Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Петренко Галина Михайловна

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе ФЗ-273 «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2013 года, ФГОС НОО от 6 октября 2009 года с изменениями от 26 ноября 2010 года  и  УМК «Школа 2100» для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

РАССМОТРЕНА И    ОДОБРЕНА НА    ЗАСЕДАНИИ   МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

   РУКОВОДИТЕЛЬ  МС

           ___________/Е.С.ГУСЕВА/

   «16» СЕНТЯБРЯ 2013   Г.

УТВЕРЖДЕНА

ДИРЕКТОР МБОУ МОЛОДЕЖНИНСКАЯ  СОШ  ______________/

Н.В.МИРОМАНОВА/

«16» СЕНТЯБРЯ 2013    Г.

               

                                                             

                                         

Рабочая программа

по русскому языку

2 класс

УМК «ШКОЛА 2100…»

                                                                                                                                                   

Возраст детей      6 – 10 лет

Срок реализации  –  4 года

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВЫСШЕЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ПЕТРЕНКО ГАЛИНА МИХАЙЛОВН

2013    год


«Русский язык»  (Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)

170 часов  (5 часов  в неделю)

 Программа разработана на основе ФЗ-273 «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2013 года, ФГОС НОО от 6 октября 2009 года с изменениями от 26 ноября 2010 года  и  УМК «Школа 2100» для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

 

  1. Пояснительная записка

Курс  русского  языка  в  начальной  школе  –  часть  единого  непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели  обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в  основной школе является современный русский литературный язык  в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в  основной школе:

   1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:  

чтения, письма, слушания, говорения;

   2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

   Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной  школе  состоит  в  том,  чтобы  заложить  основу  формирования  

функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

   Цель  определяется  как  развитие  личности  ребёнка  средствами  предмета «Русский язык», а именно

   – формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной  научной  картины  мира;  знаково-символического  и  логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

   –  формирование  коммуникативной  компетенции  (социокультурная цель).  

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

   1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование  у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;    5)  сообщение       необходимых       знаний     и   формирование  учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

  1. овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется  УМК   по   русскому  языку:  учебники  («Букварь»,

«Русский  язык»  1–4 кл.;  тетради «Проверочные  и  контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение  грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из  области фонетики дети  знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова  на  слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв  е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу,  ча–ща,  безударные гласные). Дети   учатся произносить звуки,  слушать звучащее слово, соотносить произношение  и  написание,  делать слого-звуковой  и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей  орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети  осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами,  суффиксом, приставкой,  графическим  обозначением этих частей слова, наблюдают за  приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе  рассредоточенной лексической работы дети  наблюдают за   тем,   что   слова   называют  предметы,  их   признаки;  действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает,  то  есть   имеет   значение; что  значений  у  одного   слова может быть  несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из  области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без  введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова  к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как  предложение,   текст. Дети   учатся правильно писать и  пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения   с правильной интонацией. В ходе  чтения текстов «Букварь» идёт   целенаправленное формирование у  них   типа   правильной читательской деятельности.

Разделы

«Предложение» и «Текст»

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы

«Предложение» и «Текст».

Во 2-м  классе  дети  закрепляют признаки предложения (предложение  состоит из  слов,  выражает  законченную мысль,  слова   в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся  с повествовательной,  вопросительной и  восклицательной интонацией;  совершенствуют  умение правильно орфографически и  пунктуационно оформлять предложения  на  письме (писать 1-е  слово  с заглавной буквы, ставить в конце  предложения  точку,   восклицательный,  вопросительный знак или  многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из  предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть  заглавие; по заглавию можно определить, о чём  будет  говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его  части. Систематически при работе   с  текстом  идёт   формирование  у  детей   типа правильной читательской деятельности по той  же  технологии, что и на уроках  литературного чтения: дети  учатся самостоятельно осмысливать  текст до чтения, во время чтения и после  чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе  с текстом и формирование одного из важ В 3-м  классе  расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и  побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями,  с их  использованием  в  разных  речевых ситуациях;  с  логическим ударением и  его  ролью  в речи; учатся выделять из  предложений словосочетания, т.е.  практически осваивают понятие о связи слов в  предложении.  Вводится понятие о  главных и  второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети  учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль  в речи.

Дети  знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что  однородными могут  быть  как главные члены предложения, так  и второстепенные, что  связываются   между  собой  однородные члены  с  помощью интонации, а также с помощью союзов  (и, а, но) или  без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными  членами.  Внимание детей   обращается  на  смысловую  роль знаков препинания: они  помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все  полученные знания и  умения делают возможным и  логичным  введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной  конструкции из двух  частей и начало развития умения ставить  запятую между частями сложного предложения.

В течение всего  учебного года  продолжается развитие читательских умений детей  на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при  чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие  абзаца как смысловой части текста.

В 4-м  классе  продолжается развитие названных выше  синтаксических, пунктуационных  и  речевых умений.  Развивается умение  на доступном уровне производить синтаксический разбор простого   и  сложного  предложений,   вычленять  словосочетания  из предложения. Дети  знакомятся  с тем,  что части сложного предложения могут  соединяться  с  помощью союзов  и,  а, но  (на  примере сложных предложений, состоящих из двух  частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс  прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях  с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух  частей с союзами и,  а,  но  или  без  союзов  и в простом предложении  с однородными членами  (с  союзами  и,  а,  но  или   без  союзов). Внимание  детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они  помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На  материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и  чтения, формирование типа  правильной читательской  деятельности.

Знания и умения из  области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу  для  развития устной и  письменной  речи,   для   изучения  слова с  разных  точек  зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно,  ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об  «устройстве»  предложений  и  текста,  умение  пунктуационно оформлять их  на  письме нужны для  успешного общения, для  того чтобы  самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим  разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  слово- употребления.

В  1-м   и  2-м   классах  происходит  закрепление   необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения  грамоте:  звук  и  буква,  звуки   гласные  и  согласные; согласные звонкие и  глухие, твёрдые и  мягкие, парные и  непарные;   слог,   слогообразующая  роль   гласных;  ударение,  гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и  совершенствуются умения  произносить звуки,  слышать звучащее   слово,  соотносить  звуковой  состав   слова   и  его  написание, делать   звуко-буквенный  анализ  слов   (с   составлением  схемы слова).

Отрабатываются знание  алфавита  и  навык его  практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для  развития  следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова- ми;

2) правильно писать слова  с изученными орфограммами;

3)  графически  обозначать орфограмму и  условия  выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более  осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на  слух, написание по  правилу). Дети   знакомятся с  «опасными местами» в словах русского языка  (гласные в безударных слогах; звук [й']   после   согласных  перед   гласными;  согласные на  конце слова; место  после  [ш],  [ж], [ч], [щ];  место  после  мягкого согласно- го), учатся находить эти места  в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв  е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, клич- ках  животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после  букв  шипящих [ж], [ш],  [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова  (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел  между предлогом и соседним словом.

Кроме того,  дети  знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при  переносе.

В 3-м классе  продолжается развитие умений писать слова  с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова  с ь и  ъ. Изучается правописание  слов  с удвоенной буквой согласного в корне типа  ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова  с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на  материале трёх- сложных слов – с двумя безударными гласными в корне или  в словах  с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа  рассказ, рассвет. Дети  учатся пользоваться двумя способами проверки:  подбором однокоренных  слов   и  изменением  формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая  орфограмма –  обозначение  буквой  на  письме непроизносимого  согласного звука  в  корне  слова.  Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

В  4-м   классе   продолжается  развитие  умения  писать  слова  с орфограммами,  изученными  в  1–3-м  классах.  Рассматриваются также  случаи написания слов  с удвоенной  буквой согласного на стыке корня и суффикса типа  сонный.

В связи с изучением частей речи  отрабатывается умение писать слова  со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после  букв  шипящих в существительных мужского  и женского рода типа  луч, ночь; безударные окончания существительных 1,  2,  3-го  склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3)  безударные  окончания  глаголов  1-го   и  2-го  спряжения;  ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а  в глаголах прошедшего времени женского  и среднего рода (осветила, осветило); -тся  – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова  с этими орфограммами продолжается в 5-м  классе  основной школы.

Изучение  орфографии в  начальной школе направлено  на   то, чтобы  помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи,  но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический  навык.  Орфографически правильная  письменная  речь   – залог успешного общения в письменной форме.

Этот  подход заложен  уже   в  пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом   слова,  за   собственным  произнесением  отдельных  звуков, определение места  ударения в слове  – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для  последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над  лексическим значением  слова  и его сочетаемостью, так  как умение верно  определять лексическое значение корня очень  важно для  правильного написания.

Второй аспект  в  рассмотрении  слова   в  курсе  русского языка начальной школы –  это  его  морфемный  состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова  уже  в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже  в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над  группами однокоренных слов  позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «одно- коренные слова», познакомиться  с  приставками  и  суффиксами. Дети наблюдают за ролью  суффиксов и приставок в слове, тренируются  в образовании слов с их помощью.

Во  2-м  классе  даётся определение корня,  однокоренных  слов, суффикса,  приставки.  Систематически проводится   наблюдение над  однокоренными словами, подбор  групп  однокоренных слов  и выявление признаков, по которым слова  являются однокоренными  (одинаковый корень и  близость слов  по  смыслу). Дети  знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-,  -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-,  -ищ-,  их  значения- ми, учатся видеть эти  суффиксы в  словах, образовывать слова  с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой при- ставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на,  по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка.  При изучении всех  разделов и тем в каждом классе в качестве дополни- тельного задания  к  упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их  значением, задания на  нахождение однокоренных слов и корня в них  суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м  классе  в качестве материала для обучения  чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с  наиболее частотными  суффиксами;  однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м  классе для анализа предлагаются существительные мужского рода  с нулевым окончанием типа  дуб – дубок,  кот  – котёнок, стол – столик и т.п., а для  изучения  приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал,  побежал, добежал, прибежал и т.п.).

В 3-м  классе  дети  знакомятся с окончанием и его  функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на  этом  материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением одно- коренных слов  с чередованием согласных в  корне типа   дорога  – дорожка  – дорожный; подбор  однокоренных слов).  Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того,  дети  знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в  разборе по  составу доступных слов, знакомятся  со сложными словами.

В 4-м  классе  дети  продолжают наблюдение за словоизменением и  словообразованием имён   существительных,  имён   прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные  существительные,  прилагательные,  глаголы,  тренируются в образовании этих частей речи  с помощью суффиксов и приставок, в подборе  однокоренных слов, относящихся к различным частям речи  (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким  образом, на  протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся  база   для   формирования  орфографической зоркости,  для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова  –  лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает  весь  курс:  регулярно ведётся наблюдение над  значением слов, в  том  числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов  (в том  числе с помощью толкового словаря). Дети  наблюдают над  сочетаемостью слов, над  словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова  – морфологический.

Морфология – самый сложный для  ребёнка раздел, так  как его изучение  предполагает  сформированность определённых  мысли- тельных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи  требует знаний о составе слова  и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов  в  предложении). Нужно также иметь в  виду, что  морфология изучается как  средство развития мышления детей, представления о языке как системе и  повышения  орфографической грамотности.

В 1-м  классе  в курсе обучения  грамоте  и во 2-м  классе  дети знакомятся  с  группами  слов,  которые  отвечают  на   определённые вопросы (1) кто?  что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что  делал? что  сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова   к слову, узнают, что  слова, которые  отвечают на  вопросы «кто? –  что?», могут  называть один  предмет и  много  предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того,  выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос  (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но  не называют их  –  без  введения термина «междометие»). Так  постепенно у детей  складывается представление о трёх  группах  слов  в  русском языке –  самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

В 3-м  и 4-м  классах части речи  становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого  есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт  в  результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

При изучении частей речи  особое внимание уделяется наблюдению  за  их ролью  в  предложении, тексте, за  особенностями употребления существительных,  прилагательных,  глаголов и  личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям  в  подборе   синонимов  и  антонимов,  тематических  групп слов.

В  курсе русского языка  дети  получают первоначальное  представление  о  системе языка,  т.к.  знакомятся на   элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов  «Слово»,   «Предложение»  и  «Текст»   в  курс русского языка         входят         разделы         «Развитие        речи»  и «Совершенствование  навыков  каллиграфии».  Два  последних не выделены в качестве специальных разделов для  изучения, но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и  качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей  в ходе наблюдения за лексическим  значением  слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе  работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над   правильностью  употребления  форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной   речи,  устной  учебно-научной речи;  навыками  и  умениями понимания  и  элементарного        анализа  художественного        и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Отличие данной программы заключается в том,  что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на  которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками  и  умениями  различных  видов   устной  и  письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания  и анализа текстов; приобретение и систематизация  знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей  чувства языка.

2) Предложен путь  формирования у детей  орфографической зоркости на  основе   целенаправленной  систематической  работы над составом и лексическим значением слова  в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития  на  этой  основе  языкового чутья детей.

3)  Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по  которым  дети   учатся  обнаруживать  орфограммы в  словах и между словами.

4) Сведения о частях слова  вводятся раньше –  с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе  письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём  изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе  с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей  типа  правильной читательской деятельности. Дети  осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными  программами  начального  общего   образования  предмет

«Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс  обучения грамоте составляет 207  часов  (23  недели по 9 часов  в неделю). Общий  объём учебного времени составляет  578 часов  (5 часов  в неделю, 170 часов  в год).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения предмета «Русский язык» выпускником начальной школы

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы  предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
  • действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
  • самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
  • находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками,   в том числе и компьютерными ( Электронные библиотеки, справочники, словари и энциклопедии);
  • применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
  • владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
  • подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:  

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках, в том числе и компьютерных (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
  • находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
  • делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
  • анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
  • проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
  • осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
  • создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения программы   «Русский язык»

Общие результаты освоения программы

Выпускники начальной школы: 

  • овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
  • освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
  • овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
  • приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания  собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
  • Овладеют   компьютерным письмом на русском языке, набору  текста  на родном языке.
  • Приобретут опыт пользования основными функциями стандартного текстового редактора, следования  основным правилам создания и простого редактирования  текста.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Выпускник научится: 

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
  • самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;  
  • пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых  вопросов;  
  • замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
  • соблюдать нормы произношения, изменения,  употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
  • озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);  
  • замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
  • находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
  • письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться: 

  • соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
  • понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи  (без терминов);
  • конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
  • делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
  • самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
  • создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;  
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
  • соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений  в области фонетики и графики

Выпускник научится:

  • различать понятия «звук» и «буква»;
  • определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
  • понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
  • сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
  • объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;
  • определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
  • определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);

Выпускник получит возможность научиться:

  • обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
  • сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования

Выпускник научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
  • выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
  • конструировать слова из заданных частей слова;
  • сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
  • соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
  • отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме  программы);
  • самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
  • выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики

Выпускник научится:

  • осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
  • стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
  • понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии

Выпускник научится:

  • выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу  освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
  • ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
  • определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
  • сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
  • пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
  • правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
  • под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях,  в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;

 Выпускник получит возможность научиться:

  • различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
  • находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
  • выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
  • выделять наречия среди слов других частей речи;
  • соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
  • видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;  
  • замечать  яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
  • пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
  • понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .

В области синтаксиса и пунктуации

Выпускник научится:

  • различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
  • ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;
  • составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
  • различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
  • выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
  • устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;  
  • распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
  • проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
  • различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;

Выпускник получит возможность научиться

  • осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
  • по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
  • строить словосочетания разных видов;
  • строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
  • создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
  • различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
  • различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
  • осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

Формирование орфографических умений

 Выпускник научится:

  • по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
  • разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
  • пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
  • применять изученные орфографические правила  (в объёме  программы);
  • пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
  • списывать  и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;
  • проверять написанное и вносить коррективы;

Выпускник получит возможность научиться

  • обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
  • оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
  • применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
  • эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

К концу обучения в начальной  школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

VI.  Содержание учебного процесса

Элементы содержания

Планируемые результаты (предметные)

Примечания (форма проведения занятия, использование ИКТ)

  1. Развитие речи

Устная речь (слушание, говорение)

  • Выбор средств устного общения в соответствии с целью, ситуацией устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.
  •  Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику.
  • Инсценировки.
  • Использование в общении жизненного опыта детей, ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов.

Письменная речь (чтение, письмо)

  • Сопоставление набора предложений и       текста.
  • Ознакомление с признаками текста: тема, смысловое единство предложений в тексте.
  • Заглавие текста.
  • Представление о частях текста на примере научно-популярного текста, записки, поздравительной открытки; красная строка; абзац.

  • Восстановление деформированных текстов (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие).
  • Сравнение особенностей языка (по стилю) в письменных текстах с одинаковым предметом описания, например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии или словаря и пр.
  • Составление предложений из слов, данных в начальной форме.
  • Восстановление деформированных предложений.

Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
  • первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;

  • составлять текст по его началу, по его концу

  1. Фонетика и орфоэпия

Фонетика и орфоэпия

  • Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
  • Различение в слове звуков гласных-согласных.
  • Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Вывод о словообразующей функции ударения.
  • Различение в слове мягких-твердых, звонких-глухих согласных звуков.
  • Парные звуки: мягкие-твердые, глухие-звонкие.
  • Обобщение случаев указания на мягкость согласных.
  • Различение непарных звонких согласных; непарных глухих согласных; шипящих согласных.
  • Различение непарных твердых согласных [ж], [ш], [ц], непарных мягких согласных [й’], [ч’], [щ’].

  • Деление слов на слоги.
  • Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка

Графика

  • Различение звуков и букв.
  • Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных.
  • Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ. Их роль в слове.
  • Функции йотированных гласных (е, ё, ю, я).
  • Наблюдение вариантов обозначения звука [й’].
  • Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка.
  • Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац
  • Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
  • Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Обучающийся научится:

  • различать звуки речи;
  • устанавливать число и последовательность звуков в слове;
  • различать гласные и согласные звуки; гласные ударные–безударные; согласные парные твердые–мягкие, звонкие–глухие;
  • определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;
  • определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);
  • находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
  • определять указатели мягкости–твердости согласных звуков;

  • делить слова на слоги;
  • различать звуки и буквы;
  • различать буквы гласных как показатели твердости–мягкости согласных звуков;
  • определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;
  • обозначать на письме звук [й'];
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка;
  • использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка
  • первичным навыкам клавиатурного письма.

  1. Лексика
  • Номинативная (назывная) функция слов.
  • Представление о слове как единстве звучания и значения.

  • Практическое ознакомление с омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью (без введения понятий).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

  1. Морфемика

Состав слова (морфемика)

  • Нахождение в ряду слов родственных (однокоренных) слов.
  • Различение (с опорой на рисунки) однокоренных слов и слов одной тематической группы; однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
  • Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;
  • различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы;
  • однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

  1. Морфология
  • Представление о лексическом и грамматическом значении слов.
  • Грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова - слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации).
  • Умение опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные.
  • Различение названий предметов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?».
  • Ознакомление с грамматическими признаками рода и числа у слов, обозначающих предметы.
  • Нахождение слов, обозначающих предметы, которые заменяют слова-указатели (местоимения),

Обучающийся научится:

  • находить слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;
  • опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные;
  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать лексическое и грамматическое значение слова;
  • находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.

  1. Синтаксис
  • Различение предложения и слова (осознание их сходства и различий).
  • Сравнение набора слов и предложения.
  •  Восстановление деформированного предложения.
  • Сравнение слова с предложением из одного слова.
  • Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца.
  • Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные.
  • Сравнение предложение по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.
  • Сравнение предложений по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.
  • Диктовка предложений, запись их схемами.
  • Составление схем предложений, их многозначность.

Обучающийся научится:

  • различать предложения и слова;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;
  • находить границы предложения;
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
  • составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;
  • сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;
  • сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.

  1. Орфография и пунктуация

  • Определение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов.
  • Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
  • Понятие орфограммы.
  • Использование орфографического словаря (см. в учебнике).
  • Применение правил правописания:
  • раздельное написание слов;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ
  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  •  перенос слов;
  •  прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  •  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
  • знаки препинания (.?!) в конце предложения.

Обучающийся научится:

  • применять правила правописания:
  • раздельное написание слов;
  •  написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ
  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова
  • знаки препинания (.?!) в конце предложения;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;
  • пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля.

 

Резервные уроки (12 часов) распределены по следующим разделам:

- «Предложение» – 1 ч;

- «Текст» – 1 ч;

- «Слова, которые отвечают  на вопросы кто?  что?» – 1 ч.;

- «Слова, которые отвечают  на вопросы какой? какая? какое? какие?» – 1 ч.;

- «Слова, к которым нельзя задать вопрос» – 1 ч.;

- «Алфавит. Написание большой буквы в словах» – 1 ч.;

-  «Буквы звонких  и глухих  согласных в конце слова» – 1 ч.;

- «Повторение» – 5 ч.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

п/п

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».

1

Знать: что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие; пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;

 Уметь: слушать звучащее слово; наблюдать за лексическим значением слова;  анализировать состав слов; производить звуковой и звуко-бувенный анализ слова; правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; находить «опасные места»

в слове уметь пользоваться словарём.

Личностные:

- проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи, желание учиться;

- проявлять интерес к созданию собственных текстов; быть заинтересованным в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов;

- стараться сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;

- проявлять интерес к письменной форме общения;

- обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;

- положительно относиться к школе, обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

 Познавательные:

- использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

1. Слово

5

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)

1

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.)

1

Как устроен наш  язык?

1

«Опасные места» в словах русского языка.

1

«Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание.

1

2. Предложение

11+1

Знать: различие предложений и слов;

признаки предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; знать изученные правила;

Уметь:  правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивая с образцом;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; правильно оформлять предложение на письме; соотносить предложения со схемами; самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу; находить и исправлять ошибки, владеть способами проверки.

Признаки предложения.

1

Составление предложений по схемам.

1

Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

1

Развитие умения правильно списывать и  оформлять предложения  на письме.

1

Развитие умения правильно списывать предложения и  соотносить их со схемой.

1

Конструирование предложений.

1

Знаки препинания в конце предложения.

1

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

1

Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)

2

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

- находить необходимую информацию в учебнике, в дополнительной литературе;

- задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственые связи (в рамках допустимого);

- определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значения разными способами;

- уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям.

Регулятивные:

- уметь организовывать свое рабочее место и работу;

- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

- уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

- сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе;

- уметь высказывать свое предположение (версию), пробовать предлагать способ проверки;

3. Текст

12+1

Знать: признаки предложения; структуру текста (вводная, основная, концовка); роль заглавия текста; правила оформления текста.

Уметь: отличать текст от набора предложений;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту; выполнять редактирование текста; добавлять отсутствующие части текста; устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст; соблюдать красную строку; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

Признаки текста.

1

Роль заглавия в тексте.

1

Связь заглавия и главной мысли текста.

2

Озаглавливание текстов.

2

Конструирование текстов.

4

Повторение.

1

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

4. Слова, которые отвечают  на вопросы кто?  что?

6+1

Знать: особенности употребления существительных, их роль в предложении;

Уметь: находить слова-предметы, отличать одушевленные и неодушевленные предметы, задавать вопросы; создавать тематические группы слов, определять их название; правильно списывать слова.

Какие слова  отвечают на вопрос  кто?,

а какие на вопрос  что?

1

Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1

Объединение слов в тематические группы.

1

Конструирование сочетаний слов и предложений.

2

Развитие умения ставить вопросы кто?  что? к словам.

2

5. Слова, которые отвечают  на вопросы какой? какая? какое? какие?

10+1

Знать: особенности употребления прилагательных, их роль в предложении; обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях;

 

Уметь: находить слова-признаки предметов,  задавать вопросы, графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам; подбирать синонимы и антонимы, выписывать пары слов.

Наблюдение над  словами-названиями признаков. Развитие  умения  ставить к ним вопросы.

1

Как   связаны   между   собой    слова-названия   предметов    и слова-названия признаков.

3

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают  на вопросы кто?  что? и какой? какая?

1

- оценивать         выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания;
- осваивать способы пооперационного контроля хода и результата действия.

Коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- обосновывать высказанное суждение;

- стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

- уметь задавать уточняющие вопросы;

- при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.

Развитие умения подбирать слова-названия признаков.

2

Закрепление и повторение изученного.

2

Проверочная работа № 3.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

6. Слова, которые отвечают  на вопросы

что делает? что делал? что сделал?

5

Знать: особенности употребления глаголов, их роль в предложении; что такое грамматическая основа.

Уметь: находить глаголы, задавать вопросы, правильно употреблять в речи, подчёркивать грамматическую основу; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов.

Наблюдение  над  словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы.

2

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто?  что делает?

3

7. Связь слов в предложении

7

Знать: признаки изученных частей речи (не называя их);

Уметь: находить главные и зависимые слова, ставить вопросы к ним, конструировать предложения с опорой на вопросы.

Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову  в предложении, устанавливать действующее лицо  или  предмет.

3

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

2

Проверочная работа № 4.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

8. Слова, к которым нельзя задать вопрос

8+1

Иметь представление о служебных словах, междометиях и об их функциях в речи; правило написания предлогов с другими словами;

Уметь: подбирать подходящие по смыслу предлоги; писать предлоги раздельно с другими словами;

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

1

Сравнение слов-названий предметов, признаков,  действий и слов, выражающих различные чувства.

1

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.

5

Проверочная работа № 5.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

9. Части слова. Корень

3

Знать: названия частей слова и их место в слове; знать правила определения корня.

Уметь: находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов.

Наблюдение  над   однокоренными словами. Определение корня слова.

1

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

1

Распознавание однокоренных слов.

1

10. Суффикс

4

Знать: правило определения суффикса;

Уметь: видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов;

Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

1

Развитие умения находить в словах суффиксы.

2

Разбор слова  по составу. Проверочное списывание.

1

11. Приставка

7

Знать: правило определения приставок, правописание приставок;

Уметь: видеть в словах изученные  приставки, образовывать слова с помощью  приставок; уметь разбирать слова по ставу, различать одинаковые по написанию приставки и предлоги.

Роль приставки в слове. Определение приставки.

1

Развитие умения находить в  словах приставки и  образовывать слова  с помощью приставок.

1

Значение приставок. Слитное написание приставок.

1

Развитие умения различать приставки и предлоги.

2

Проверочная работа № 6.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

12. Алфавит.

Написание большой буквы в словах

13+1

Знать: названия, порядок букв русского алфавита;

Уметь: писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,

Закрепление знания порядка букв  русского алфавита.

1

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл,  рек. Запись этих  слов в алфавитном порядке.

6

географических названиях;

Написание слов типа  орёл и Орёл.

1

Упражнения в правописании имен  собственных.

2

Сочинение по картинке.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Проверочный диктант № 1.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

13. Правописание буквосочетаний

жиши,  чаща, чущу

14

Знать: правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;

Уметь: производить фонетический разбор слов, правильно писать буквосочетания; графически обозначать данную  орфограмму; находить и исправлять ошибки на изученное правило.

Написание букв  и, у, а после шипящих (повторение).

1

Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

1

Упражнения в  написании буквы и  после   ж и  ш.  Обозначение орфограммы.

2

Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ

1

Упражнения в написании буквосочетаний чаща. Развитие

орфографических умений.

2

Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.

1

Упражнения в написании буквосочетаний чущу.

2

Упражнения в написании букв  и, у, а после шипящих.

2

Проверочный диктант № 2.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

14. Правописание букв ъ и ь

15

Знать: обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв ё, е, и, ю, я, ь. Роль Ъ и Ь знака в словах;

Способы  обозначения мягкости согласных звуков на письме.

1

Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине.

1

Уметь: правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками; писать сочетания чк, чн в словах, 

Ь для обозначения мягкости на конце слова и в середине слова; обозначать графически данную орфограмму; правильно называть звуки в слове; объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами.

Правописание буквы ь  для   обозначения мягкости  согласных в конце и в середине слова.

1

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.

1

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.

2

Звук [й']  и его обозначение на письме.

1

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

2

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.

2

Правописание слов с разделительным ъ.

2

Проверочный диктант № 3.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

15. Буквы безударных гласных  в корне слова

12

Знать: ударные и безударные звуки, знать правила проверки безударных гласных; графическое  обозначение орфограмм;

Уметь: находить безударную гласную в корне, различать произношение и написание; находить проверочное слово в группе однокоренных слов; подбирать проверочные слова; видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами; видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы; действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами.

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.

1

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

2

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

2

Свободный диктант.

1

Обучение применению правила.

1

Проверочная работа № 7.

1

Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне.

1

Проверочный диктант № 4.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Обобщающий урок  по разделу в форме  игры «Счастливый случай».

1

16. Буквы звонких  и глухих  согласных в конце слова

12+1

Знать: пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости, знать правило подбора проверочных слов;

Уметь: находить орфограмму парная согласная в корне, подбирать проверочные слова, видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы.

Оглушение звонких согласных в конце слова.

1

Знакомство с новой  орфограммой.

1

Развитие умения писать слова  с проверяемыми буквами согласных  в конце слова.

5

Свободный диктант.

1

Обучающее изложение.

1

Повторение. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Проверочный диктант № 5.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Развитие умения писать слова  с проверяемыми буквами согласных  в конце слова.

1

17. Повторение

13+5

Знать изученные орфограммы.

Видеть опасные места в словах;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадаю. 

Текст.

2

Повторение. Свободный диктант.

1

Предложение.

2

Обучающее изложение.

1

Слово.  Состав слова. Однокоренные слова.

2

Повторение и классификация изученных орфограмм.

3

Повторение. Итоговый контроль (тест).

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Повторение. Контрольное списывание.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Итоговый контрольный диктант.

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Заключительный урок.

1

Описание  материально-технического обеспечения образовательного процесса

 Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.; М.: Баласс 2012г  Пособие для учителя

Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М.: Баласс 2012г.  Учебник  2 класс

Комиссарова Л.Ю.   М.: Баласс, 2012.  Учебное пособие

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баласс 2012 г Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 классы.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...


 

Комментарии

Петренко Галина Михайловна

Программа рассчитана на 170 часов. При закачивании программы № урока почему-то пишется единицей.