Рабочие программы по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Покатило Марина Геннадьевна

Цели:

  1. 1познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  2. 2социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач.

Задачи:

  • развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, за-
  • дачами и условиями общения;
  • заложить основу первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • формировать умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.2kl.rus_.yaz_.docx94.25 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                      «Рассмотрено»                                                   « Согласовано»                                                         « Утверждено»

                      на заседании МО                                                 на заседании МС                                                        Директор МОУ СОШ  

                      Протокол  № ____                                                Протокол  № ____                                                     с.Варваровка

                   от «____» _________2013 г                             от «____» _________2013 г                                          _______/Т.В.Минькова/

                      Руководитель  МО                                               Зам.директора по УВР                                                   Приказ № ____

                      ________/  Т.В.Осотова  /                                     _________  /Е.И.Устич/                                        от «____» _________2013 г          

Рабочая программа

по  русскому языку

для   2   класса

учителя  Покатило М.Г.     I  квалификационной категории

                                                                           5 часов  в неделю ( всего 170 часов)

           2013-2014 учебный год

                                                 

                                                                      Пояснительная записка

   Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе программы, разработанной  Л. Ф. Климановой и тематического планирования по предмету «Русский язык.» 2 класс учебно–методического комплекта для начальной школы «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

Выбранный мной  курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, кому целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.

Цели:

  1. 1познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  2. 2социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач.

Задачи:

  • развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, за-
  • дачами и условиями общения;
  • заложить основу первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • формировать умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Основные содержательные линии курса

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Содержание курса :    170ч

1.«Мир общения»  -  17ч

2.«Звуки и буквы. Слог. Ударение»  -  71ч

3.«Слово и его значение»  -  20ч

4.«Состав слова»  -  18ч

5.«Части речи»  -  32ч

6.«Предложение. Текст»  - 12ч

Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы:

а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными;

б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его.

Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

 Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1 -  2 триместре, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — 2 – 3 триместр. Сущность их различий отражена в названии разделов.

В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а по том переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в дан ном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.)

Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями:

1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).

2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (с.Илач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рас смотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Раздели тельные ь и ъ».

Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Для любознательных».

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Формы контроля: Текущий контроль, индивидуальный контроль, итоговый контроль.

Итоговый контроль:

Контрольные работы (включая диктанты) -10;

Словарные диктанты – 8;

Контрольное списывание -2;

Изложение – 2;

Сочинение – 2.

Методы изучения предмета (курса):

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

1.Урок постановки учебной задачи.

2.Урок решения частных задач.

3.Урок контроля.

4.Урок оценки способа.    

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.Словесные, наглядные, практические.

2.Индуктивные, дедуктивные.

3.Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4.Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1.Стимулирование и мотивация интереса к учению.

2.Стимулирование долга и ответственности в учении.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу второго класса обучающиеся должны знать:

  • 1.Три типа предложений по цели высказывания, правильно ставят знаки препинания при письме;
  • 2.Функции языка – возможность выражать мысли; получать информацию; вызывать у людей добрые чувства;
  • 3.Различия между звуками и буквами, умеют о них рассказать. Выделяют буквы парных и непарных согласных звуков;
  • 4.Как проверить написание буквы в слабой позиции;
  • 5.Какие гласные буквы указывают на мягкость предыдущего согласного;
  • 6.Два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме и умеют ими пользоваться;
  • 7.Что написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ является традиционным;
  • 8.Как произносится ударный слог;
  • 9.Какие функции может выполнять мягкий знак в словах;
  • 10.Как проверить написание безударного гласного в корне слова;
  • 11.Роль главных и второстепенных членов предложения в выражении его смысла;

К концу второго класса обучающиеся должны знать уметь:

  • 1.Выбирать слова-приветствия в зависимости от адресата. Знают схему составления письма;
  • 2.Оформлять предложение на письме;
  • 3.Определить тип предложения и прочитать его с нужной интонацией;
  • 4.Роль алфавита в различных справочниках;
  • 5.Неоднозначность  соотношения «звук-буква»;
  • 6.Правильно произносить и правильно записывать слова с буквой Э;
  • 7.Переносить слова с мягким знаком в середине слова и на конце;
  • 8.Определить, сколько звуков обозначают йотированные буквы;
  • 9.Применять правило при написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ;
  • 10.Делить слова для переноса с одной строки на другую;
  • 11.Подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным;
  • 12.Правильно писать слова с  непроверяемыми безударными гласными;
  • 13.Правильно писать слова с удвоенными согласными;
  • 14.Использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных;
  • 15.Классифицировать слова на группы на основе лексического значения;
  • 16.Правильно подбирать проверочные  родственные слова;
  • 17.Проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем;
  • 18.Определять части речи в связном тексте;
  • 19.Находить и выделять в предложении главные члены предложения. 

Планируемые результаты освоения предмета

 Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации принципов:

  • коммуникативного;
  • познавательного;

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • Осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • Развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • Знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • Формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • Развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • Организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • Усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • Развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • Поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • Осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • Освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • Осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • Рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

Предметные результаты:                                        

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • Ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
  • Различать устные и письменные формы общения;
  • Составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
  • Составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
  • Понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
  • Понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
  • 7.Называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
  • 8.Писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;
  2. Понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
  3. Составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
  4. Составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
  5. Иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

Календарно – тематическое планирование по курсу «Русский язык» (170)

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел «Мир общения»  (17 часов)

1

Мир общения. Собеседники. История письма.

А для чего людям нужно общение? Что может означать данный символ?

Общение, символ

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель  общения, сопоставлять цель и результат общения.

Понимать важность слова для точного называния предметов и явлений

Формировать  мотивацию к общению; желание изучать язык

2

Язык – самое удобное и основное средство общения. Различие устных и письменных форм речи.

«Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены».

Язык, общение, устная и письменная речь

Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый – ребёнок).

Формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка

Формировать  личностные качества в процессе общения

3

Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Понятие орфограммы.

Что такое орфограмма?

Понятие орфограммы.

Выделять в речи слова и предложения как средства общения.

Учиться правильно оформить предложение на письме и в устной речи

Проявлять к собеседнику внимание, терпение

4

Слово, предложение и текст в речевом общении. Слова с непроверяемым написанием.

Какие орфограммы, изученные в первом классе, мы повторили?

Слово, предложение и текст

Строить высказывание в устной и письменной форме.

Активизировать  лексический запас и обогащать словарь словами разных тематических групп

Использовать «вежливые» слова в общении

5

Слово и предложение. Оформление предложения на письме.

А как вы понимаете, что значит «узнать новое слово»?

Слово и предложение.

Анализировать интонационно – звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов.

Активизировать  лексический запас и обогащать словарь словами разных тематических групп

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

6

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.

Нужно ли человеку знать как можно больше слов? Для чего?

Повествовательное, вопросительное и побудительное

Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи.

Определять тип предложения по интонации и по цели высказывания

Осмыслять культурную значимость орфографически верной письменной речи

7

Интонация предложений.

Восклицательные и невосклицательные предложения.

На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы? Действия предметов? признаки предметов?

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Учиться правильно оформить предложение на письме и в устной речи

Определять тип предложения по интонации и по цели высказывания

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

8

Слова с непроверяемым написанием.

Как пишутся слова  с непроверяемым написанием?

Слова с непроверяемым написанием

Узнают, где можно узнать, как пишутся слова  с непроверяемым написанием

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению

9

Основные свойства текста. Смысловая связь предложений в тексте.

Чем различаются слово и предложение?

Основные свойства текста

Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить.

Учиться использовать в речи слово и предложение для называния предметов и для передачи необходимой информации

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

10

Логическая последовательность предложений в тексте.

А что может получиться из нескольких предложений

Логическая последовательность

Контролировать свою речь в процессе общения

Учиться использовать в речи слово и предложение для называния предметов и для передачи необходимой информации

Умение ориентироваться в тексте.

11

Типы текстов.

Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.

повествовательное, побудительное и вопросительное предложение

Составлять диалоги на заданные темы

Использовать в общении тексты разных типов составлять

Формирование алгоритма своего действия.

12

Главный помощник в общении – родной язык. Богатства языка.

А какой должна быть речь, чтобы она могла выполнить все эти функции: возможность выражать мысли; получать информацию; вызывать у людей добрые чувства?

родной язык.

Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий.

Использовать в общении тексты разных типов

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

13

Контрольная работа по разделу «Мир общения»  №1

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формирование алгоритма своего действия.

14

Работа над ошибками

Формирование уважительного отношения к иному мнению

15

Обучающее изложение по вопросам, подсказывающим ответы на вопросы

Обдумывать и записывать ответ, отбирать слова и выражения

Составлять предложения на заданную тему

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

16

Работа над ошибками

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формирование алгоритма своего действия.

Раздел  «Звуки и буквы. Слог. Ударение. (71 час)

17

Гласные и согласные звуки и буквы.

Без чего не могут существовать слова? Из чего они образуются?

Звуки и буквы

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно – образной схеме Звукобуквограда.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство

18

27.09

Алфавит. Роль алфавита.

Что поможет быстро найти слово в словаре?

Алфавит.

 Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке.

Классификация слов. Ориентировка в звуковой структуре слов.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

19

28.09

Изобразительные возможности гласных  и согласных звуков в речи.

Как произносятся согласные звуки? А гласные? Может ли звучание гласных и согласных звуков напоминать нам звуки природы, животных?

Звуки и буквы

Различать гласные и согласные звуки.

Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

20

Соотношения «звук – буква» в словах.

Как вы думаете, какие звуки в русском языке важнее — гласные или согласные?

Звуки и буквы

Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные).

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

21

Правописание безударных гласных, парных согласных.

Как называются буквы, написание которых нужно проверять правилами?

Звуки и буквы

выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

22

Общение людей. Виды речи.

Как надо писать слова, чтобы их можно было легко прочитать? А как надо говорить, чтобы вас хорошо понимали?

Речь

Учиться использовать предложения разных типов для выражения своих намерений.

комментировать собственные действия при выполнении задания

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

23

Звук  [й ] и буква Й.

Чем, по-вашему, различаются буквы Й иИ?

Звук  [й ] и буква Й.

Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук.

Формальная классификация: подбор слов с определенным звуком.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

24

05.10

Перенос слов с буквой Й в середине слова.

Внимательно ли вы читаете учебник? Проверим! Прочитайте сообщение Самоварова (с. 53) и найдите в нем то, о чем мы не говорили на прошлом уроке.

Перенос слов

Делить на части для переноса слова с буквой и.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

25

Изложение по сказке К. Ушинского «Утренние лучи»

Строить предложение, используя вопрос;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

26

Анализ изложений и работа над ошибками. Звук  [э] и буква э. Написание слов с буквой э.

Какие буквы русского алфавита могут обозначать звук [э]? Какую из них (Э или Е) вы чаще встречали в письменной речи?

Звук  [э] и буква э.

Орфографически верно писать слова с буквой э.

Умение проводить сравнительный анализ

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

27

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Какими звуками различаются эти слова? Как обозначаются твердые и мягкие согласные звуки в звуковых моделях слов?

Твёрдость и мягкость звука

Звуковой анализ слов.

Формальная классификация: подбор слов с определенным звуком.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

28

Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков на письме.

Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?

Твёрдость и мягкость звука

Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, и, ю, я.

Звуковой анализ слов. Обобщение. Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций.

Формирование чувства гордости за свою Родину

29

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Перенос слов с мягким знаком.

Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?

Мягкий знак, перенос слов

Звуковой анализ слов.

Формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

30

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью  букв е, ё, и, ю, я.

Мягкость звука

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

31

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Закрепление.

Какая буква есть во всех словах-отгадках? Для чего она употребляется?

Твёрдость и мягкость звука

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

32

Две функции гласных букв е, ё, и, ю, я.

Какие буквы тоже могут обозначать на письме мягкость согласных звуков?

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование уважительного отношения к иному мнению

33

Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.

Какие еще буквы, кроме мягкого знака, могут обозначить мягкость согласных звуков на письме?

Твёрдость и мягкость звука,

способы обозначения

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

34

Закрепление по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки». Повторение изученных орфограмм.

Есть ли одинаковый звук в словах моль и лес? Как обозначена его мягкость в первом слове? во втором?

Твёрдость и мягкость звука,

способы обозначения

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

35

Контрольный диктант за 1 четверть. №2

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

36

Работа над ошибками

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

37

Шипящие согласные звуки.

Вспомните, какие звуки попали в группу шипящих согласных. Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить?

Шипящие

Уметь писать орфограммы в новых словарных словах

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

38

Правописание слов с сочетаниями жи - ши

Почему после твердых согласных Ж и Ш пишут не букву Ы, а букву И?

Сочетания жи - ши

Актуализировать знания о написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Учиться выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование уважительного отношения к иному мнению

39

Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щу.

А могут ли после букв Ж и Ш стоять другие гласные буквы, не только И?

Буквосочетания ча – ща, чу – щу.

Актуализировать знания о написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

40

Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Речевой этикет.

Кто поможет мне определить тему урока? Прочитайте веселые стихи из упр. 60 в РТ и назовите тему урока.

Речевой этикет, буквосочетания  жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Писать слова с орфограммами жи – ши, ча – ща, чу – щу,  чк, чн, щн.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

41

Шипящие согласные звуки. Составление текста по опорным словам.

Как вы думаете, по какому принципу слова объединены в столбики?

Шипящие звуки

Писать слова с орфограммами жи – ши, ча – ща, чу – щу,  чк, чн, щн.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

42

Правописание буквосочетаний  –чк, -чн, -щн.

 А вы хотите узнать новое правило?

Буквосочетанийя–чк, -чн, -щн.

Уметь объяснять, почему эти написания являются традиционными.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

43

Учимся писать изложение.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Умение выражать свои мысли.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

44

Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу –щу, -чк, -чн, -щн». №3

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

45

Работа над ошибками

Уметь взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

46

Правила деления слов на слоги.

А как правильно надо разделить слово на части для переноса?

Слово,  слоги.

Проводить звуко – буквенный анализ слов, делить слова на слоги

Учиться выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

47

Слог. Перенос слов.

Можно ли, прочитав слово, сразу определить, сколько в нем слогов?

Перенос слов.

определять количество слогов в слове

Учиться формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

48

Закрепление по теме «Слог. Перенос слов».

Можно ли, прочитав слово, сразу определить, сколько в нем слогов?

Перенос слов.

Переносить слова по слогам.

Учиться формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

49

Ударение. Смыслоразличительная функция ударения на примере слов – омографов.

Чем же ударный гласный звук отличается от безударного?

Ударение.

Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов - омографов.

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

50

Ударение. Ударный слог.

Для чего надо уметь верно ставить ударение в словах?

Ударный слог.

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Перевод  внешней речи на внутренний план.

51

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

Как вы понимаете такое предложение (произносится устно): Спишите, только не спешите.

Безударные гласные звуки.

Находить в тексте слова с безударными гласными в корне.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

52

Способы проверки слов с безударной гласной.

Как можно найти проверочные слова?

Безударные гласные звуки.

Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки. Подбирать проверочные слова.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

53

Родственные слова.

Как вы думаете, слова спишите и спешите — родственники? Почему нет?

Родственные слова.

Подбирать проверочные слова.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

54

Смысловая связь в родственных словах.

Как связаны родственные слова?

Родственные слова.

Записывать под диктовку словарные слова  без ошибок, пропусков и искажений

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

55

Правописание безударных гласных.

Почему написание букв безударных гласных звуков в словах надо проверять?

Безударные гласные звуки.

Находить в слове букву, обозначающую безударный звук

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Формирование уважительного отношения к иному мнению

56

Урок – игра «Знатоки русского языка». Развитие умения подбирать проверочные слова.

Как надо проверять безударные гласные?

Безударные гласные звуки.

Проверять безударную гласную, используя алгоритм

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

57

Безударные гласные, непроверяемые ударением. Орфографический словарь.

 Можно ли проверить слово машина?

Орфографический словарь.

Работать с орфографическим словарём.

Комментировать собственные действия при выполнении задания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

58

Написание слов с непроверяемыми безударными гласными.

Все ли безударные гласные в слове можно проверить?

Словарные слова

Работать с орфографическим словарём.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

59

Правописание слов с двумя безударными гласными.

Сколько безударных гласных звуков может быть в одном слове?

Безударные гласные звуки.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание безударных гласных в корне  слова).

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

60

Упражнения в написании слов с двумя безударными гласными.

Как поступать, когда записываешь слова с двумя безударными слова?

Безударные гласные звуки.

Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

61

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные. Обозначение их на письме». №4

Писать орфографически правильно слова с безударными гласными в корне  слова.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

62

Работа над ошибками

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

63

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Чем звуки различаются? А все ли звонкие и глухие согласные записаны на доске?

Звонкие и глухие согласные звуки.

Различать звонкие и глухие парные согласные звуки

Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

64

Парные согласные звуки. Закрепление умения проверять согласные в конце слова.

Какие согласные надо проверять в конце слова?

Парные согласные звуки.

Понимать важность орфографического написания слов с парными согласными для общения и понимания письменной речи

Выполнять взаимопроверку

Формирование уважительного отношения к иному мнению

65

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова. Разные способы подбора проверочных слов.

Как проверить изучаемую орфограмму в последнем слове?

способы подбора проверочных слов.

Понимать важность орфографического написания слов с парными согласными для общения и понимания письменной речи

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

66

Непарные согласные.

Непарные согласные.

Использовать алгоритм проверки написания парных согласных

Умение объяснить способ написания.

Развитие навыков сотрудничества совзрослыми и сверстниками

67

Парные согласные в середине слова. Способы проверки парных согласных в середине слова.

Как проверить изучаемую орфограмму в последнем слове?

Парные согласные в середине слова.

Объяснять выбор парной согласной буквы

формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

68

Упражнения в подборе проверочных слов для парных согласных в середине слова.

Только ли в конце слова надо проверять парные по звонкости-глухости согласные? А когда надо проверять парные по звонкости-глухости согласные в середине слова?

Парные согласные в середине слова.

Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости – глухости согласными в корне  слова.

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

69

Закрепление пройденного по темам «Безударные гласные», «Звонкие и глухие согласные звуки».

Буквы каких гласных звуков надо проверять?

Безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки

Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости – глухости согласными в корне  слова.

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

70

Списывание по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме».

Безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

71

Слова с удвоенными согласными.

Сколько в слове звуков? а букв?

Слова с удвоенными согласными.

Использовать слова с удвоенной согласной в устной и письменной речи

Выполнятьучебное задание в соответствии с целью

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

72

Правила переноса слов с удвоенными согласными.

Что на этом рисунке может быть названо словами с удвоенными согласными?

Перенос

Переносить слова с удвоенными согласными

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

73

Правописание слов с удвоенными согласными.

Слова с удвоенными согласными.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных).

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

74

Контрольный диктант за 2 четверть. №5

Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

75

Работа над ошибками

Уметь взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

76

Непроизносимые согласные.

Сколько звуков в этом слове? Какая буква обозначает звук, который в этом слове не произносится? А почему эту букву надо писать?

Непроизносимые согласные.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными).

Формулировать понятные для партнёра высказывания

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

77

Причины появления непроизносимых согласных в словах.

Какая буква обозначает звук, который в этом слове не произносится?

Непроизносимые согласные.

Применять алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной и обосновывать своё

Проверять результат выполненного задания.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод  внешней речи на внутренний план.

78

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Как вы объясните, почему изученная на уроке орфограмма так называется?

Непроизносимые согласные.

Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

Проверять результат выполненного задания.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

79

Систематизация знаний об употреблении разделительного мягкого знака.

Чем различается произношение слов полёт и польёт? Сколько звуков в первом слове? во втором?

Разделительный ь

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака.

Формулировать понятные высказывания с использованием терминов в рамках учебного диалога.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

80

Две функции мягкого знака в словах.

Может ли она обозначать звук? А для чего она употребляется на письме?

Мягкий знак

 Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком).

Проверять учебное задание и вносить коррективы

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

81

Разделительный ь и мягкий знак как показатель мягкости.

Какие две задачи может выполнять в словах мягкий знак?

Разделительный ь

Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

82

Написание поздравительного письма.

Письмо

Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

Проверять учебное задание и вносить коррективы

Формирование позитивного отношения к своей деятельности.

83

Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

В каких случаях пишется твердый знак?

Разделительный ь

Определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение

Проверятьучебное задание и вносить корректировку

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

84

Написание объявления.

 А когда еще объявления помогают людям общаться, получать информацию?

Объявление

Различать слова с разделительнымиь и ъ и обосновывать своё мнение

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование позитивного отношения к своей деятельности.

85

Контрольный  диктант по теме «Разделительные мягкий и твёрдый знаки» №6

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

86

Работа над ошибками

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

«Слово и его значение»

87

Что рассказало слово.

Как вы сами думаете, должен ли человек стремиться узнать как можно больше слов? Для чего?

Слово

Выполнять полный звукобуквенный анализ слова

Освоение норм и правил письма. Умение объяснить достоинства и недостатки в своей и чужой работе.

Формирование позитивного отношения к своей деятельности.

88

Понятийное (обобщающее) значение слова. Слово – двусторонняя звуковая единица.

Чем похожи эти предметы?

Значение слова

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко – буквенную форму.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

89

Разновидности толковых словарей.

Как расположены слова в словаре? Какие сведения о слове дает толковый словарь?

Толковый словарь

Пользоваться   орфографическим и толковым словарями.

Формулировать понятные для партнёра высказывания

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

90

Значение слова.

Сколько значений слова может быть указано в словаре?

Слово

Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей.

Проверять учебное задание и вносить корректировку

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

91

Имена собственные и нарицательные. Основное назначение имён собственных.

Чем различаются данные слова? Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Имена собственные и нарицательные

Различать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям.

Формулировать понятные высказывания, используя термины.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

92

Правописание имён собственных.

Знаете ли вы, что означали имена собственные раньше?

Имена собственные и нарицательные

Писать имена собственные в тексте

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Самоорганизация в решении проблемной ситуации.

93

Слова с несколькими значениями. Многозначные слова.

Как вы думаете, одно и то же слово может называть два разных предмета?

Многозначные слова.

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова.

Проверять учебное задание и вносить корректировку

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

94

Роль слов с переносным значением.

Вчера на сцене цирка два клоуна вели такую беседу. Один говорил: «Вечер уже наступил». Второй спрашивал: «На кого?» Почему клоуны не поняли друг друга?

Роль слов

Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.

Формулировать понятное для партнёра высказывание.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

95

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

Какие слова называют омонимами?

Омонимы

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

Учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

96

Слова, близкие по значению (синонимы).

Какие слова называются синонимами?

Синонимы

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи.

Выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания

Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

97

Использование синонимов в речи.

Что такое синонимы? Всегда ли они могут заменять друг друга?

 Синонимы

Использовать синонимы в собственных высказываниях.

Адекватно взаимодействовать в паре для представления результата.

.

Осознание алгоритма своего действия.

98

Роль слов – синонимов в речи.

Для чего в речи нужны синонимы?

Синонимы

Определять синонимы и обосновывать своё мнение

Выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

99

Слова, противоположные по значению (антонимы)

Догадайтесь, о каких словах мы сегодня будем говорить

Антонимы

Подбирать антонимы  к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль.

Формирование умения аргументировать

.

Осознание алгоритма своего действия.

100

Роль антонимов в речи. Систематизация знаний о синонимах, антонимах и омонимах.

Может ли замена антонимами некоторых слов в тексте резко изменить его смысл?

Антонимы

различатьсинонимы и антонимы в тексте и обосновывать своё мнение

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

101

Устойчивые сочетания слов.

Какое словосочетание надо понимать буквально? (Кот живет.) А что означает словосочетание кот наплакал?

Сочетания слов

Объяснять семантику  фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи.

Освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибок.

умение объяснить достоинства и недостатки в своей и в чужой работе

Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

102

Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения.

 Сможете ли вы объединить названия предметов на рисунках в группы? В какие?

Тематические группы слов.

Распределять  слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

103

Обобщение по теме «Тематические группы слов»

Сможете ли вы объединить названия предметов на рисунках в группы? В какие?

Тематические группы слов.

Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

Формирование умения аргументировать

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

104

Повторение по разделу «Слово и его значение».

Сможете ли вы объединить названия предметов на рисунках в группы? В какие?

Слово и его значение

Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира

Формирование ценностного отношения к русскому языку — как богатому и выразительному.

Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

105

Проверочная  работа по теме «Слово и его значение»

Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план

106

Работа над ошибками

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

«Состав слова»

107

Как собрать и разобрать слово.

Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов.)

Состав слова

Наблюдать за строением слова на наглядно – образных моделях.

Формирование умения аргументировать

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

108

Морфемный состав слова.

Почему слова леса и лиса не родственные, не однокоренные?

Морфемный состав слова

Составлять наглядно – образные модели слова.

Формирование ценностного отношения к русскому языку — как богатому и выразительному.

Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

109

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

А могут ли корни слов и звучать, и быть написаны одинаково, а по значению все-таки быть разными?

Корень

Называть части речи.

Выполнять взаимопроверку учебного задания.  Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

110

Правописание однокоренных слов.

Однокоренные слова

Находить корень путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи).

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование словарного запаса.

111

Правописание безударных гласных звуков в корне слова.

Как живется животным зимой? Как им помогают люди?

Безударные гласные

Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова.

Учиться регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

112

Повторение изученных орфограмм с учётом новых знаний  о составе слова.

Написание букв каких согласных звуков в корне слова надо проверять? Как их надо проверять?

Состав слова.

Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

113

Правописание слов с изученными орфограммами. Единообразное написание корня слова.

Как вы думаете, для чего надо уметь грамотно писать слова?

Корень слова

 Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения.

Освоение правил написания слов,

умение объяснять свои действия.

Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

114

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные  в корне слова» №6

 Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения.

Освоение правил написания слов.

умение объяснять свои действия.

Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

115

Работа над ошибками

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

116

Приставка – значимая часть слова.

Что такое приставка? Как она должна писаться?

Приставка

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи).

Проверять учебное задание и вносить коррективы

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

117

Приставка. Употребление разделительного твёрдого знака.

После какой части слова пишется разделительный твердый знак? Перед какими буквами он пишется?

Приставка

Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки.

Формулировать понятное

высказывание в рамках учебного диалога.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

118

Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого  знаков.

На какие буквы должна заканчиваться приставка, чтобы после нее можно было написать разделительный твердый знак?

Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков.

Проверять учебное задание и вносить коррективы

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

119

Суффикс – значимая часть слова.

Что общего в значении всех слов?

Суффикс

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи).

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению

120

Роль суффиксов в речи.

Но все ли части слова одинаково хорошо сочетаются друг с другом?

Роль суффиксов

Образовывать однокоренные и новые слова с помощью суффиксов

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

121

Контрольное списывание за 3 четверть.

Писать слова с изученными орфограммами

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

122

Окончание – изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении.

Для чего нужна пропущенная часть слова?

Окончание

Правильно употреблять окончание ( простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

123

Обобщение знаний по теме «Состав слова».

Как мы найдем корень слова?

Состав слова

Правильно употреблять окончание ( простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.

Формулировать понятное для партнёра высказывание

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

124

Проверочная работа по теме «Состав слова»

Писать слова с изученными орфограммами

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

«Части речи»

125.

Работа над ошибками. Что такое части речи.

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи.

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

126.

Части речи.

Для чего надо уметь правильно выделять части речи?

Части речи

Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно – образного и логического мышления.

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

127

Общие грамматические признаки у слов каждой части речи.

Что такое части речи? На какие общие вопросы отвечают слова каждой части речи?

Грамматические признаки у слов каждой части речи.

Определять часть речи и обосновывать своё мнение

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

128

Имя существительное как часть речи.

Какие общие свойства имеют слова одной части речи?

Имя существительное

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

129

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Составление словосочетаний с именами существительными.

Какие имена существительные называются одушевленными? а неодушевленными?

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Определять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать своё мнение

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

130

Собственные и нарицательные имена существительные.

Всегда ли легко отличить имя собственное от имени нарицательного?

Собственные и нарицательные имена существительные

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению

131

Правописание собственных имён существительных.

Почему Ушинский называет Россию матушкой?

Собственные и нарицательные имена существительные

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

132

Употребление заглавной буквы в именах собственных.

Почему Ушинский называет Россию матушкой?

Заглавная буква

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.

Формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

133

Категория числа имени существительного.

Одинаковые ли предметы я держу в правой и левой руке? А какие вы выберете слова для названия этих предметов? Чем различаются эти имена существительные?

Число имени существительного.

Определять число имён существительных.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

134

Имена существительные с вариативными формами  окончаний (Р.п. мн.ч.)

Вформе какого числа могут употребляться имена существительные?

Имена существительные

Выбирать формы имён существительных  из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

135

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

136

Работа над ошибками.

Глагол как часть речи. Тематические группы глаголов.

О каких же словах пойдет речь?

Глагол как часть речи.

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия.

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

137

Изменение глаголов по числам.

Сколько предметов совершают действие?

Глагол как часть речи.

Определять число глаголов.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

138

Наблюдение над изменением глаголов по временам.

Когда происходит действие, о котором говорится в предложениях?

Глагол как часть речи.

Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

Формулировать монологическое высказывание.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

139

Организующая роль глагола в образовании предложения.

Что такое глагол? Для чего в речи употребляются глаголы?

Глагол как часть речи.

Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

140

Изложение на основе зрительного восприятия текста.

Писать слова с изученными орфограммами

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

141

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

А как вы понимаете, что такое признак предмета?

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными.

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

142

Роль имён прилагательных в речи.

На какие свойства предмета могут указывать слова со значением признака?

Имена прилагательные

Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении.

Проверять результат выполненного задания

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

143

Роль имён прилагательных в речи.

Со словами какой части речи прилагательные связаны чаще всего?

Имена прилагательные

Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении.

Формулировать монологическое высказывание.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

144.

Изменение имён прилагательных по числам.

Какие части речи вы уже знаете? А какая из них, по-вашему, важнее всех в речи?

Имена прилагательные

Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

Проверять результат выполненного задания

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

145.

Сочинение – миниатюра «Весеннее утро».

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

146.

Обобщение по теме «Части речи»

Какие части речи вы уже знаете? А какая из них, по-вашему, важнее всех в речи?

Части речи

Писать слова с изученными орфограммами

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

147

Обобщение по теме «Части речи»

Как называются такие слова? Чем они похожи? Чем отличаются? К какой части речи принадлежит каждое из слов? Как вы это определили?

Части речи

Писать слова с изученными орфограммами

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

148

Словесные средства создания художественного образа.

Всегда ли мы умеем находить такие слова, чтобы они выразили нашу мысль точно, ярко, образно, чтобы они запомнились?

Художественный образ.

Писать слова с изученными орфограммами

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

149

Предлог. Использование предлогов для связи слов в предложении и словосочетании.

Чего не хватает в предложениях?

А для чего тогда нужны предлоги?

Предлог.

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

150

Правописание предлогов.

Предлог.

Различать предлоги и приставки и обосновывать своё мнение

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

151

Способ разграничения предлога и приставки.

Чем различаются приставки и предлоги?

Предлоги и приставки.

Исправлять ошибки в деформированном тексте, используя правило написания предлогов и приставок

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

152

Способ разграничения предлога и приставки.

Чем различаются приставки и предлоги?

Предлоги и приставки.

Писать слова с приставками и предлогами

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

153

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

Всегда ли мы употребляем предлоги так, как принято в хорошей речи?

Предлоги и приставки.

Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

154

Контрольный диктант по теме «Части речи» №7

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

155

Работа над ошибками

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

«Предложение. Текст»

156

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении.

Что вы можете сказать о словах в предложении?

Интонация

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

157

Главные члены предложения.

А какие члены предложения являются главными и почему? Как они называются?

Главные члены предложения.

Находить в предложении главные члены.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

158

Главные члены предложения – грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.

Из каких членов предложения может состоять предложение?

Главные члены предложения.

Находить в предложении главные члены.

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

159

Распространённые и нераспространённые  предложения.

Из каких членов предложения может состоять предложение?

Распространённые и нераспространённые  предложения.

Строить  предложения, адекватно выражая основную мысль.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

160

Итоговый контрольный диктант за год.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

161

Работа над ошибками.

Писать слова с изученными орфограммами

Учиться взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

161

Текст. Последовательность предложений в тексте.

Как вы думаете, а предложения в тексте должны быть связаны между собой? Это важно или нет, в каком порядке стоят предложения в тексте?

Текст.

Составлять текст с изученными орфограммами.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

162

Типы текстов.

Как вы думаете, для чего создаются тексты?

Текст.

Писать слова с изученными орфограммами

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

163

Текст. Составление рассказа по картинке.

Как вы думаете, а по заглавию текста мы можем заранее определить его тип?

Текст.

Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

164

Записка как вид текста, её особенности.

Какие слова можно употребить при обращении к другу? подруге? родителям? бабушке и дедушке? учителю?

Записка

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Формирование уважительного отношения к иному мнению

165

Письмо как вид текст, требования к его написанию.

Какие элементы включает в себя письмо? Чем письмо похоже на записку?

Письмо

Писать слова с изученными орфограммами

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

166

Приглашение как вид текста, его особенности. Общение человека с природой.

Когда и зачем пишутся приглашения?

Приглашение

Писать слова с изученными орфограммами

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря

167

Работа с деформированным текстом.

Текст.

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

168

Повторение пройденного за год.

Записка, письмо, приглашение — это форма письменного общения людей. Но только ли друг с другом могут общаться люди?

Записка, письмо, приглашение 

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

169

Повторение  пройденного за год.

Какие орфограммы вы знаете?

Писать орфограммы в словарных словах

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

170

Повторение  пройденного за год.

Какие орфограммы вы знаете?

Писать слова с изученными орфограммами

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...