминутка)

- В группе разбейтесь по два человека, обсудите, КУДА и КОГО  вы хотели бы пригласить, каков ПОВОД приглашения. Составьте текст пригласительного билета.

- Итак, работа закончена. Давайте послушаем разные варианты текстов для пригласительного билета.

- Ну что же, ребята, подходит к завершению наш урок. Давайте вспомним цели, которые мы ставили перед собой в начале урока.

- Итак, в чём же особенность составления текста в пригласительном билете?

Какую структуру имеет данный текст? Почему важно, чтобы все структурные элементы присутствовали в тексте? Достигли мы на уроке поставленных целей?

                               СЛАЙДЫ 37

  • - Дома, ребята, вас ожидает творческая работа: 1. приготовьте  художественно оформленный пригласительный билет;
  • 2. готовим классную выставку семейных старинных открыток.
  •                                СЛАЙДЫ 38-39

Лесенка знаний на листочках: А,Б,В

- Оцените свою работу и работу ребят на уроке:

1. Мне понравилось……

2. Мне удалось………

3. Я узнал………….

4. Чью работу на уроке хотите отметить?

                                СЛАЙД 40-41

Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Дети рассуждают. Дают ответы.

Формулируют цель урока.

 В группах находят значение слова, используя разные словари.

Ученики, которые готовили сообщение из истории происхождения открыток, рассказывают, опираясь на презентацию.

Идёт работа по группам:

1группа по словарю: Что такое коллекционирование?

2 группа – коллекционер.

1 человек, используя Интернет ресурсы, находит информацию о Филокартии.

Находят толкование в словаре.

Обсуждение в группах.

Представители групп дают разные варианты.

- Обсуждение в группах, аргументирование выводов.

Составляют текст пригласительного билета, опираясь на перфокарту.

Дети слушают выступающих. Обсуждают правильность составления текста.

Ответы на вопросы, обсуждение

Подводят итог, самоанализ, самооценка.

А – ничего не понятно на уроке.

Б – Всё понятно. Трудностей не испытываю.

В – Очень интересно! Хочу ещё больше знать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....