Урок обучения грамоте «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Рр»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Цыпышева Лидия Геннадьевна

Задачи урока:образовательные:

  • познакомить с буквой Рр;
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

                            развивающие:

  • развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  • способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль).

                              воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_obucheniya_gramote_zvuki_r.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте

"Звуки [р], [р']. Буква Р, р"

Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [р] и [р,], буква Р, р.

2. Развивать речь, память, логическое мышление.

3. Воспитание доброты.

Оборудование: Учебник “Русская азбука”, касса букв, набор фишек (красный, зелёный, синий цвета), мягкая игрушка Каркуша, рис. на что похожи буквы Р, рыбки, на которых нарисованы слоги, синий и зелёный банты.

Ход урока

1. Мобилизующая часть урока.

– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей.

– Улыбнитесь им.

– Пожелайте друг другу удачи.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой. А вот с

какой – пока секрет.

– Ребята, скажите какая сегодня дата?

– А какой день недели?

– Время года? Докажите.

– Ребята, сейчас осень, птицы собираются в стаи. К нам на урок прилетела ворона.

(Показываю мягкую игрушку ворону).

2. Формирование новых знаний, умений и навыков.

– А как каркает ворона?

– А теперь отдельно выделим её любимый звук. (р– р-р).

– Давайте покажем вороне, как мы умеем делать речевую разминку.

1. “Нарисуй круг” (дети выполняют вращательные движения языком сначала в одну сторону, потом в другую).

2. “Маятник” (дети имитируют языком движения маятника).

– А теперь разучим про ворону скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.

1. 1 раз проговариваем четко и медленно все звуки.

2 раз – шепотом.

3 раз – без звука (губами).

4 раз – с радостной интонацией.

5 раз – печально.

– Что означает слово – проворонила.

Физ. мин.

Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весило вороны
Кар – кар – кар! (громко)
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали
Кар – кар – кар! (громко)
Только к ночи умолкали
И все вместе засыпали.
Кар – кар – кар! (тихо).

2. Работа с учебником.

– Ребята, а хотите вместе с вороной попасть в сказку?

– Надо сказать волшебные слова: “Раз, два, три двери в сказку отвори” (открываем учебник на странице 68).

– К какой сказке здесь изображена иллюстрация. (Сказка о рыбаке и рыбке).

– Может кто– нибудь знает, кто написал эту сказку?

Зачитываю отрывок из сказки.

3. Игра “Найти слово”.

– Поиграем в игру “Найти слово”. Надо назвать слова со звуком [р] и [р,], которые здесь изображены.

Возможные ответы детей: старик, терем, море, дверь, дерево, старуха, ромашки, трава, рыбка, гром, корыто, корни, труба, дорожка, обрыв, руки, рубаха, радуга, гроза, красный.

4. Составление предложений.

– С этими словами составьте предложения.

5. Звуковой анализ слова.

– Ребята, вам понравилось в сказке?

– Вороне тоже понравилось.

– Она спрашивает, какие звуки вы знаете?

(Дети говорят, что звуки бывают гласные, мягкие согласные, и твёрдые согласные).

– Приготовьте фишки.

– Зачем старик забросил в море невод? (Чтобы в него попалась рыба).

– Составляем схему слова рыба.

(Все вместе вызываем звуки, характеризуем их, обозначаем фишками).

 – На схеме замените звуки знакомыми буквами.

– Прочитаем схему все вместе.

– Прочитайте схему друг другу.

– Сеть у старика зацепилась за подводные рифмы. А что такое рифы?

– Составляем схему слова рифы. (все вместе вызываем звуки, характеризуем их,

обозначаем фишками).

 – На схеме замените звуки знакомыми буквами

– Прочитаем схему все вместе.

– Прочитайте друг другу.

– А теперь произнесём только первые звуки.

– Оказывается звуки [р] и [р,] обозначается одной буквой Р.

– Давайте постучимся к ней в домик. (Лента букв выполнена в виде 33 домиков, в

каждом домике живет буква).

Тук, тук!
Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живёт?
– Это я, буква Р.

Вот я какая. Запомните меня.

(Показываю печатную букву Р).

– Замените звуки [р] и [р,] на схеме буквой Р.

– Прочитайте схему девочки для мальчиков.

– А теперь на оборот.

– Приберите фишки на место.

– Ребята, на что похожа буква Р?

– А я думаю, что она похожа на парус (показываю рисунок).

– Показываю букву Р пальцами.

– Покажите букву Р телом.

– Где можно увидеть букву Р?

– Ворона очень любопытная птица, ей очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы.

6. Корректурная проба.

– У вороны очень хорошее зрение. Н а стр. 68 она рассмотрела букву Р.

– Найдите их и обведите простым карандашом на одной строчке.

7. Чтение слогов.

– Ещё ворона увидела слоги, качающиеся на море.

– Давайте их прочитаем.

1 раз – читаем сами шепотом.

2 раз – читаем все вместе.

3 раз – поочерёдно девочки и мальчики.

– Почему волны разделили слоги на 2 столбика?

(Потому что в 1 столбике слоги со звуком [р], а во втором со звуком [р,]).

8. Чтение слов.

– Вороне очень интересно послушать, как вы читаете слова на стр. 69.

Читайте самиhttp://festival.1september.ru/articles/515067/Image137.gif вместе http://festival.1september.ru/articles/515067/Image138.gif1 ребёнок.

Физ. минутка.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура
На месте замри.

9. Чтение предложений.

– Ворона хочет послушать, как вы читаете предложения.

Читают самиhttp://festival.1september.ru/articles/515067/Image137.gif вместе http://festival.1september.ru/articles/515067/Image138.gif1 ребёнок.

Вопросы: 1. Как зовут девочку?

2. Что у неё растёт?

3. Что уколола Ира?

4. Что на руке у Иры?

– Закрываем дверь в сказку. (Закрываем учебник).

10. Игра “Услышь звук”.

– Каркуша у нас ужасная модница. Наденет зелёный бантик на голову – говорит слово со звуком [р], наденет синий – со звуком [р].

3.Итог урока. Рефлексия.

– Вороне у нас очень понравилось. Её пора возвращаться домой, а мы подведём итог урока.

– Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

– С какой буквой познакомились?

– Что про неё узнали?

– Чем отличается звук от буквы?

– Что было трудно?

– Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте: «Звуки [ж], [ш] и буквы Ж, Ш.»

Урок знакомства с новыми звуками в 1 классе по "Гармонии" (2010 год)...

Урок обучения грамоте:Звуки согласные /с’ с/ Буквы С, с.

Конспект урока по теме: Звуки согласные /с’ с/ Буквы  С, с....

Урок обучение грамоте "Звуки [ж].[ш] и буквы ж,ш"

закрепить знания парных согласных звуков [ж, ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш, продолжить формирование понятия “дикие животные”, учить выразительному чтению....

Презентация к уроку обучения грамоте "Звуки [ з ] и [ з, ] , буквы З и з".

Презентация к уроку чтения в 1 классе в период обучения грамоте....

Урок обучения грамоте "Звуки [б] и [б\'], буква Бб"

Развёрнутый конспект урока обучения грамоте в соответствии с ФГОС. Весь урок постороен на одном литературном произведении - сказке А. Толстого "Приключения Буратино или Золотой ключик". Презентацию к ...

Урок обучения грамоте "Звуки [х],[х\'] и буква, которая их обозначает

На уроке представлена интересная фонетическая, словарная работы. Большое внимание уделяется развитию речи....

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...