Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме: «Упражнение в распознавании склонения имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мартынова Елена Владимировна

Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме:

«Упражнение в распознавании склонения имен существительных». Конспект сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме:

«Упражнение в распознавании склонения имен существительных».

Цели и задачи:

  1. Закреплять знания учащихся о 1, 2, 3 склонениях имён существительных(22.11.).
  2. Закреплять умение определять главные и второстепенные члены предложения, падеж   имён существительных.
  3. Закреплять знания школьников о видах транспорта; о различных профессиях, связанных с транспортом.
  4. Определять вид транспорта, находить лишнее.
  5. Повторить правила поведения в транспорте и на дороге, прививать умения безопасного поведения на дороге и в транспорте.
  6. Развивать речь, мышление, воображение, активность, самостоятельность.
  7. Активизировать в речи детей названия предметов соответствующих различным видам транспорта и профессиям.
  8. Формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости безопасности труда людей;
  9. Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых; на примерах труда взрослых воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор

2.Презентация.

3.Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс»;

                                                         

 Ход урока: 

I. Организационный момент 

II.Работа по теме урока.

-Сегодня мы продолжаем разговор о правилах безопасного поведения. О чём пойдёт речь более подробно, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

 1 слайд            

1. Что за чудо- этот дом?
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином? 
(Автобус)

2. Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

2 слайд            

1. Я мчусь, держась за провода,
Не заблужусь я никогда.
Что это?  
(Троллейбус)

2. Что за рогатое чудо
В городе видим мы всюду?
Людей перевозит, бензина не просит. 
                                  (Троллейбус)

3. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками!
(Троллейбус)

3 слайд          

1. Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу едем? 
(Трамвай)

2. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)

4 слайд    открой

- Как можно назвать эти предметы одним словом? (транспорт, им.сущ.)

Убери на экране общественный транспорт

- Какого склонения эти им. сущ.?

- Какое слово лишнее и почему? (автобус) гласный звук,   на бензине

- Он похож на троллейбус, только его мотор работает на бензине, а не на электричестве. И он может ездить по любому маршруту.

- Троллейбус работает от электричества, ходит близко к тротуару, на его крыше длинные штанги, они соединяют троллейбус с проводами, через них передается электричество, и троллейбус может двигаться.

-  Трамвай движется от электричества, но ходит по стальным рельсам, а троллейбус идет по асфальту, у него резиновые колеса.

- А знаете ли вы, что трамвай и троллейбус называют экологически чистыми видами транспорта. Как вы думаете почему?   (Не загрязняют воздух выхлопными газами.)

- Запишите названные виды транспорта и проработайте их, как словарные слова; обозначьте склонение. Докажите.

(Транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.)

5 слайд

-Назовите профессии, которые встречаются на этих видах транспорта и какую функцию они выполняют.   

Водитель, кондуктор, контролёр.

- Какого склонения эти им. сущ.?

- Запишите названные профессии, обозначьте склонение. Докажите.

6 слайд

                 На улице ты не один, рядом с тобой много машин!

-Разные автобусы, трамваи и троллейбусы едут по разным направлениям, улицам.

На своем пути они делают остановки для посадки и высадки пассажиров, обозначенные указателями.

 - Скажите, а нужно ли соблюдать какие-нибудь правила в общественном транспорте?    Посмотрите на картинку и скажите, что на ней изображено. Правильно ли себя ведут дети?         

У посадочных площадок                    Установленный порядок
Пассажиры транспорт ждут,           Нарушать нельзя и тут!

На этих остановках оборудуются специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.

- Составьте предложение по правилам безопасного поведения. Найдите в нём им.сущ., обозначьте у них склонение. (1 ученик работает у доски, остальные-

в тетрадях)

7 слайд  

- Посмотрите на следующую картинку и скажите, что на ней изображено.

К чему может привести подобное поведение? А вы так себя ведёте?        

                                                                         

Еж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять

Стали все ежа ругать:
- Ну-ка Ёж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.

- Составьте предложение по правилам безопасного поведения. Найдите в нём им.сущ., обозначьте у них склонение.(1 ученик работает у доски, остальные-

в тетрадях)

8 слайд

- Посмотрите на следующую картинку и скажите, что на ней изображено.

- Какие правила поведения в общественном транспорте нарушены?

- к каким последствиям это может привести?          

Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.

Ветер большой на дороге поднялся,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!

    - Составьте предложение по правилам безопасного поведения. Найдите в нём им.сущ., обозначьте у них склонение.(1 ученик работает у доски, остальные-

в тетрадях)

9 слайд

 Вот мы и вспомнили правила поведения пассажиров. А теперь давайте вспомним, с каких первых слов мы начали нашу беседу.

                                       

- Посмотрите внимательно на эти слова и назовите лишнее, обоснуйте свой ответ.

      Дорога- ж.р., 1скл.      

Составьте с этим словом предложение, запишите его. Найдите им. сущ., определите их склонение и падеж.  

      (Ребята переходят дорогу по пешеходному переходу.)

III. Физкультминутка “Это я, это я, это все мои друзья!”

1.Правила игры: если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: “Это я, это я, это все мои друзья!” и шагаете, а если вы так не поступаете, то говорите “Это не я, это не я, и не все мои друзья!” и поворачиваетесь в сторону.

1. А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вот задам сейчас вопросы -
Отвечать на них не просто.
На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,
Все правила движения вы твердо должны знать.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)

2.Чтоб проветрится в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(“Это не я, это не я, и не все мои друзья!” и поворачиваетесь в сторону)

3. Кто из вас в вагоне тесном
   Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья!)

4. Чтоб занять успеть в трамвае сиденье,
   Кто в толпу полез без промедленья?
 

    (“Это не я, это не я, и не все мои друзья!”)

5. Кто тому, чтоб на автобус не опоздать,
  Предпочитает не торопится и не рисковать?
 

    (Это я, это я, это все мои друзья!)

6. Кто, чтоб не загромождать проход,
   В транспорте старается пройти вперед?
 

    (Это я, это я, это все мои друзья!)

7. Кто же, правила не зная,
  Едет “зайцем” на трамвае?
 (“Это не я, это не я, и не все мои друзья!)

Молодцы!

IV.Работа по учебнику

- Найдите упражнение 168. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

V.Домашнее задание

с.93 упр.178

VI.Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

- Вы хорошо поработали. Спасибо за урок.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

Урок русского языка в 4 классе на тему Упражнение в определении склонения имен существительных

Тип урока – урок  актуализации знаний  и умений (повторение)Цели урока: 1)Развивать умение распознавать тип склонения  имени существительного по роду и окончанию в именительном пад...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".

Урок обучения  распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...